Валерию Гергиеву — 70!

2 мая отметил юбилей художественный руководитель – директор Мариинского театра
Валерию Гергиеву — 70!
Фото Mike Vilchuk / предоставлено пресс-службой Мариинского театра

35 лет во главе Мариинского театра: пять сцен, ежегодно – тысячи концертов и спектаклей, десятки и сотни тысяч зрителей и слушателей. Руководитель 1000-голосного детского хора. Художественный руководитель Конкурса Чайковского. Основатель и руководитель Московского Пасхального фестиваля и других Фестивалей – теперь только в России. И прочая, и прочая. Герой Труда.

«Хочу поздравить и поблагодарить Вас»

70-летие Валерия Абисаловича совпало с 10-летием Новой сцены Мариинского театра (она была открыта 2 мая 2013, в день 60-летия маэстро). И Гала-концерт в этот день Гергиев посвятил не своему юбилею, а юбилею Новой сцены. В празднике участвовали Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Диана Вишнева, Денис Мацуев, солисты, хор и оркестр Мариинского театра.

Указом президента РФ за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства Валерий Гергиев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

2 мая, в день юбилея, Гергиева лично поздравил В. Путин:

«Валерий Абисалович, я Вас хочу поздравить с юбилеем. Хочу Вас поблагодарить за все, что Вы делаете для российского искусства, для мирового искусства, специально для музыкального искусства, но в целом — для нашей культуры, российской культуры.

Ваш вклад за эти годы огромен. Мы с Вами знакомы еще со времен, когда я работал в Ленинграде, Петербурге. Помню, как Вы брались за Мариинский театр. Буквально с первых шагов. Театр превратился — он и был всегда, конечно, театром с огромными традициями, — но под Вашим руководством театр стал мировой сценой, без всякого сомнения. И опера, и балет самого высокого высшего мирового уровня, класса — пример для подражания для многих коллективов во всем мире и не случайно пользуется таким заслуженным авторитетом и в нашей стране, и за рубежом.

Сейчас не буду говорить о сегодняшней ситуации в мире, в искусстве, просто сознательно не хочу здесь во все это углубляться. Наоборот, хочу подчеркнуть, что искусство вне политики. Вот это самое главное. Но при всем при этом не могу не отметить Вашу даже не то чтобы гражданскую позицию, а патриотизм и в отношении Вашей малой родины, и в отношении России в целом.

Я Вас поздравляю с юбилеем и с государственной наградой. Собственно говоря, самая главная для Вас награда — это признание публики, признание ценителей музыкального искусства, и это Ваше личное достижение, а мы все горды тем, что мы присутствуем при расцвете Вашего творчества, которым Вы радуете миллионы людей во всем мире. Поздравляю Вас».

От Москвы до самых до окраин

«Империя Гергиева» охватывает всю Россию от Северной столицы до Владивостока. Он строит эту Империю год за годом, десятилетие за десятилетием, постоянно расширяя и приумножая ее, приращивая новые территории. 35 лет — ровно полжизни — он единолично руководит Мариинским театром. За это время одна Мариинская (до 1992 Кировская) сцена разрослась до пяти: три в Санкт-Петербурге, филиалы во Владивостоке (Мариинский-4) и Владикавказе (Мариинский-5). Плюс Концертный зал в Репино под Петербургом, построенный Гергиевым на свои средства. Там уже проходили прослушивания конкурса имени Чайковского.

Империя Гергиева — это фестивали: Московский Пасхальный, «Звезды белых ночей», «Мариинский» во Владивостоке, Международный Кавказский фестиваль «Мариинский — Владикавказ».

Вотчиной Гергиева стал московский зал «Зарядье», в котором Валерий Абисалович со своим театром и оркестром занял привилегированное положение и также проводит свой фестиваль. В этом сезоне у Гергиева и Мариинского театра в «Зарядье» более 10 выступлений с разными программами.

Гергиев — символ бесстрашия и отваги. Вместе с оркестром Мариинского театра в 2008 он первым выступил в Цхинвале после окончания боевых действий, в 2016 — в воюющей Сирии, в Пальмире. Поездка в Пальмиру была проведена как военная операция, а музыканты — ее участники —специальным указом были удостоены государственных наград.

Оба концерта транслировались в прямом эфире российского телевидения.

Конкурс Чайковского, художественное руководство которым Гергиев принял в 2009 и с тех пор состязание проводится в двух городах — в Москве и Санкт-Петербурге. В июне 2023 начнется XVII конкурс.

До недавнего времени обширной была и зарубежная «империя» маэстро: Мюнхенский филармонический оркестр (2015–2022), Лондонский симфонический (2007–2015), Роттердамский филармонический (1995–2008), фестивали в Роттердаме, Миккели (Финляндия), Эйлате (Израиль), постоянные выступления в Метрополитен-опера, Ла Скала, в венском Музикферайне с Венскими «филармониками» и на многих других первых оперных и концертных сценах мира.

Европейские и американские выступления остались в прошлом. В конце марта 2023, Гергиев и оркестр Мариинского театра дали три концерта в Китае, подкрепив визит председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. Сам Гергиев продирижировал оркестром Национального центра исполнительских искусств. «Для меня приехать на выступление в Китай — все равно что вернуться домой», — сказал он на пресс-конференции в Пекине.

Пасхальный «Сапсан»

Уже 21 год Валерий Гергиев встречает свой день рождения во время Пасхального фестиваля. И началась история этого форума в день рождения маэстро, 2 мая 2002: в тот день ему исполнилось 49 лет. У Гергиева и театра есть свой фирменный «Пасхальный Сапсан», в котором музыканты во главе с маэстро в течение двух-трех недель фактически живут, ежедневно, а то и по два-три раза на дню перемещаясь из города в город.

Юбилей Валерия Гергиева окружен Первомаем и Днем Победы, праздником Пасхи и концертами Пасхального фестиваля. В этом году за 24 дня — с 16 апреля по 9 мая — музыканты и маэстро преодолели более 17 000 километров по маршруту Тверь – Москва – Казань – Екатеринбург – Сургут – Тюмень – Новосибирск – Красноярск – Томск – Кемерово – Омск – Челябинск – Пермь – Набережные Челны – Альметьевск – Черный Отрог – Оренбург – Самара – Ивановка – Тамбов – Смоленск – Санкт-Петербург – Череповец – Вологда – Калуга – Тула – Липецк – Воронеж – Пенза – Саранск – Нижний Новгород – Владимир – Москва. Среди концертных площадок были нетривиальные: Гергиев и его оркестр выступили на заводе каркасов кабин «КАМАЗа» в Набережных Челнах и в Историко-мемориальном музее Виктора Черномырдина на его родине – в селе Черный Отрог Оренбургской области.

Впереди всегда и во всем

Всегда и во всем, во что бы то ни стало, есть в этом необходимость или нет — Гергиев хочет быть первым. Его кредо — охватить всё и даже больше. Если исполнять музыку того или иного композитора — Чайковского, Вагнера, Рахманинова, Прокофьева, Римского-Корсакова, Мусоргского, Щедрина — то максимально полно: все оперы, все балеты, все симфонии.

Если театр — то солисты, хоры, оркестры, балет, кордебалет, ансамбли, Академия молодых певцов, здания, залы, фойе, концерты, фестивали, абонементы, лейбл.

Если общаться — то с президентами, мировыми лидерами, Папой Римским, первыми лицами в любой сфере: экономике, политике, культуре, спорте.

Пожалуй, лишь однажды Валерий Абисалович не добился своего: когда в 2013 предложил создать под эгидой Мариинского театра (а значит, под своим руководством) Центр искусств в Санкт-Петербурге, включающий консерваторию, Академию Вагановой и Институт истории искусств. Письмо с этим предложением было направлено президенту. Музыкальная общественность Санкт-Петербурга и всей России буквально взорвалась, не прозвучало ни одного голоса «за». В. Путин счел идею несвоевременной, а потом она была забыта.

Вместе с Прилепиным

13 мая Валерий Гергиев адресовал «самые наилучшие душевные пожелания» писателю Захару Прилепину, на которого было совершено покушение (его машина была подорвана в Нижегородской области), и выразил готовность оказать ему любую необходимую помощь. Известно, что Прилепин и Гергиев обсуждали организацию празднований в честь 120-летия со дня рождения Гайто Газданова (1903–1981) — русского и осетинского литератора-эмигранта первой волны, покинувшего Россию вместе с отступающей армией Врангеля в 1920, одного из любимых писателей В. Гергиева и З. Прилепина. «С тех пор, как впервые прочитал Газданова в 15 лет, чувствую абсолютную любовь к этому человеку, а через него к этому прекрасному народу», — сказал Прилепин несколько лет назад. В. Гергиев же в 2001 содействовал установке памятника на могиле Г. Газданова на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях