Гидон Кремер и оркестр «Кремерата Балтика» записали новый альбом музыки Мечислава Вайнберга

Гидон Кремер и оркестр «Кремерата Балтика» записали новый альбом музыки Мечислава Вайнберга

В 2014 году «Кремерата Балтика» выпустила первый релиз с музыкой Мечислава Вайнберга на лейбле ECM New Series. Этот альбом получил восторженные отзывы музыкальных критиков.

Теперь последовало продолжение: оркестр под управлением Гидона Кремера записал четыре Камерные симфонии, которые Мечислав Вайнберг написал в последнее десятилетие своей жизни. Также в альбом, записанный в Вене и Риге, вошла новая аранжировка раннего Фортепианного квинтета ор. 18 Вайнберга, сделанная Гидоном Кремером и перкуссионистом Кремераты Андреем Пушкаревым.

В буклете релиза композитор Александр Раскатов, знавший Мечислава Вайнберга лично, пишет о «невероятном ренессансе» музыки Вайнберга. О ее возрождении, которому мог бы порадоваться сам автор. С момента смерти Вайнберга (в 1996) прошло немало лет, прежде чем его музыка нашла широкую аудиторию. Сегодня эта музыка звучит во всем мире, исполняется лучшими музыкантами, и Гидон Кремер вместе с Кремерата Балтика также вносят свой вклад в ее популяризацию.

Музыка Вайнберга, «являющаяся сильной оппозицией любому направлению в музыке – будь то авангард или арьергард», как пишет Раскатов, действительно заслуживает большей известности.

<***>

Аранжировка Фортепианного квинтета op. 18 Кремера/Пушкарева продолжает творческий дух и метод самого Вайнберга, который любил перерабатывать свой собственный материал: каждая из его Камерных симфоний развивает темы ранних произведений и ставит их в новый контекст. Ядро Камерной Симфонии № 1 (1986) можно найти во втором Струнном квартете Вайнберга, написанном за 45 лет до симфонии. «Он продолжал процесс переработки своего третьего струнного квартета как Камерную симфонию № 2 и его пятого струнного квартета как Камерную симфонию № 3, – пишет Дэвид Фаннинг. – Здесь также можно найти темы из ранее неиздававшихся произведений. В конце концов он пишет Камерную симфонию № 4, его последний законченный опус, основывая его не на струнном квартете, но на нескольких своих поздних работах».

Камерные симфонии Вайнберга, по словам Гидона Кремера – это «наиболее личностные отражения великого композитора на свою собственную жизнь и жизнь его поколения, как дневник наиболее драматичных периодов XX века».

Гидон Кремер считает эту запись музыки Вайнберга «одной из наиболее значимых» в дискографии оркестра «Кремерата Балтика». Альбом вышел в то время, когда оркестр проводит большой гастрольный тур, посвященный сразу двум юбилеям – 20-летию оркестра и 70-летию его лидера. Произведения Вайнберга стали неотъемлемой частью концертного репертуара оркестра в текущем сезоне.

Буклет альбома на английском и немецком языках, включает сопроводительный текст биографа Вайнберга Дэвида Фаннинга, и также личные воспоминания о Вайнберге композитора Александра Раскатова.

Исполнители

Кремерата Балтика
Гидон Кремер, скрипка
Юлианна Авдеева, фортепиано
Мате Бекавак, кларнет
Мирга Гражинита-Тила, дирижер