Григорий Кротенко и Петр Айду — о юбилейном туре и принципах Персимфанса

Григорий Кротенко и Петр Айду — о юбилейном туре и принципах Персимфанса
Фото предоставлено пресс-службой Зала Зарядье

23 марта 2022 на Транссибирском Арт-фестивале состоялся заключительный концерт организованного МГАФ юбилейного тура Персимфанса, начавшегося 15 февраля в Екатеринбурге. Далее были выступления в Перми (17 февраля), Ижевске (19 февраля), Красноярске (21 марта). В программе – Второй Бранденбургский концерт Баха, «Плач по жертвам Хиросимы» Пендерецкого, Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского, «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина (солист – Петр Айду), Сюита «На Днепрострое» Мейтуса. С этой же программой ансамбль выступил 13 февраля в КЗЧ: концерт «100 лет Персимфансу» в абонементе Московской филармонии «Диалоги с XX веком».

Юбилейной дате Первого симфонического ансамбля без дирижера был посвящен и совместный абонемент «Музыкального обозрения» и Московской филармонии «К 100-летию Персимфанса. Instrumentarium: фортепиано – контрабас – скрипка» (представление и интервью – Андрей Устинов): три концерта с участием солистов Персимфанса – Петра Айду (8 февраля), Григория Кротенко (23 февраля), Марины Катаржновой (1 марта).

Выступив в Перми 17 февраля, солисты Персимфанса дали интервью пермскому информационному порталу 59i.ru:

В каких городах вы уже побывали?

Григорий Кротенко (контрабас; комиссар, секретарь правления Персимфанса): Мы всех поздравляем с нашим юбилеем и едем на Восток, впервые в столетней истории Персимфанса получилось так, что мы едем на Восток. В 20-е годы симфонический ансамбль практически не выезжал за пределы Москвы и стал, тем не менее, известным коллективом. А в наше время мы больше выезжали на Запад, а на Востоке мы не были.

Кто все-таки выполняет роль дирижера в вашем коллективе?

Петр Айду (фортепиано; идеолог, председатель правления Персимфанса): Нами управляет нечто, это по-разному называют, если по-религиозному, то это Бог. Нами управляет, что-то сильнее и выше нас!

Г. К.: У нас оркестр не без дирижера. Это оркестр, где с удовольствием играют дирижеры, и их много. У нас есть самая амбициозная цель – это научить весь мир играть вместе без дирижера.

Как родилась ваша рассадка?

П. А.: Так точно сказать я не могу, кто эту рассадку придумал, это кто-то из основателей оркестра. Это наш фирменный знак. Во-первых, это концептуальная основа – это круг, а люди, которые сидят в кругу и смотрят друг на друга, это древняя магическая вещь. И эта рассадка действительно хороша с точки зрения акустики, она придает звучанию нашего оркестра особую окраску.

20 век прошел с палочкой дирижера, а в 21 веке все хотят играть без дирижера, почему так?

П. А.: Это очень естественно, потому что 20 век тиранических режимов, и все немного устали от этого. Все хотят жить в мире и согласии.

Г. К.: Оркестр – это маленькая модель нашего общества. На сцене все хотят равноправного партнерства.

Был ли у вас опыт игры в оркестре с дирижером? Чем отличается?

Евгений Бархатов (кларнет): Для меня плюсов нет никаких в игре с дирижером, как говорили наши коллеги. Я всю жизнь старался избежать попадания в оркестр с дирижером, и у меня хорошо это получилось. Бывает, конечно, когда есть лидер, который стоит в центре и который ведет за собой большие массы и способен менять пространство своей волей. Надо при этом иметь желание идти за кем-то, который за тебя будет решать важные вопросы. Практика показывает, когда приходят к нам новые музыканты и пробуют делать то же самое, к чему они привыкли, это становится мощным наркотиком, от которого мало кто может отказаться.

Есть ли дресс-код у вашего коллектива?

Ярослав Шварцштейн (художник, заведующий ИЗОчастью Персимфанса): У нас есть дресс-код, мы стараемся его привязывать к программе концерта, и еще мы стараемся одеваться индивидуально, надеть праздничную одежду, как будто каждый участник идет на собственный сольный концерт. Тем не менее, мы стараемся как-то объединить это все цветовой гаммой – или мы исключаем, например, белый цвет, или, наоборот, его включаем.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм