Дмитрий Лисс и Уральский филармонический оркестр в Москве: 15-я симфония Шостаковича (24 ноября 2021, КЗЧ)

Дмитрий Лисс и Уральский филармонический оркестр в Москве: 15-я симфония Шостаковича (24 ноября 2021, КЗЧ)
Фото https://meloman.ru

Пятнадцатая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит 24 ноября в Концертном зале имени Чайковского в исполнении Уральского академического филармонического оркестра, одного из ведущих российских симфонических оркестров. Дирижер – Дмитрий Лисс. Также в программе – Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова. Солист – Борис Березовский.

Тот же концерт Березовский играет 22 ноября в Большом зале Свердловской филармонии. Вместе с Рахманиновым – Десятая симфония Шостаковича, которой Дмитрий Лисс дирижировал в апреле 2021 в «Зарядье».

В 2021 Уральский академический филармонический оркестр, как и Свердловская филармония, отмечает свое 85-летие. Его основатели – Марк Паверман и Александр Фридлендер. Оркестр создан на базе Симфонического оркестра Свердловского областного радиокомитета, с 1936 стал Симфоническим оркестром Свердловской филармонии. С коллективом выступали выдающиеся дирижеры и солисты, среди них – Геннадий Рождественский, Александр Лазарев, Клаус Теннштедт, Элиаху Инбал, Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Пьер-Лоран Эмар.

В 1995 Уральский ФО возглавил Дмитрий Лисс.

Премьера Пятнадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича (1971) состоялась 8 января 1972 в Большом зале консерватории. Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения дирижировал Максим Шостакович. 24 марта 1972 15-ю Шостаковича исполнил в БЗК Госоркестр СССР, а 5 мая 1972 симфония впервые прозвучала в Ленинграде (Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского). Премьерой в США продирижировал в 1972 Юджин Орманди (Филадельфийский оркестр).

«У Дмитрия Дмитриевича была в последних его сочинениях какая-то удивительная манера воздействовать так же сильно, как он мог воздействовать, скажем, в мощной Четвертой симфонии, в ораториальной Седьмой, Восьмой, так же сильно воздействовать тихой музыкой, настолько она глубоко пронзительна по своей сути, настолько возвышенна и совершенна. Вот таким произведением мне представляется Пятнадцатая симфония. Хотя это тот же Шостакович, который нам известен в Первой симфонии. Там есть и сарказм, есть и гротеск вспомните Скерцо из этой симфонии. Есть и траурная речитация в медленной части, есть и обаятельный, такой прозаический разговор инструментов. Есть и игра, вот такая игра, какая есть в первой части (эти цитаты из Вильгельма Теля, эти шутки инструментальные), все это широкий разнообразный мир этой симфонии. И удивительная концепция: от баловства в музыке, шутки к постижению самых сокровенных тайн мироздания». (Борис Тищенко – в интервью О. Дворниченко, опубликованном на сайте Д. Шостаковича).

«МО»