«Играть чаще, играть больше, дать репертуару зажить, а актерам быть в тонусе…». Электротеатр «Станиславский» открывает сезон 2017/2018

«Играть чаще, играть больше, дать репертуару зажить, а актерам быть в тонусе…». Электротеатр «Станиславский» открывает сезон 2017/2018
Фото Олимпия Орлова

Состоялся сбор труппы Электротеатра «Станиславский». 4 сентября он открывает сезон 2017/2018 на Малой сцене творческим вечером Олега Гаркуши.

Встречу с актерами труппы и сотрудниками театра Борис Юхананов начал с высказывания «трех простых мыслей» по ситуации вокруг Кирилла Серебренникова, которые определяют его позицию и, как он надеется, мнение всего творческого коллектива.

«Я хочу начать с конкретного и важного разговора – о Кирилле Серебренникове. Вот три мысли, которые связаны с моим отношением к этому делу. Первое – я ни на одну секунду не верю в преступный замысел этих несчастных и страждущих сейчас людей. Всех, кто стал жертвой очень нехорошей и страшной ситуации: Алексея Малобродского, Нины Масляевой, Юрия Итина, Екатерины Вороновой, и, конечно, Кирилла. Эти люди – жертвы времени, тупых механизмов истории и судьбы. Хочу подчеркнуть, что я на сто процентов убежден в их абсолютной невиновности.

Что за этим стоит – какие подковерные политические игры или кафкианские механизмы функционирования в этом времени государства – не знаю и даже не буду сейчас рассуждать об этом.

И второе – я хочу подчеркнуть и надеюсь, что вы согласитесь со мной, – что мы, как театральная территория, которая всегда была миром в мире, государством в государстве, сейчас оказываемся перед ситуацией, к несчастью, когда мы все должны проявить солидарность. В ней и прячется сущность чести театра. Отстаивая эту честь, я хочу подчеркнуть, что я и Электротеатр заявляем об этой солидарности.

Знаете, есть такое выражение «правд много, а истина одна». Я не знаю, что сейчас стало с истиной, на каких сковородках она жарится, но я бы перефразировал это выражение и сказал бы: правд много, а ложь одна. И ложью, ужасной ложью сегодня является отсутствие сопереживания и милосердия в человеке. Вот что я хотел сказать о ситуации с Кириллом Серебренниковым».

Судя по аплодисментам в зале, эта мысль была встречена с одобрением. На вопрос одного из участников мероприятия, будет ли официальное заявление по поводу «Дела Серебренникова», Борис Юхананов дал ясно понять, что все его слова – это и есть официальная реакция на события…

Планы на сезон

Итоги работы Электротеатра «Станиславский» за минувшие четыре года со дня основания (переименования драмтеатра им. Станиславского) были подробно освещены еще в июле этого года на пресс-конференции в честь открытия Театрального двора, что стало отправной точкой для нового интенсивного этапа работы театра. «Мы одни из самых интенсивных!» – откровенно признался худрук, рассказывая о новом пространстве на Белорусской, о перспективах развития отреставрированного здания на Тверской. В этом году труппа собирается играть как можно больше спектаклей, входящих в основной репертуар (а их более сорока). «Играть чаще, играть больше, дать репертуару зажить, а актерам быть в тонусе…» – провозгласил на сборе Юхананов к радости собравшихся артистов.

Будут и премьеры. Среди первых – на Основной сцене – спектакль Константина Богомолова «Волшебная гора» по одноименному роману Томаса Манна. Осенью почитателей ждет также премьера радикальной оперетты «Зойкина квартира» (28 сентября) на Малой сцене. Собирается театр вернуться к «Чайке» (8 сентября). В ближайшее время будет показана «Синяя птица» (16, 17, 18 сентября).

В афише осени – опера «Маниозис» Александра Белоусова (13, 14 октября). Либретто написано на основе произведений Спинозы. Это музыкально-философское размышление о необходимом и добровольном единении людей на основе разума и всеобщей пользы. Опера отсылает к жанру Drama per musika.

Поскольку театр взял курс на многопрофильность, то и в репертуаре это отобразится. Первая премьера, показанная на открытии Театрального Двора – «Galileo. Опера для скрипки и ученого» Бориса Юхананова на музыку пяти современных композиторов – будет показана 14, 15 сентября. Олег Добровольский выпустит «Визит дамы». В планы московского театра на Тверской включены новые оперы композиторов Владимира Раннева («Проза») и Петра Поспелова («Улисс»). 22 сентября на сцене – концерт к столетию русской революции «Электрокабаре. Высокая болезнь политики, или Пьеро и Левиафан» (реж. С. Васильев). Все песни и номера этого проекта на музыку Федора Софронова посвящены власти, государству и политической борьбе.

Продолжатся репетиции ранее задуманных спектаклей. Совместно с Ю. Хариковым создана «Сценографическая лаборатория», которая позволяет заранее проработать детали постановок, которые потом будут перенесены в пространство сцены. Юхананов много связывает и с молодыми режиссерами, которые учатся у него на курсе, где он преподает (Ковальчук, Никитин, Смирнов). «Театр не может жить как капсула, он открыт,» — говорит Борис Юрьевич. И собирается поставить своего «Орфея» — о любви, на основе пьес Ануя и Кокто.

К слову, к открытию сезона, в фойе театра представлена выставка фотографий сценографии и костюмов оперы «Октавия. Трепанация» Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского (копродукция Электротеатра Станиславский и Holland Festival).

Оксана МЕРЗЛИКИНА

Кликните, чтобы увеличить