Дни «Музыкального обозрения» в Кирове

На берегах Вятки
Дни «Музыкального обозрения» в Кирове

16 и 17 марта 2023 в Кирове прошли Дни «Музыкального обозрения». Состоялись творческая, встреча, концерт «Opus 34», мастер-класс по музыкальной журналистике, Круглый стол.

Киров культурный

Впервые «МО» представляло свои проекты в Кирове. Культурная жизнь этого города типична для большинства не самых крупных областных центров России. Здесь есть драматический и кукольный театры, ТЮЗ, филармония с симфоническим и народным оркестрами, колледж музыкального искусства им. И.В. Казенина. В Кирове родился сын Игоря Викентьевича — Владислав Казенин, председатель Союза композиторов России в 1990–2014. Из Кирова родом генеральный директор Большого театра Владимир Урин, в 1973–1981 работавший директором Кировского ТЮЗа. В те же годы главным режиссером ТЮЗа был Алексей Бородин (ныне худрук и главный режиссер Российского академического молодежного театра), а главным художником — Станислав Бенедиктов (в 1985–2022 главный художник РАМТа).

В районном центре Кировской области Мамлыж родился актер и режиссер, председатель СТД РФ Александр Калягин.

Киров музыкальный

Два года назад художественным руководителем и главным дирижером Вятского губернского симфонического оркестра был назначен Илья Дербилов. В оркестре происходят значительные перемены: коллектив обновился, увеличился его штат, расширяется репертуар. Областная администрация выделила 50 млн. руб. на зарплаты оркестрантов, закуплены новые инструменты.

Дирижера и оркестр поддержали предыдущий губернатор Игорь Васильев и нынешний — Александр Соколов; назначенные в 2022 министр культуры региона Даниил Дворцов и директор филармонии Ярослав Андронов.

Вятский симфонический оркестр, Вятская филармония им. П.И.  Чайковского вместе с музыкальным колледжем составляют главные учреждения академической музыки региона, население которого составляет 1,138 млн чел. (население Кирова — 472 000 чел.)

Дни «МО»: четыре события за два дня

16 марта, 19.00, Зал органной и камерной музыки Вятской филармонии

Проект «Opus 34»:

«Отражения» — творческая встреча Андрея Устинова;

«Созвучие» — концерт «Opus 34».

17 марта, 12.00, Малый зал филармонии

Мастер-класс Андрея Устинова по музыкальной журналистике;

16.00, Конференц-зал Кировской областной библиотеки имени А.И. Герцена Круглый стол «Академическая музыка в малых музыкальных столицах России».

«Отражения» и «Созвучие»

Дни «Музыкального обозрения» в Кирове открылись творческой встречей «Отражения»: «Музыкальное обозрение – Opus 34. Образ музыкального пространства России XXI века» и концертом «Opus 34».

Были представлены новые проекты «МО»: юбилейный № 500, Фестивали «Сотворчество» и Опус 34, книга «Симфонические оркестры России».

Программа второго отделения — «Созвучие» — формировалась вместе с маэстро Дербиловым и солистами оркестра:

Бах – Гуно. “Méditation sur le Premier Prélude de Piano de S. Bach” (написана Гуно в 34 года)

Чайковский. «Вальс-скерцо» ор. 34

Рахманинов. «Вокализ» из цикла 14 романсов ор. 34 № 14

Шнитке. Прелюдия памяти Д.Д. Шостаковича для двух скрипок

Пярт. «Зеркало в зеркале» / Spiegel im Spiegel

Шнитке. Фортепианный квинтет

Исполнители — художественный руководитель и главный дирижер Вятского губернского симфонического оркестра Илья Дербилов (фортепиано),

солист Вятской филармонии Илья Ризаев (фортепиано, орган),

солисты Вятского губернского симфонического оркестра Кирилл Запольский (скрипка), Руслан Гайнулин (скрипка), Галуст Саргсян (скрипка), Анна Фокина (скрипка), Татьяна Уваркина (альт), Владислав Царегородцев (виолончель).

Со вступительным словом выступил и представил программу Андрей Устинов.

Мастер-класс. Круглый стол

17 марта прошел мастер-класс по музыкальной журналистике в рамках проекта «МО» «Академии Арт-журналистики», на котором обсуждалась специфика информационной политики музыкальных организаций.

Круглый стол «Академическая музыка в малых музыкальных столицах России», посвященный актуальным проблемам филармонической жизни, развитию академической музыки в регионах и ее функционированию в концертной практике, состоялся в Кировской государственной универсальной областной научной библиотеке имени А.И. Герцена — одной из старейших в России (открыта в 1837, ныне располагается в старинном особняке, построенном в 1793). Фонды «Герценки» насчитывают более 4,2 млн единиц хранения.

В Круглом столе участвовали министр культуры Кировской области Даниил Дворцов, директор филармонии Ярослав Андронов, директор Колледжа музыкального искусства Василий Князев, руководители учреждений культуры, общественных и музыкальных организаций Кирова, представители СМИ, творческая интеллигенция города. Модератор — Андрей Устинов.

Обсуждалась состояние академической музыкальной культуры в малых музыкальных центрах России. Есть региональные столицы с полной инфраструктурой: театр оперы и балета, музыкальный театр, филармония с симфоническим оркестром, консерватория или музыкальный вуз, музыкальный колледж, специальная музыкальная школа. И есть города, где из всего перечисленного — филармония и музыкальный колледж. Поэтому говорить об унифицированном подходе к академической музыкальной культуре даже в соседних регионах сложно — тем более в масштабах огромной страны.

В России более 80 филармоний, главной задачей которых, должно быть

продвижение академической музыки. Но так дело обстоит не везде. У каждой филармонии свои проблемы и возможности, особенности и ресурсы, статус в регионе. Разное понимание значения и важности академической музыки, а значит, и по-разному сформированный запрос публики на академическую музыку.

Отмечалось, что во многих регионах и филармониях академическая музыка занимает не самый значительный сегмент, уступая другим жанрам, зачастую и самодеятельному творчеству. Но самодеятельное искусство необходимо отделять от профессионального, как любительский спорт — от спорта высших достижений: разговор об этом также шел на Круглом столе.

Дни «Музыкального обозрения» совпали с XVII фестивалем «Вятская музыкальная весна». 18 марта в рамках фестиваля состоялся праздничный юбилейный концерт к 65-летию Вятской филармонии имени П.И. Чайковского. В исполнении Вятского губернского симфонического оркестра под управлением Ильи Дербилова звучали популярные сочинения Чайковского и Хачатуряна, пьесы для кларнета с оркестром Б. Гудмена, А. Цфасмана, М. Таривердиева, А. Розенблата. Солировал Игорь Федоров.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.