«БерСимФанс» пианиста. Борис Березовский — Лауреат Премии Правительства России за 2019 год

«БерСимФанс» пианиста. Борис Березовский — Лауреат Премии Правительства России за 2019 год

Поощрений и наград в стране становится все больше, в том числе и деятелям культуры.

Увеличивается, прежде всего, сегмент государственных наград; таким способом государство тоже усиливает влияние на различные сферы деятельности. И неважно, в какой форме выражается поощрение: Государственная ли это премия размером 10 млн. руб. или благодарность; грантовая поддержка (которая год от года расширяется) или возможность выступить с концертом в филармоническом зале — даже без гонорара, если ты дебютант или молодой исполнитель; а если при этом тебя еще упомянут в прессе или в рекламном ролике на ТВ — такое можно приравнять чуть ли не к ордену!

Многие музыканты тоже стремятся войти в когорту поощряемых, вступить во взаимодействие с государством, поскольку понимают: это необходимо для выживания в ситуации, когда государство с каждым годом все больше забирает под свой контроль сферу культуры. И стремятся к госнаградам, званиям, премиям, которые могут сыграть свою роль, например, в развитии карьеры. Хотя сегодня важнее приближенность к той или иной влиятельной структуре или персоне: чаще всего именно это помогает решать самые разные вопросы.

Премия Правительства РФ в области литературы и искусства

Лауреаты Премии Правительства РФ в области культуры и искусства за 2019 год:

Борис Березовский, пианист — за серию концертов фортепианной музыки;

Наталья Метелица, директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства — за цикл международных выставок, пропагандирующих историю российского театра;

Марина Светаева, Наталия Звенигородская, Мария Хализева, научные сотрудники сектора театра Государственного института искусствознания — за издание «В.А. Теляковский. Дневники директора Императорских театров. 1898–1917. В 6-ти томах»;

Павел Гершензон (автор идеи, координатор проекта), Вячеслав Самодуров (хореограф-постановщик спектакля), Юрий Красавин (композитор, автор оркестровой транскрипции балета) — за постановку балета «Пахита» в Екатеринбургском театре оперы и балета.

Также среди лауреатов премии за 2019:

продюсеры Леонид Верещагин, Никита Михалков и исполнитель главной роли Владимир Машков, автор поправки в ст. 67 Конституции РФ о территориальной целостности страны и неотчуждаемости территорий России — за фильм «Движение вверх»;

первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев (руководитель проекта) — за проект музеефикации Болгарского историко-археологического комплекса и острова-града Свияжск в Республике Татарстан;

телеведущая Дарья Златопольская — за проект открытого Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица». Теперь телеведущая «обременена» одной из высших государственных наград, как и ее супруг — лауреат Государственной премии РФ Антон Златопольский (первый заместитель генерального директора ВГТРК, генеральный директор телеканала «Россия-1», председатель Совета директоров АО «Цифровое телевидение»). Д. Златопольская была соведущей концерта-марафона благодарности врачам «Мы вместе» на Историческоq сцене Большого театра 11 апреля и концерта Победы в Волгограде на Мамаевом кургане 24 июня.

Имена лауреатов были объявлены 2 марта 2020. В связи с карантином церемония вручения премий была отложена и состоялась 9 сентября 2020 в Белом Доме.

Премии Правительства РФ в области культуры и искусства присуждаются с 2005.

Начиная с 2020, в Положение о премии внесены существенные изменения. Отныне присуждаются 6 премий за значительный вклад в развитие российской культуры (было 12), в то же время их размер увеличился до 3 млн. руб. (было 2 млн.).

Кроме того, в «пул» премий Правительства в области культуры входят: премия имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства РФ (3 млн. руб.);

«Душа России» за вклад в развитие народного творчества (пять ежегодных премий по 500 тыс. руб. каждая);

премия имени А.В. Луначарского за значительный вклад в развитие российской культуры (семь ежегодных премий по 300 тыс. руб. каждая).

«БерСимФанс» пианиста

«Из дальних странствий возвратясь» в конце 2000-х (до этого пианист более 15 лет жил в Бельгии и Великобритании, а в Россию наезжал с нечастыми гастролями), Б. Березовский предпринял серьезные усилия, чтобы занять место в ряду самых востребованных российских пианистов: в компании с Д. Мацуевым, Н. Луганским.

Чтобы достичь этого, нужно и важно многое: заручиться поддержкой спонсоров, филармоний, директоров программ, Министерства культуры, других властных структур, застолбить место на информационном поле. Всего этого Березовский постепенно добился.

Только в Москве он дает около 50 концертов за сезон: сольных, с оркестрами, в камерных ансамблях, фортепианных дуэтах — благо большой репертуар, виртуозные возможности и патронат Московской филармонии позволяют это делать.

Но, как говорится, не роялем единым… Березовский позиционирует себя как креативный мыслитель и деятель, продюсер, фронтмен. Он занялся обеспечением собственного пиара и самопиаром: постоянно проявляется в информационном пространстве, дает многочисленные интервью (его популярности, особенно поначалу, в значительной степени способствовало полное совпадение его имени и фамилии с именем и фамилией олигарха Б.А. Березовского). Это, как кажется, стало влиять на его исполнительское искусство.

«Фестивалей на 40 хватит…»

Его первой инициативой была организация «Метнер-фестиваля» в Москве (2006, 2007), тихие отзвуки которого однажды (в 2011) долетели из Владимира — и истаяли. К тому времени пианист увлекся идеей продвижения фольклора и этнической музыки: организовал авторский фестиваль в Екатеринбурге (2012, 2014) и проект «Музыка Земли» (проходит с 2015), получивший значительную поддержку Министерства культуры РФ. «Я думаю, что тема огромная, и хватит фестивалей на сорок, не меньше», — говорил пианист.

Вероятно, музыкант своевременно почувствовал новые веяния в политике: усиление национального начала, разворот к традиционным ценностям, поиски духовных скреп. На собственном 50-летии в Зале Чайковского он даже спел вместе с ансамблем древнерусской духовной музыки «Сирин». Кстати, заключительный концерт фестиваля «Музыка Земли» всегда проходил 4 ноября, в День народного единства.

Еще один проект Березовского — openair фестиваль «Летние вечера в Елабуге», проходящий при поддержке президента Татарстана — своеобразный кроссовер, в котором принимают участие музыканты разных направлений: от симфонических оркестров и академических солистов до джазменов, исполнителей на кельтской арфе и ансамблей духовной музыки.

В 2019 Борис Березовский стал одним из основателей проекта «Артгородок», цель которого — совершенствование архитектуры и дизайна городов. Придуманный несколькими известными деятелями культуры «Артгородок Калягинск», названный в честь патрона проекта, председателя СТД А.А. Калягина — «это национальный проект превращения России в самую лучшую страну. Для жизни» (интервью Б. Березовского журналу «Русский мир», № 4, 2019. Что ж, для себя он уже добился этой цели, теперь думает и обо всех нас).

Салями для Моцарта и Вагнера

Несколько лет назад Б. Березовский «хайпанул» новой фишкой: отказался играть с дирижерами. По его мнению, дирижеры «тянут одеяло на себя», занимают слишком много внимания, незаслуженно отбирая внимание у самого главного исполнителя — солиста-пианиста Березовского.

«Я не дирижер. Мы играем это как камерную музыку. Я ничего не говорю — просто играем, как если бы это был квартет, или трио, или квинтет. И очень хорошо получается. Я вообще убежден, что так играть лучше. Хорошие музыканты сами между собой решают, как и что играть, и музицируют.

Естественно, я знаю процесс изнутри, много раз видел, что оркестранты вообще на дирижера не смотрят и говорят, что, если посмотришь, тебе вообще конец: запутаешься… Я много раз в этом убеждался и вообще пытался понять, встать на место оркестрантов: как можно понять какие-то жесты этих дирижеров? Все равно идет принцип камерной музыки. И я стал экспериментировать, дошел до самых тяжелых произведений в своем репертуаре, и у нас все прекрасно получалось. Абсолютно! То есть дирижер — это ненужный человек в принципе. Дирижер нужен только тогда, когда он играет как виртуоз на инструменте.

Играть на оркестре, вот! Но таких — единицы <…> в основном это просто несостоявшиеся солисты, которые помешаны на собственном эго, и они чудовищно портят атмосферу, портят людям настроение! Останавливают их, когда надо и когда не надо, навязывают какие-то часто совершенно бредовые идеи. Поэтому моя задача — показать, что оркестр может прекрасно играть без дирижера. И я это несколько раз удачно сделал <…> Когда я еще играл с дирижерами, у меня часто было желание просто встать и ударить его…» (интервью журналу «Русский мир»).

«Я их недолюбливаю по одной причине: 99% дирижеров — это несостоявшиеся солисты. Это люди, которые в какой-то момент понимают, что не могут очень хорошо играть на скрипке, на рояле. И тут, чтобы заработать деньги, чтобы иметь власть и прочее, они становятся дирижерами. Очень редко бывают такие дирижеры — по призванию, что называется. Это все недоразвитые солисты, если можно так сказать, которые потом каким-то чудом приобретают невероятную власть, потому что все вертится вокруг дирижера. Там крутятся огромные финансы, деньги, туры, оркестры и прочее.

А то, что никто не отличит — я уже много раз говорил, что предлагаю поставить деньги. Я уже 2 года играю без дирижеров, и мне это безумно нравится. Оркестрантам это тоже нравится. Но мир так устроен, что мы от этого, видимо, никогда не уйдем, к сожалению. И кстати, о свободе. Именно в России я могу это делать. На Западе это практически невозможно, потому что там синдикаты. (Ну вот, теперь и Запад плох. — «МО»)

У меня была история, когда я играл с Лондонским оркестром. Так получилось, что нам пришлось играть без дирижера, потому что этот кретин ушел. Я ему говорю: «Ну пошли выйдем, еще раз сыграем на бис». Он говорит: «Нет, не надо, иди сам играй». Я разозлился.

Это был замечательный Лондонский оркестр. Я говорю: «Ребят, давайте сыграем так, сходу, без дирижера». Сыграли замечательно, огромный успех. Кстати, потом анекдот расскажу. И потом ко мне все подходят — и первая скрипка, и прочие — и говорят: «Давай сделаем это в Лондоне». — «Давай». Когда пошли переговоры, выяснилось, что это нельзя, синдикат…» («Эхо Москвы», программа «Разбор полета»).

А недавно в видеоинтервью одному блогеру пианист продемонстрировал батоны салями, привезенные из Венгрии, с такими комментариями: «Этот для Бетховена. Моцарта. Этот, потоньше — для Моцарта. Ну а этот [показывает самый увесистый батон] — наверное, для Вагнера».

Может ли быть футбол без тренера?

Шутки шутками, но вопрос-то серьезный: как исполнение концерта без дирижера сказывается на качестве игры солиста, оркестра, на их ансамбле? Баха, венских классиков, Шопена можно играть без дирижера (неизвестно, правда, получает ли маэстро за роялем гонорар только как солист или как дирижер тоже?). Музыку второй половины XIX века, тем более ХХ — рискованно.

Но если исполнение проходит удачно, то заслуги солиста в этом нет, потому что не он, а другие люди готовят оркестр: кто-то организует репетиционный процесс, готовит партии, проходит с оркестром каждое сочинение. Тем более что большинство оркестров играли эти концерты не раз и чаще всего с дирижерами.

А вот звучание не выигрывает.

Во-первых, пианист сидит лицом к залу в глубине сцены, крышка рояля открыта не в сторону зала, а в левую сторону от слушателей, что существенно меняет и делает непривычной акустику.

Во-вторых, пианист сидит лицом к залу, отчего существенно меняется визуальное восприятие: мы не видим рук, пластики, увесистого профиля. Зато видим лицо солиста и все его эмоции (вот оно, «эго» солиста: смотрите на меня в лицо!).

В-третьих, исполнение сложной партитуры (позднеромантической, ХХ века) без дирижера осложняет задачу и оркестра, и пианиста. Композиторы всегда имели в виду присутствие дирижера и его работу с партитурой, оркестром и солистом. Дирижер подстраховывает солиста, следит за колебаниями темпа, нюансами, развитием оркестровой ткани, взаимодействием и ансамблем солиста и оркестра. А поскольку пианист вряд ли знает партитуру и разбирается в ней так же досконально, как дирижер (и играет, кстати, по нотам, которые ему переворачивает ассистент), он едва ли может так же чутко следить за оркестром, вести его, реагировать на малейшие детали партитуры. В этом случае исполнение остается запрограммированным, выученным. В нем отсутствует момент творчества на сцене, того озарения, вдохновения, художественного импульса, в предвкушении которого мы и приходим на концерт. Оркестр без дирижера — как спектакль без режиссера или футбол без тренера. Можно и так, конечно. Есть опыт ПерСимфАнса. Но стоит ли игра свеч? Хотя если оркестр соглашается играть без дирижера — пусть играет.

Только зачем дискредитировать профессию дирижера и унижать коллег по искусству? Это все равно что повторять бородатые байки про «недалеких» альтистов по сравнению с «продвинутыми» скрипачами; про не самых умных духовиков по сравнению с умными струнниками; про вокалистов, не знающих нот, и т.д. Сам Березовский тоже ведь не всегда удерживает высшую планку. И часто «матч» солиста и дирижера — это скучная «нулевая ничья».

Вероятно, Борис Березовский ожидал, что вот сейчас все бросятся обсуждать эту тему, и его имя станет суперпопулярным. Но если и прибавилась ему какая-то слава, то, скорее всего, сомнительная. Так же как и о поначалу громких проектах пианиста со временем говорят все меньше. И премию он получил не за них, а за свои сольные программы.

Кстати, первой наградой Б. Березовского после его камбэка в Россию была Премия газеты «Музыкальное обозрение» (в 2013, 7 лет назад). Потом появились и другие награды: Премия Москвы в области литературы и искусства, звание заслуженного артиста РФ, и вот теперь — Премия Правительства России.

«МО»