«Джоконда» Понкьелли в Мариинском театре: впервые с конца XIX века (9 марта 2022)

«Джоконда» Понкьелли в Мариинском театре: впервые с конца XIX века (9 марта 2022)

9 марта в Мариинском театре состоится концертное исполнение оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда», которая ставилась в «Мариинке» в 1888. В основе «Джоконды» – пьеса Виктора Гюго «Анджело, тиран Падуанский» (1835). Продирижирует новым сочинением в сегодняшнем репертуаре Мариинского театра Валерий Гергиев.

Солисты: Ирина Чурилова (Джоконда), Ахмед Агади (Энцо Гримальдо), Владислав Куприянов (Барнаба), Станислав Трофимов (Герцог Альвизе Бадоэро), Елена Витман (Слепая, мать Джоконды). Ответственный концертмейстер – Григорий Якерсон. Хормейстер – Павел Теплов.

Премьера «Джоконды» Понкьелли состоялась 8 апреля 1876 в миланском театре Ла Скала, 20 декабря 1883 сочинение было впервые исполнено в Метрополитен-опере. Российские премьеры начались с Казани (1885, антреприза Петра Медведева). Далее – Мариинский (1888), Большой (1907), Малый оперный (1956) театры.

«Сюжет заимствован из драмы, послужившей также источником оперы Ц. Кюи “Анджело”, но действующие лица получили другие имена, события перенесены в Венецию. Тиран Анджело превратился в председателя Совета десяти Альвизе Бадоэро, актриса Тизба – в певицу Джоконду, жена тирана Катарина – в Лауру Адорно, а Родольф – в генуэзского принца Энцо Гримальдо.

Главная пружина действия – шпион инквизиции Барнаба, играющий роль уличного певца. Он ненавидит Джоконду, отвергшую его любовь, презирает жену своего начальника Лауру, разрушившую его планы, и является врагом принца Энцо, которого любят обе женщины. В безымянном доносе Барнаба сообщает мужу Лауры о неверности жены, предупреждает попытку ее бегства и внушает Бадоэро мысль убить неверную, заставив ее выпить яд. Джоконда заменяет яд сонным питьем и спасает Лауру, освобождает схваченного инквизицией Энцо и кончает жизнь самоубийством, чтобы избавиться от власти Барнабы.

Барнаба и Джоконда – главные герои оперы, остальные выполняют служебную функцию. Музыка эффектна, но малосамостоятельна, на ней сказалось воздействие Мейербера и отчасти Верди. Вокальные партии выгодны для певцов, действие развивается напряженно. В художественном отношении сочинение Понкьелли уступает “Анджело” Кюи, однако приобрело большую популярность». (А. Гозенпуд)