Иосиф Пуриц. «Наваждения». 2 апреля 2019. Абонемент www.баян.ру Московской филармонии и «МО». Представление и интервью — Андрей Устинов

Иосиф Пуриц. «Наваждения». 2 апреля 2019. Абонемент www.баян.ру Московской филармонии и «МО». Представление и интервью — Андрей Устинов

2 апреля 2019, 19.00
Московская филармония
Камерный зал
Сезон 2018/2019
Абонемент № 180
www.баян.ru
Звезды баяна и аккордеона
Представление и интервью Андрей Устинов
Иосиф Пуриц «Наваждения»

Программа:

Торбьен Лундквист (1920–2006) «Дуэль» для баяна и ударных (1966)

Сергей Прокофьев (1901–1953) «Наваждение» ор. 4 (1910) Переложение И. Пурица

Никита Сухих (1985) Премьера нового сочинения для баяна и кларнета

Михаил Броннер (1952) «Музыка местечка» (версия для баяна и кларнета, 2009)

Клод Дебюсси (1862–1918) Пьесы из цикла «Детский уголок» (L 113, 1906–1908): «Серенада куклы». «Маленький пастушок». «Кукольный кэк-уок». Переложение И. Пурица-старшего

Модест Мусоргский (1839–1881) «Картинки с выставки» (1874). Переложение И. Пурица

Иосиф Пуриц (баян)
Валентин Кочетков (ударные)
Михаил Меринг (кларнет)

Иосиф Пуриц: «Баяну с его модернистской натурой удается по-новому передать “дикое” начало “Наваждения”»

Начинается концерт с произведения шведского композитора Торбьена Лундквиста «Дуэль». По словам самого автора, «Слушателю не стоит ждать того, чтобы исполнители выхватили оружие и начали схватку на сцене — дуэль свершается только с помощью музыкальных средств, причем сразу на нескольких уровнях: естественно, это дуэль между исполнителями, различными инструментами, а точнее разной природой возникновения звука, разными образами, которые характеризуются контрастными элементами формы, а также – между различными музыкальными стилями. Наступает момент, когда кажется, что ситуация становится довольно критической, но … мы не будем заранее раскрывать весь сюжет!»

«Наваждение» Сергея Прокофьева — одна из 4 фортепианных пьес ор. 4, произведение, давшее название программе концерта. Совсем молодой композитор (а ему было 20 лет, когда он окончательно отредактировал эту фортепианную пьесу), как и некоторые его современники, уловил драматичность начинающегося XX века. «Страшные всадники степей, подавляющие всякое проявление жизни», — так охарактеризовал характер этого сочинения Борис Асафьев. Баяну с его модернистской натурой удается по-новому передать «дикое» начало «Наваждения». Постоянное «вдалбливание» темы, повторяющийся с неотступным напором токкатный ритм — все это резонирует с природным характером инструмента.

Вслед за этим прозвучит мировая премьера нового сочинения молодого талантливого композитора Никиты Сухих для баяна и кларнета. Его работы исполняли такие коллективы, как камерный оркестр Большого театра, оркестр Berliner Camerata и другие.

Продолжает программу «Музыка местечка» Михаила Броннера: произведение, которое переносит нас в «штетл» — в небольшое полугородское еврейское поселение, из тех. что во множестве существовали в Восточной Европе до начала Второй мировой войны. Образ «местечка» — своеобразная метафора к жизненному укладу, который оказался «стерт» из нашей сегодняшней реальности маховиком истории.

Музыкальный импрессионизм представлен в программе тремя миниатюрами Клода Дебюсси из цикла «Детский уголок». «Серенада куклы», «Маленький пастушок» и «Кукольный кэк-уок» — три разнохарактерные пьесы: тут можно будет увидеть «фарфоровую куклу», популярную игрушку начала XX века, представить мелодию пастушьей флейты на воображаемых французских лугах и, наконец, поучаствовать в «Рэгтайме», который композитор не без определенной доли иронии передает в своей музыке.

«Картинки с выставки» Мусоргского — одно из центральных произведений в фортепианной литературе. Баян по-новому переживает каждую из «картинок»: в «Прогулках» высвечивается мелодия русских распевов и проявляется оркестровая натура инструмента, в «Старом замке» появляется протяжность, «зависание» звуков в воздухе, благодаря которому рисуется меланхоличная картина средневекового итальянского замка, который словно парит в туманной дымке.

Последние «картинки» предъявляют к исполнителю повышенные требования: как в техническом плане, так и с точки зрения передачи образного мира этой музыки. В них оркестровая партитура оказывается ближе природе инструмента, нежели фортепианный оригинал, и в звуках солирующего баяна воплощается звучание симфонического оркестра.

Вместе со мной на сцене замечательные музыканты и мои друзья: Михаил Меринг (кларнет) и Ростислав Бальчюнас (маримба, ударные).


Иосиф ПУРИЦ родился в Москве в семье музыкантов-баянистов. Игру на баяне начал осваивать под руководством родителей. В 2008 окончил Музыкальный колледж при МГИМ им. Шнитке (класс проф. А.И. Леденева), в 2013 — РАМ им. Гнесиных, где занимался в классе профессора, народного артиста России Ф.Р. Липса. В 2014, выиграв грант объединенного комитета Королевских школ музыки (ABRSM) в Лондоне, начал обучение в Королевской академии музыки в классе проф. Овена Маррея (окончил в 2017).

Иосиф Пуриц — лауреат более 30 международных конкурсов. В восемь лет он получил первое лауреатское звание на Международном конкурсе «Классика нова» в Германии. После этого становился победителем международных конкурсов в Клингентале (неоднократно в разных возрастных категориях), Кастельфидардо (Италия, 2009), Аррасате (Испания, 2011), «Трофей мира» (Спокэйн, США, 2012), Первого Всероссийского музыкального конкурса (2013), Karl Jenkins Classical Music Award (Лондон, 2014), Hattori Foundation Senior Awards (Лондон, 2015), Patrons’ Award (Лондон, 2016). Будучи выбранным из нескольких сотен претендентов, стал обладателем главного гранта Drake Calleja Trust за 2016–2017.

В 2015 Иосиф стал первым в истории классическим музыкантом BBC Introducing (проект радио ВВС, поддерживающий молодых музыкантов). С тех пор он неоднократно выступал в эфире корпорации, а также на фестивалях и концертах, организуемых ВВС.

Иосиф Пуриц гастролировал в США, Великобритании, Канаде, Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Чехии, Китае, Франции, Испании, Сербии, Дании и других странах.

Выступал на самых престижных концертных площадках России и мира: в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Зале Капеллы Санкт-Петербурга, Carnegie Hall (Нью-Йорк), Wigmore Hall (Лондон), George Weston Recital Hall (Торонто), Nybrokajen Concert Hall (Стокгольм), National House of Vinohrady (Прага),

Concert Hall of Central Conservatory of Music (Пекин), Royal Danish Academy of Fine Arts (Копенгаген), UNESCO (Париж).

Неоднократно участвовал Международном фестивале «Баян и баянисты» в Москве и на многих престижных фестивалях в Росси и за рубежом, в концертах и абонементах Московской филармонии.

http://www.iosifpurits.com/