Гендель под Варгафтика: раздвоение сознания

Гендель под Варгафтика: раздвоение сознания
«Самсон и Далила». Антонис ван Дейк, 1620

На очень странном мероприятии довелось мне сегодня побывать (и спастись оттуда бегством). Любопытство подвело. Ну, и добросовестность: как же не сходить, когда играют Генделя!

7 февраля, среда
Большой зал консерватории
Абонемент № 75 Московской филармонии

Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Ансамбль солистов Российского национального оркестра
Дирижёр — Геннадий Дмитряк

Г. Ф. Гендель
«Самсон», оратория для солистов, хора и оркестра

Надо было внимательнее вглядываться и вчитываться в афишу, а не носиться мимо неё как степной скакун по консерваторским анфиладам. Или в афише была не вся информация? Сейчас уже не помню.

А суть состояла в том, что, во-первых, исполнялась не оратория “Самсон”, а её фрагменты, составляющие едва ли треть огромного целого.

Во-вторых же, прослойками между фрагментами служили сопроводительные монологи Артёма Варгафтика… ну, знающие поймут, что это за жанр. Увидев в программке знакомую фамилию, я понадеялась, что оратор ограничится кратким вступительным словом, быстро рассказав сюжет (хотя зачем его рассказывать, если можно напечатать в программке?)  – ан нет, удовольствие было растянуто на весь вечер.. Однако опыт в чём-то оказался поучительным.

Некая машина времени перенесла понимающую часть публики в какой-то махровый позавчерашний день. Я вполне готова понять столь любимого мною Римского-Корсакова, когда он в начале 1900-х годов после прослушивания “Страстей ” Баха писал в дневнике, что слушать такое целиком уже невозможно, нужно выбирать куски (“а куски есть хорошие”), потому что, дескать, Бах, Гендель и прочие старики – представители “чуждого нам звукосозерцания” (недосуг искать точную цитату, но это выражение помню дословно). Дествительно, в начале 20 века никаких “аутентистов” ещё не было. О старинной музыке знали мало, играть и петь её не умели. И если исполнять Генделя в вагнеровских темпах, то действительно получится тягомотина. Захочется сократить и порезать. Но  с тех пор вроде как много воды утекло. Изменился мир, изменилась историческая картина, изменилась музыкальная практика. А вот поди же ты…

У филармонии какое-то диковинное раздвоение сознания. В КЗЧ уже много лет царствуют великолепные аутентичные или близкие к ним интерпретации барочных гениев, в том числе Генделя. Никто не режет оперы и оратории по живому, никто не сокращает части в ариях да капо, музыканты, даже играя не на исторических инструментах, придерживаются должной артикуляции, фразировки, темпов. И, конечно, никто не выпускает на сцену между номерами “говорящую голову”, чтобы она объяснила глупой публике, о чём будет следующая песня. Но почему-то это оказалось возможным в БЗК.

Машина времени решительно двинулась назад и застряла где-то… даже не знаю, где. В безвременье. Даже в советские времена так с Генделем не поступали. Правда, “Самсона” на моей памяти в Москве не играли. Но был “Иуда Маккавей”с Сондецкисом, был великолепный “Саул” с Риллингом – это ещё в 80-е годы, если не ошибаюсь. А уже после этого чего только не было. И казалось бы, всем должно быть ясно, что неприлично выдавать куцую компиляцию с эстрадным ведущим за “ораторию Генделя”.

Между тем музыканты, принимавшие участие в этой профанации, сами по себе — профессионалы высокого класса. Не только хор, но и оркестр (камерный состав РНО). Один только первый скрипач Алексей Бруни чего стоит! (Облигатная партия в арии Далилы была сыграна с большим вкусом и блеском). И трубачи были отличные, и литаврист (он “отжигал” в первом хоре филистимлян).

Солисты в целом тоже порадовали: Юрий Ростоцкий (Самсон) – у него получился скорее лирический, чем героический образ героя; Максим Кузьмин-Караваев (Маноа и Харафа – первая роль мне показалась более органичной для его интеллигентной манеры пения), Евгения Сегенюк (Миха – тут были проблемы с дикцией, но голос звучал мощно), Светлана Полянская (Далила – вот тут попадание в “яблочко”!).

И всё же я не смогла заставить себя дослушать эту немыслимую окрошку до конца. Ушла со второго отделения.

Источник публикации LiveJournal, 07.02.2018, cleofide (оригинальный заголовок Total eclipse…)