Curiosity в Станиславском: премьера мультимедиа оперы Николая Попова (12, 13 марта 2022)

Curiosity в Станиславском: премьера мультимедиа оперы Николая Попова (12, 13 марта 2022)
Фото https://www.cooperation-lab.com/nmnf-curiosity

12 и 13 марта в Электротеатре Станиславский состоятся премьерные показы мультимедиа оперы Николая Попова “Curiosity”. Режиссер – Алексей Смирнов. Драматург – Татьяна Рахманова. Видеосценография – Curiosity Media Lab (Евгений Афонин, Ян Калнберзин). Опера была создана и впервые показана в рамках творческой лаборатории «КоOPERAция» в 2018.

“Curiosity” «вдохновлена Twitter-аккаунтом марсохода космического агентства NASA. У этого аккаунта миллионы подписчиков. Жители планеты завороженно наблюдают, как техники с Земли общаются с машиной на Марсе с помощью языка программирования. Этот язык программирования и становится основой для партитуры. Противопоставление живого и неживого (прошедшего через электронную обработку) звучания станет возможностью понять, может ли машина быть человечнее людей».

Николай Попов: «Есть несколько вещей, которые для меня, как для композитора, особенно интересны в работе над этой оперой. Первое – это язык, на котором общаются операторы Марсохода, и на каком языке он отправляет свою информацию на Землю – это язык программирования. Интерес состоит в том, чтобы найти музыкальный эквивалент этому языку, а также в создании и программировании различных визуальных сред его существования. Второе – это то, что Марсоход Curiosity живет вполне человеческой жизнью и испытывает необходимость в общении, несмотря на то, что он машина. Его протекторы регулярно оставляют послания на поверхности Марса, а Twitter Марсохода ежедневно пополняется вполне человеческими высказываниями о проблемах и ситуациях, в которые он попадает».

Алексей Смирнов: «Мы с Николаем и с Татьяной Рахмановой, нашим драматургом, как-то буквально восприняли название проекта “КоOPERAция” и действительно постарались подходить к созданию этого спектакля вместе, обсуждать все детали, которые возникали в процессе работы. Изначальная версия, придуманная в Никола-Ленивце, немного отличалась. Вроде, та же тема, та же идея, но финальная версия сильно завязана на тексте, который прислала нам драматург, а она добавила еще одно измерение к этой истории, которое расширило горизонты всего произведения».

Исполнители: Надежда Мейер, Игорь Витковский, Павел Никитченко (солисты), Катя Зейнетдинова (скрипка), Юлия Мигунова (виолончель), Игнат Красиков (саксофон), Наталья Соколовская (клавиши), Венедикт Пеунов (баян), Элеонора Костина (ударные).

Николай ПОПОВ (род. 1986, Белебей, Башкирия) – член Союза композиторов России и Союза художников России, руководитель Центра электроакустической музыки Московской консерватории, преподаватель кафедры истории и теории музыки ГИТИСа.

Неоднократный участник совместного абонемента «Музыкального обозрения» и Московской филармонии «Персона – композитор» (представление и интервью – Андрей Устинов).

Обладатель премии газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Композитор года» (2018, 2021).

Один из авторов коллективного сочинения «Liberta / МО / 30 / 2019» (Concerto grosso для симфонического оркестра, солирующих арфы, альта, флейты, контрабаса, баяна и электроники), написанного к 30-летию газеты «Музыкальное обозрение». Новую версию (2021) этого сочинения, с включением фрагмента № 3 авторства Юрия Каспарова, впервые исполнил на закрытии фестиваля «Сотворчество» (23 сентября 2021) Академический симфонический оркестр Саратовской филармонии под управлением Анатолия Левина.

Кроме того, Николай Попов – автор произведения «Вологодские кружева» для симфонического оркестра и электроники, написанного по заказу фестиваля «Кружева» (мировая премьера состоялась на фестивале в Вологде 10 октября 2021).

«МО»