Фестиваль Sound Up посвящает юбилейный концерт композитору Дэвиду Лэнгу

Фестиваль Sound Up посвящает юбилейный концерт композитору Дэвиду Лэнгу
Дэвид Лэнг. Фото Peter Serling (фрагмент), предоставлено пресс-службой Sound Up
На своем 20-м концерте 9 ноября в 20:00 фестиваль новой музыки SOUND UP будет чествовать Дэвида Лэнга — одного из самых исполняемых американских композиторов послевоенного поколения. Фестиваль представляет специальную программу DAVID LANG /ULTRA/. Произведения композитора прозвучат в исполнении вокального коллектива Intrada и ансамбля Студия Новой Музыки. Концерт состоится в арт-пространстве Трехгорной мануфактуры, цех Надежда (выставочный зал).

Музыка Дэвида Лэнга — тональна, благозвучна, четко структурирована, лишена пустословия и умничания, при этом невероятно изобретательна. Композитор добился почти универсального признания — его музыку исполняют самые авторитетные ансамбли современной музыки, он щедро оценен профессиональными наградами, включая важнейшую для американского композитора — Пулитцеровскую премию, и при этом заработал «Грэмми» и номинацию на «Оскар» за музыку к фильму «Молодость» Паоло Соррентино.

Прежде чем вписаться в культурный истеблишмент, Дэвид Лэнг начал с инициативы, казавшейся дерзкой и хулиганской. В 1980-х он вместе с двумя другими композиторами из Йельской музыкальной школы — Майклом Гордоном и Джулией Вульф — создали группу-коммуну Bang On a Can, целью которой было сочинять музыку совмещающую сложность структуры с энергией и драйвом поп-музыки и исполнять ее в среде, максимально далекой от классического мира. Схожими идеями руководствовались американские композиторы поколением старше — минималисты Терри Райли, Стив Райх и Филипп Гласс, поэтому к «новым бунтарям» прикрепилось прозвище «постминималисты». Оставшись верными принципам лаконизма выразительных средств, постминималисты пошли дальше — Дэвид Лэнг и его единомышленники оперируют не только языком классической музыки и традиционных звуковых практик народов мира, но и внимательно вглядываются в то, что происходит в роке, фанке, панке, хип-хопе и электронике, жадно интересуясь всем новым. Поэтому Дэвид Лэнг нередко участвовал в совместных проектах с актуальными героями рока такими как Шэрон Уорден из My Brightest Diamond и Брайс Десснер из National.

В портфолио нью-йоркского композитора встречается большое разнообразие жанров — от опер и симфонических полотен до камерной музыки, но особенно его привлекает вокальная и хоровая музыка, что делает его одним из ярчайших современных авторов, пишущих музыку для голоса.

«Страсти по девочке со спичками» — пожалуй, самое известное вокальное произведение Дэвида Лэнга, за которое композитор был удостоен в 2008-м году престижной Пулитцеровской премии, встав, таким образом, в один ряд с основателями американской композиторской школы Аароном Копландом и Чарльзом Айвзом.

Святочный рассказ Ханса Кристиана Андерсена «Девочка со спичками» неоднократно избирался композиторами для музыкальных интерпретаций. Любитель парадоксов Дэвид Лэнг увидел в этой прекрасной и трагической истории парафраз жизни Иисуса Христа и превратил ее в камерную ораторию, выдержанную в стилистике баховских пассионов. Возвышенная, благостная, полная тонких деталей музыка американского композитора гениально иллюстрирует в звуке парение между страданиями и надеждой, которое переживает главная героиня рассказа. Опыт, который позволяют пережить «Страсти по девочке со спичками», сродни религиозному откровению.