Двадцатые годы XXI столетия: время Шостаковича

Правда и Совесть Века
Двадцатые годы XXI столетия: время Шостаковича

Музыка Дмитрия Шостаковича востребована всегда. Но особенно — во времена, когда требуется отыскать стойкость и силы духа для противостояния злу и жестокости мира. Сейчас Время музыки Шостаковича. Она созвучна нынешнему состоянию душ и общества. И тех, кто искренне переживает, испытывает боль от того, что происходит с нами и вокруг нас. «В окружающем мире государственного террора и лжи его музыка звучала голосом правды, совести и надежды и ее творец для многих стал властителем дум и душ…», — пишет исследователь творчества Шостаковича Аркадий Климовицкий.

25-е, день рождения

Ленинградская (ныне Санкт-Петербургская) филармония, которой сразу после смерти композитора, в 1975, было присвоено его имя. Каждый год сезон филармонии официально открывается 25 сентября концертом ЗКР АСО филармонии, за пультом в этот день всегда стоит главный дирижер: легендарный Евгений Мравинский, затем Юрий Темирканов, с 2021 — Николай Алексеев. В этом году в программе концерта были сочинения Рахманинова (в год 150-летия со дня его рождения) и 10-я симфония Шостаковича, к 70-летию премьеры (17 декабря 1953, Большой зал Ленинградской филармонии, дирижер Евгений Мравинский).

Теперь традицию поддерживают многие другие города, коллективы, исполнители, филармонии. 25 сентября оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением Арсентия Ткаченко исполнил в КЗЧ программу «В день рождения Дмитрия Шостаковича»: прозвучали Камерная симфония ор. 118а (Струнный квартет № 10 в оркестровке Рудольфа Баршая), три фрагмента из музыки к кинофильму «Гамлет», избранные фортепианные прелюдии в оркестровке Игоря Лермана. Нестареющий Сергей Лейферкус блистательно исполнил цикл «Шесть романсов» на слова английских поэтов для баса и камерного оркестра, и столь же ярко и артикулированно пианистка Анна Цыбулева — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.

В Самаре 25 сентября выступил Российский национальный оркестр с программой из произведений Шостаковича («Праздничная увертюра», Концерт для виолончели с оркестром № 1, Симфония № 5; солист Александр Рудин, дирижеры Александр Рудин, Денис Власенко).

10-я симфония: DSCH

Музыкой Дмитрия Шостаковича открылся новый, шестой, сезон Московского концертного зала «Зарядье».

Официальными датами открытия сезона Концертного зала «Зарядье» значились 6 и 7 сентября: концерт оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса с 13-й симфонией Шостаковича. Это было известно еще в середине лета. Однако в конце августа внезапно появилась информация о том, что 4 и 5 сентября в «Зарядье» состоятся выступления оркестра и солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Появились в городе и афиши этих концертов. Правда, как обычно для Гергиева, без указания программы – ни на сайте «Зарядья», ни на афишах.

Программы объявили где-то за 3-4 дня до концертов. И слушатель с удивлением обнаружил, что в них тоже Шостакович. Причем во втором концерте 5 сентября – 10-я симфония, которая была давно заявлена и в программе концерта Госоркестра 6 сентября в КЗЧ, посвященного 95-летию Евгения Светланова. Именно в этот день – день рождения Евгения Федоровича Светланова – Госоркестр имени Е.Ф. Светланова в последние годы традиционно открывает свой сезон. Дата и программа концерта Госоркестра были известны еще в апреле, с началом продажи абонементов МГАФ на сезон 23/24.

10-я симфония — этапная в творчестве Шостаковича. Первое сочинение, написанное и исполненное после смерти Сталина. И первое, в котором прозвучала публично, в концертном зале, монограмма DSCH (она впервые появилась у Шостаковича пятью годами ранее, в Первом скрипичном концерте, созданном в трагическом для композитора 1948. Однако концерт был впервые исполнен только в 1955).

«Аудитория, услышавшая Десятую симфонию в конце 1953 года, психологически была ориентирована на поэтику эзопова языка, на поиски “тайных смыслов”, “глубинных подтекстов”, всякого рода иносказаний и “сокрытостей”. Более искушенные посетители симфонических концертов мгновенно откликнулись на специфическую выделенность темы D-Es-C-H и легко и охотно истолковали последовательность ее четырех звуков как монограмму, объединяющую начальные буквы имени и фамилии композитора в немецком написании (Dmitrij SCHostakowitsch). Возможно, что это “очужденное” (не славянское, не кириллицей, а латиницей) написание сыграло существенную роль в превращение монограммы в символ “утаенности от посторонних глаз” авторского “я” и  одновременно — для посвященных — незримого его присутствия. Однако и в тех случаях, когда такого рода знак или намек не был расшифрован, слушатели — современники композитора —интуитивно его ощущали», — пишет А. Климовицкий в статье «Еще раз о теме-монограмме D-Es-C-H».

Сентябрь — месяц Шостаковича

В сентябре музыканты обращаются к творчеству Шостаковича особенно часто.

В 2023 Валерий Гергиев объявил в Мариинском театре сентябрь «Месяцем Шостаковича». Следуя своему принципу «если исполнять композитора, то в полном объеме», Гергиев и оркестр театра в течение трех недель с 10 сентября по 1 октября исполнил все 15 симфоний и все инструментальные концерты (кроме Первого для скрипки с оркестром). Солировали лауреаты Конкурса им. Чайковского разных лет. В одном из концертов прозвучали три симфонии (1, 2, 3), а в четырех — по две (4 и 5, 8 и 9, 10 и 11, 12 и 13).

Цикл концертов «Все симфонии Шостаковича» прошел в зале «Зарядье» в год 115-летия со дня рождения Д.Д. Шостаковича, с февраля по декабрь 2021. В проекте участвовали ведущие московские оркестры (Госоркестр имени Е.Ф. Светланова, БСО им. Чайковского, РНО, Госкапелла России, НФОР, Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Персимфанс) и филармонические оркестры Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска. Дирижировали Владимир Федосеев, Василий Петренко, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Пьер Блёз, Валерий Полянский, Дмитрий Лисс, Томас Зандерлинг, Владимир Ланде, Андрей Борейко, Юрий Башмет, Даниил Райскин, Дмитрий Корчак. Каждый концерт предварялся лекцией из цикла «Разговор о Шостаковиче» от известных музыковедов, исполнителей и журналистов (среди лекторов — Ольга Дигонская, Дина Кирнарская, Иосиф Райскин, Левон Акопян). Цикл был отмечен в рейтинге «Музыкального обозрения» «События и персоны» за 2021 как «Проект года».

Первым и Вторым струнными квартетами Дмитрия Шостаковича в исполнении квартета OpensoundOrchestra открылся 4 сентября новый сезон ДК «Рассвет». Музыканты планируют исполнить в 2023–2024 все 15 квартетов Шостаковича.

22 сентября в Малом зале Московской консерватории Государственный квартет имени Бородина сыграл исполнивший Первый и Девятый квартеты и Второй квартет Чайковского. 28 сентября в мемориальном музее А.Н. Скрябина в Москве прошел вечер камерной музыки ко дню рождения Шостаковича. Звучали самые известные его камерные сочинения: Фортепианный Квинтет и Трио № 2. Исполнители: Иван Покровский (скрипка), Юлия Покровская (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Рустам Комачков (виолончель), Наталья Богданова (фортепиано).

Театр Шостаковича

В том же 2021 в Большом театре, на Камерной сцене имени Б.А. Покровского была поставлена оперетта Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки». Постановка режиссера из Македонии Ивана Поповски (известного своими работами в Мастерской Петра Фоменко и спектаклем «Война и мир» в ГАБТе в 2005) также отмечена Премией «МО». «Сегодня сюжет “Москва, Черемушки” кажется не менее востребованным, чем 60 лет назад, в годы оттепели. Неожиданно он резонирует с нашим временем. “Хрущевки” опять в центре внимания, только теперь процесс движется в обратном направлении: они отжили свой век, стали бременем для города и идут под снос по программе реновации. Но дело не только в этом. <…> Новый спектакль Большого театра пришелся ко времени и потому, что отвечает мыслям и надеждам многих. Оказалось, что вроде бы “один из” многих опусов Шостаковича отразил грандиозное временнОе и социальное явление, которое до сих пор прорастает в сознании как весенняя трава и зеленые листья – сквозь зиму, морозы и холода» («МО», 2021, № 4).

Сегодня спектакль «Москва, Черемушки» идет в Самаре в театре, который ныне ( с какого года именуется «Шостакович опера балет» (премьера 23 сентября 2022), Чувашском театре оперы и балета (премьера 8 июня 2022; в этом году будет показан на фестивале «Видеть музыку» на сцене театра «Геликон-опера»).

Сохраняется в репертуаре Большого театра опера «Нос» (на Камерной сцене им. Б.А. Покровского). В то же время выбыли из репертуара «Катерина Измайлова» Римаса Туминаса (постановка 2016) и балет на музыку Шостаковича «Укрощение строптивой» Жана-Кристофа Майо (мировая премьера в 2014). В Мариинском театре «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Ирины Молостовой шла последний раз в ноябре 2022.

Самара

В Самаре (тогда Куйбышеве) Дмитрий Дмитриевич с октября 1941 по март 1943 был с семьей в эвакуации. Здесь окончена 7-я симфония, написаны вокальный цикл «Шесть романсов» на слова английских поэтов, вокально-симфоническая сюита «Отчизна» на слова С. Алымова, начаты Соната № 2 для фортепиано и опера «Игроки» (не окончена)

5 марта 1942 в Куйбышевском театре оперы и балета состоялась премьера Седьмой симфонии в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда.

В Самаре есть улица Шостаковича (названа в 2006 в честь 100-летия композитора). В 2019 перед входом в театр поставлен памятник Шостаковичу работы Зураба Церетели (ранее, в 2015, памятник Шостаковичу работы Григория Франгуляна установлен в Москве, на ступеньках Дома музыки, к которому композитор сидит спиной), эстетически никак не совпадающий с образом Шостаковича.

Сам театр с февраля 2022 носит амбициозное название «Шостакович Опера Балет». Оно было присвоено постановлением правительства региона, в которое 2021–2022 в качестве министра культуры входила Татьяна Мрдуляш (дочь Ольги Голодец, вице-премьера Правительства России в 2012–2020), до назначения в Самару — заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи.

В репертуаре театра — «Леди Макбет Мценского уезда» (постановка Георгия Исаакяна, 2016), «Игроки» (постановка Юрия Александрова, 2021), «Москва, Черемушки» (постановка Михаила Панджавидзе, 2022), балеты «Ленинградская симфония. Фортепианный концерт. Дивертисмент» на музыку Шостаковича (премьера в 2020), «Барышня и хулиган» (премьера в сентябре 2023).

С 2021 в Самаре и Тольятти при поддержке правительства Самарской области проходит фестиваль «Шостакович. XX век» (нынешнее название — «Шостакович. Над временем»). Его художественным руководителем был музыкальный менеджер Алексей Трифонов (в январе 2022 он стал художественным руководителем Нижегородского театра оперы и балета и, несомненно, вдохнул в нижегородский театр, долгое время пребывавший в стагнации, «новую жизнь и свежую кровь»). В 2023 управление фестивалем, получившим новое название, перешло к другим деятелям. Среди членов Оргкомитета, участников, гостей: Никита Михалков, Александр Чайковский, Донецкий симфонический оркестр, пианистка Валентина Лисица. Директор Севастопольского театра оперы и балета Сергей Полунин представил свой балет «Распутин» на музыку Кирилла Рихтера.

Юбилейные даты симфоний

В начале 2020-х отмечались юбилейные даты создания и исполнения ключевых симфоний Шостаковича. Особенно звучным было 80-летие премьеры Седьмой симфонии: 5 марта 1942 в Куйбышеве и 9 августа 1942 в блокадном Ленинграде (Большой зал филармонии, оркестр Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга). К этому событию был снят сериал «Седьмая симфония, герой которого — дирижер Элиасберг (режиссер Александр Котт, в главной роли Алексей Гуськов), вызвавший негативную реакцию музыкальной общественности. В фильме к главному герою Элиасбергу добавлен второй главный герой, сотрудник НКВД чья роль в фильме в итоге вовсе становится самой главной. 9 августа 2022, в годовщину премьеры, санкт-петербургская  филармония провела историко-музыкальный проект «Партитура памяти» (автор идеи и куратор – Юлия Кантор, доктор исторических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН), главным событием которого стал концерт сводного оркестра, составленного из музыкантов обоих филармонических оркестров,  дирижировал Николай Алексеев.

50-летию со дня премьеры в БЗК 15-й симфонии Д.Д. Шостаковича (8 января 1972, БСО Всесоюзного радио и Центрального телевидения, дирижер Максим Шостакович) Московская филармония посвятила концерт 21 января 2022 в Зале имени Чайковского, где Владимир Юровский и Госоркестр предложили публике интерпретацию прощальной симфонии гения.

Не осталось незамеченным 60-летие премьеры 13-й симфонии (18 декабря 1962, оркестр Московской филармонии, дирижер Кирилл Кондрашин). Сегодня 13-я — одно из самых востребованных сочинений Шостаковича в России

«МО» и Шостакович

Творчество Шостаковича занимает значимое место в проектах «МО». В концертах и фестивалях, организованных «Музыкальным обозрением», звучали 5-я и 13-я симфонии, «Казнь Степана Разина», Квинтет, Трио № 2, квартеты, фортепианные пьесы…

С сезона 2022/23 «Музыкальное обозрение» совместно с Московской филармонией проводит в Камерном зале МГАФ абонемент «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906-1975). Камерная музыка» (автор и ведущий Андрей Устинов), который продлится как минимум до 2026 — года 120-летия со дня рождения Шостаковича. В программах концертов — камерные ансамбли, сонаты, вокальные циклы, фортепианная музыка. Прозвучат все 15 квартетов. Новая и важная  часть программ — музыка, посвященная Шостаковичу, созданная в память о нем (подробнее о втором сезоне абонемента — на стр.9).

Линия взаимоотношений Дмитрия Шостаковича и Мечислава Вайнберга — одна из важнейших в «Вайнберг-проекте», который «МО» ведет 10 лет. Двух композиторов связывали более 30 лет дружбы и сотворчества. Они не раз посвящали друг другу свои опусы. Не случайно в концертах, посвященных Шостаковичу, звучит музыка Вайнберга, а в программах, посвященных Вайнбергу — произведения Шостаковича.

В 2006 «МО» инициировало создание коллективного сочинения для симфонического оркестра «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича (авторы Ольга Алюшина, Артем Васильев, Алексей Сюмак, Антон Буканов, Татьяна Новикова, Ольга Бочихина, Кузьма Бодров, мировая премьера 5 декабря 2006 в Светлановском зале ММДМ, оркестром «Русская филармония» дирижировал Владимир Зива).

DSCH

Важными центрами по изучению и продвижению наследия великого композитора остаются Архив Д.Д. Шостаковича (главный архивист Ольга Дигонская) и издательство «Дмитрий Шостакович» («DSCH»), в котором недавно вышел второй том «Летописи жизни и творчества Д.Д. Шостаковича», охватывающий 1931–1935 годы. И это событие, безусловно, встанет в ряд главных событий музыкальной жизни 2023 года

Продолжается выпуск Нового собрания сочинений Д.Д. Шостаковича. Как рассказал редактор Собрания сочинений Композитор Виктор Екимовский, на данный момент выпущено 125 томов. За последние три года было выпущено 9 томов:

т. 34 — Вальсы;
т. 96 — Песни;
т. 102 — Квартеты №№ 7–9;
т. 103 — Квартеты №№ 10–12;
т. 130 — музыка к к/ф «Приключения Корзинкиной» и «Зоя»;
т. 131 — музыка к к/ф «Простые люди» и «Молодая гвардия»;
т. 136 — музыка к к/ф «Незабываемый 1919-й»;
т. 146 — оркестровка оперы «Скрипка Ротщильда» Вениамина Флейшмана;
т. 147 — оркестровки Виолончельных концертов Р. Шумана и Б. Тищенко.

Завершение 150-томного Нового собрания сочинений планируется в 2027.

Антон ДУБИН, Павел РАЙГОРОДСКИЙ

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.