10 октября 17:00

Вологодский областной колледж искусств


закрытие фестиваля
«СОТВОРЕНИЕ»

Иоганн Себастьян БАХ (1685–1750)
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре минор, BWV 1052r (1730–1734)
Allegro
Adagio
Allegro
Николай ПОПОВ (1986)
«Вологодские кружева» (VIII) для симфонического оркестра с электроникой (2021)
Мировая премьера
По заказу Музыкального фестиваля «Кружева» – 2021
Рихард ВАГНЕР (1813–1883)
Увертюра к опере «Тангейзер» (1845, опера написана в 32 года) *
Морис РАВЕЛЬ (1875–1937)
«Болеро» (1928)
Марина КАТАРЖНОВА, скрипка
Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер Мурад АННАМАМЕДОВ
* Opus 32. Проект газеты «Музыкальное обозрение» (2021)

Коллектив создан в 1944. В разные годы его возглавляли Александр Уманский, Юрий Аранович, Даниил Тюлин, Виктор Барсов, Павел Ядых, Владимир Понькин, Владимир Вайс, Игорь Головчин, с 1994 — народный артист России Мурад Аннамамедов.

С оркестром выступали Ю. Файер, О. Димитриади, К. Элиасберг, Н. Рабинович, К. Кондрашин, Ф. Мансуров, Ю. Симонов, Г. Проваторов, Н. Ярви.

Партнерами коллектива были пианисты А. Гольденвейзер, Э. Гилельс, Я. Зак, Л. Оборин, М. Юдина, Б. Давидович, Л. Берман, Н. Петров, В. Крайнев, Д. Мацуев, скрипачи Д. Ойстрах, Л. Коган, В. Климов, В. Третьяков, Г. Кремер, виолончелисты С. Кнушевицкий, М. Ростропович, Д. Шафран, Н. Шаховская, Н. Гутман, М. Хомицер, вокалисты И. Архипова, Г. Вишневская, Е. Образцова, М. Биешу, В. Пьявко, Ю. Мазурок, А. Ведерников, А. Абдразаков и многие другие выдающиеся музыканты. В 1996 Ярославский симфонический оркестр, первым в России, получил статус «Губернаторского». В 1999 оркестр удостоен звания «Академический».

Коллектив участвовал в региональных, российских, всесоюзных и международных фестивалях и конкурсах: «Московская осень», «Панорама музыки России», «Кружева» в Вологде, «Печерские Зори», Фестивали оперной музыки имени Л. Собинова, Фестиваль современной музыки в Иваново, Фестиваль Вячеслава Артемова, Международный конкурс композиторов им. С. Прокофьева, концерты Съездов композиторов СССР и России.

В 2012 Ярославский симфонический оркестр под руководством М. Аннамамедова выступал на VII фестивале симфонических оркестров мира в Москве, в 2014 — на III симфоническом форуме России в Екатеринбурге. Дважды (в 2008 и 2011) выступил на фестивале «Кружева» в Вологде (2008, 2011), в 2013 провел тур по городам России в честь 100-летия Т.Н. Хренникова (Рыбинск, Череповец, Кострома, Углич).

В репертуаре ЯАГСО — сочинения композиторов разных эпох и стилей: от мастеров барокко до современных авторов. Помимо симфонических программ, оркестр представляет и оперные проекты («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Травиата» и «Отелло» Верди, «Тоска» и «Чио-Чио-сан» Пуччини, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя борода» Бартока, «Князь Игорь» Бородина, «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Алеко» Рахманинова и др.).

В дискографии ЯАГСО — записи русской музыки, альбом «К 1000-летию Ярославля», опера Верди «Отелло».

Мурад Аннамамедов родился в 1955 в Москве. Его мать — первая туркменская профессиональная пианистка, заслуженный деятель искусств Туркменистана.

В 1975 окончил Туркменское музыкальное училище им. Донатара Овезова по специальности «хоровое дирижирование», в 1980 — Московскую консерваторию по специальности «симфоническое дирижирование» (класс Г.Н. Рождественского). В годы учебы дебютировал с Государственным симфоническим оркестром Туркменской ССР, который возглавил после окончания консерватории, став в 25 лет самым молодым главным дирижером в СССР.

«Мурад занимался в моем классе и проявил при этом незаурядные дирижерские способности. Для его дирижерской манеры характерен яркий темперамент в сочетании с точным чувством формы и способностью к быстрому освоению материала» (Г. Рождественский).

В 1985–1994 М. Аннамамедов был руководителем АСО Саратовской филармонии.

С 1994 возглавляет Ярославский симфонический оркестр (ныне академический губернаторский). По его инициативе прозвучали оперы и балеты («Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Кармен», «Тоска», «Чио-Чио-сан», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта», «Алеко», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»), монографические программы из произведений Рахманинова, Тертеряна, Артемова, записана опера Верди «Отелло» с оркестром, хоровой капеллой «Ярославия» и солистами Большого театра России. В дискографии дирижера сочинения Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Р. Штрауса, Элгара, советских композиторов. М. Аннамамедов дирижировал более чем 50 оркестрами в России и за рубежом.

Его сценическими партнерами были пианисты Н. Петров, Л. Власенко, В. Крайнев, А. Наседкин, скрипачи В. Пикайзен, И. Ойстрах, Л. Исакадзе, виолончелисты Д. Шафран, Н. Шаховская, певцы И. Архипова, А. Ведерников, Ю. Мазурок, З. Соткилава, В. Пьявко, А. Абдразаков…

Автор книги «Записки скучающего дирижера», статей в журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия»; газетах «Советская культура», «Туркменская искра», «Вечерний Ашхабад», «Коммунист» (г. Саратов). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). Народный артист России (2003). Удостоен высшей награды Ярославской области — медали «За труды во благо земли Ярославской» 1-й степени (2015), других почетных наград.

Родилась в 1979 в г. Шебекино Белгородской области.

Окончила МССМШ им. Гнесиных (класс скрипки Н. Фихтенгольц, класс камерного ансамбля Л. Фихтенгольц), Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (классы скрипки проф. З. Шихмурзаевой, Н. Кожухаря и С. Кравченко; класс камерного ансамбля проф. А. Бахчиева). Лауреат Всероссийского конкурса имени М.М. Ипполитова-Иванова и Международного конкурса скрипачей имени А.И. Ямпольского. Была стипендиатом фонда «Новые имена».

До 2017 солистка оркестра «Pratum Integrum». С 2017 сотрудничает с Московским ансамблем современной музыки (МАСМ). В 2016 вместе с клавесинисткой О. Мартыновой, флейтисткой О. Ивушейковой и виолончелистом А. Крепаком основала ансамбль Gnessin Baroque. Концертмейстер ансамбля «Персимфанс» с момента его воссоздания (2009).

С 2020 — солистка ансамбля «Студия новой музыки».

Выступала с ансамблями «Академия старинной музыки», Bach Consort (Россия), Collegium Marianum (Чехия), Baltic Baroque (Эстония). Участница проекта Даниила Крамера «Классика и джаз», проектов фонда Юрия Любимова.

Участвовала в фестивалях «Возвращение», «Декабрьские вечера», «Московская осень», «Early music», в Плесе, Выборге, городах европейских стран. Сольные записи скрипачки вышли под лейблами Caro Mitis, Supraphon, Estonian Record Productions и FancyMusic.

Родился в 1986 в г. Белебей (Башкирия). Окончил средний специальный музыкальный колледж г. Уфы по классам баяна и композиции. Продолжил образование в Московской консерватории по композиции у проф. В. Агафонникова и И. Кефалиди и в аспирантуре МГК.

Победитель Открытого Всероссийского конкурса композиторов им. Шнитке (2007), Международного конкурса композиторов им. Золотарева (Нью-Йорк, 2008), II Открытого Всероссийского конкурса композиторов им. Шостаковича (Санкт-Петербург, 2008), конкурса композиторов им. Дворжака (Прага, 2010) и др. Композитор в резиденции ГАМ-ансамбля (2016), резидент ZKM/Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ (2017).

Автор камерных, симфонических, электроакустических и мультимедийных композиций, музыки театра и кино. Сотрудничает с видеохудожниками Э. Квинном (Италия), Т. Пожаревым (Сербия), И. Матинян (Россия) и др.

Сочинения Н. Попова исполнялись на концертах и фестивалях в России («Московская осень», «Московский форум», «Другое пространство»), Германии, Франции, Италии, Испании, Норвегии, Португалии, США, Чехии.

Среди исполнителей его музыки — дирижеры И. Дронов, Д. Волосников, С. Скрипка, В. Урюпин, Д. Лисс, Ф. Кадена, Д. Васильев; солисты М. Пекарский, С. Малышев, Д. Щелкин, И. Сопова, В. Песин, А. Богданова, Е. Корженевич, В. Черных, С. Чирков, В. Пеунов, М. Балашова, Э. Фил; ансамбли «Студия новой музыки», «ГАМ-ансамбль», МАСМ, Ансамбль ударных М. Пекарского.

В марте 2019 в Башкирском театре оперы и балета состоялась премьера одноактного балета Н. Попова «О чем молчат камни».

Н. Попов — член Союза композиторов России и Союза художников России, преподаватель кафедры истории и теории музыки ГИТИСа. С 2021 — руководитель Центра электроакустической музыки Московской консерватории.

Участник абонемента МГАФ и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона — композитор» (сезон 2018–2019, 2021–2022).

Обладатель премии «МО» в номинации «Композитор года» (2018).

В 2019 в издательстве «Альтекс» вышла книга В. Холоповой «Композитор Николай Попов».

В июне 2021 композитор принял участие в Дягилевском фестивале в Перми с проектом «//_diffusio.extensio Аудиовизуальный перформанс».

Николай Попов «Кружева» для оркестра и электроники (2021)
Мировая премьера

Пьеса написана специально для фестиваля «Кружева-2021» по заказу Андрея Устинова и национальной газеты «Музыкальное обозрение».

“Кружева” – это сложная цепь реакций, отражений и преломлений акустического музыкального материала средствами электроакустической композиции.

Стержнем всего сочинения становятся два элемента: вологодская народная лирическая песня “Из ворот на улицу” и бой курантов Софийской звонницы, которые и скрепляют два пласта композиции – акустический и электронный.

Для каждого фестиваля «Кружева», начиная с первого, одному из современных российских композиторов заказывается сочинение под названием «Вологодские кружева». Его премьера проходит на концерте закрытия фестиваля. Создание произведения и сотворение концепции нового фестиваля происходят параллельно.

По условиям, которые предложил художественный руководитель фестиваля «Кружева» Андрей Устинов, композитору необходимо использовать в своем произведении старинные песнопения Вологодской области и мелодию боя часов на колокольне Софийского Собора.

Мировой премьерой нового сочинения завершается фестиваль: это стало его фирменным знаком. Премьера на заключительном концерте — мощный финальный аккорд фестиваля, луч в будущее, символ открытости фестиваля, импульс к его дальнейшей жизни.

Страницы музыкальной летописи

19 октября 2008 — Александр Чайковский (род. 1946). «Вологодские кружева» для симфонического оркестра. Исполнители: Ярославский симфонический оркестр, дирижер Мурад Аннамамедов.

А. Чайковский: «В моем сочинении три основных момента. Это варианты трех вологодских песен: “Ой, Ваня-Ванюшка, да разудала голова”, колыбельной “Лю-лю-лю-лю-бай, уж ты, Валя, засыпай” и “Эко сердце”. <…> их разработка, перетекание одних мотивов в другие, контрапункт, что действительно похоже на плетение вологодских кружев. Это тема Тарантеллы из балета “Анюта” — в честь Гаврилина. И бой часов, как иллюстрация часов-курантов на главной площади Вологды».

В 2010 году увертюра А. Чайковского звучала на концерте-открытии Второго фестиваля «Кружева» в исполнении ГАСК России под управлением Валерия Полянского. В дальнейшем сочинение не раз исполнялось в Москве и других городах России.

24 октября 2010 — Кузьма Бодров (род. 1980). «Вологодские кружева» для симфонического оркестра. Исполнители: АСО Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов.

К. Бодров: «Интонационный материал основан на попевках, близких вологодским песням. Наиболее полно цитируется песня “Тин-тин-тиниха”».

9 октября 2011 — Артем Васильев (род. 1974). «Вологодские кружева» для симфонического оркестра и магнитофонной записи. Исполнители: Ярославский симфонический оркестр, дирижер Мурад Аннамамедов.

А. Васильев: «В основу композиции легла аудиозапись колокольного звона, записанного в Вологде. С помощью компьютера запись была замедлена примерно в 8 раз без изменения высоты звука. В результате каждый удар колокола звучит значительно дольше, чем в реальности, и есть возможность проследить за мельчайшими изменениями тона. Похожий эффект наблюдается в замедленной киносъемке или под микроскопом.

На получившуюся звуковую основу нанизывается звуковая ткань оркестра. <…> Еще одним источником стала запись частушек с наигрышем “под язык”, сделанная в Устюженском районе Вологодской области. Фрагменты записи служат мелодической основой пьесы».

Пьеса А. Васильева исполнялась на 41-м фестивале «Московская осень» (2019).

6 октября 2013 — Михаил Гоголин (род. 1962). Увертюра «Вологодские кружева» для камерного оркестра, народных голосов, кружевниц, ударных, колоколов, художественного руководителя и губернатора. Исполнители: камерный оркестр Вологодской филармонии, солисты ансамбля русской песни «Солнцеворот» (народные голоса), худрук фестиваля (вокал), заместитель губернатора (колокола); кружевницы — учащиеся Губернаторского колледжа народных промыслов, которые прямо на сцене плели кружева, и звук коклюшек органично вписался в ткань сочинения. Дирижер — Михаил Гоголин.

По идее худрука, перестук липовых коклюшек, усиленный микрофонами, должен был создать ощущение звучания Вселенной, Космоса.

М. Гоголин: «Идея моего сочинения связана с образом женщин-кружевниц, которые под тихое пение плетут кружево. А за окном ветер, снег, но, вместе с тем и приближающееся Рождество…».

Увертюра М. Гоголина исполнялась и на фестивале «Кружева» в 2016 году.

21 сентября 2014 — Михаил Броннер (род. 1952). «Вологодские кружева» для оркестра русских народных инструментов и фортепианного трио.

Исполнители: Андрей Диев (фортепиано), Никита Борисоглебский (скрипка), Борис Андрианов (виолончель) и Губернаторский оркестр русских народных инструментов, дирижер Галина Перевозникова.

М. Броннер: «Насколько мне известно, сочинений для подобного состава не существует. Я искал гармоничное сочетание классических и исконно русских инструментов, колокольных звонов и музыкальных образов, связанных с вологодскими кружевами».

В этой же версии увертюра исполнялась в Москве в 2015 на Втором Международном фестивале национальных оркестров мира. А в 2018 в новом варианте — для ОРНИ и солирующих балалайки, домры, альтовой домры, щипковых гуслей и клавишных гуслей — в Архангельске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Череповце, Вологде, Липецке и Белгороде во время концертного тура ГОРНИ под управлением Г. Перевозниковой.

6 октября 2015 — Юрий Каспаров (род. 1955). «Эхо тишины» («Вологодские кружева-VI») для гобоя, трубы, фортепиано, ударных (колокола), трех скрипок, альта, виолончели и контрабаса. Исполнители: ансамбль солистов “The Pocket Symphony”, дирижер Назар Кожухарь.

«Обязательными условиями заказа были использование малоизвестной народной вологодской песни и имитации звона колоколов Софийского собора в Вологде, и такое трепетное отношение к своей культуре, к ее истокам — удивительная особенность фестиваля! Разумеется, я эти условия выполнил, взяв за основу одну из малоизвестных версий песни “Ой вы горы”».

«Эхо тишины» Ю. Каспарова не раз исполнялось в Москве (в 2020 — дважды), в Боготе — Колумбийским камерным оркестром.

2 октября 2016 — Сергей Жуков (род. 1951). «Теней вереница и времени нить» («Вологодские кружева-2016») для флейты/бас-флейты, кларнета/бас-кларнета, виолончели, баяна и фортепиано. Исполнители — солисты Московского ансамбля современной музыки.

«Основой образно-семантического строя сочинения послужили строки стихотворения Валентина Лукьянова “Зимние изваяния”:

Прядутся нити времени, и Парки
Ткут бесконечно млечное, льняное —
Уснувший мир, зашитый тишиною…

<…> В композиции использованы цитата народной песни Вологодской области “Кто у нас хороший” и 4-звучный мотив колоколов Софийского собора».

Автор «Вологодских кружев»-2021, написанных для симфонического оркестра и электроники — Николай Попов (род. 1986), востребованный современный композитор, участник значимых проектов и престижных фестивалей, специалист в области электронной музыки.

Фотогалерея