«Черевички» Чайковского: премьера в «Геликон-опере» (13, 14, 18, 19, 20, 21 января 2024)

«Черевички» Чайковского: премьера в «Геликон-опере» (13, 14, 18, 19, 20, 21 января 2024)

В январе «Геликон-опера» покажет премьеру комико-фантастической оперы Чайковского «Черевички» по повести Гоголя «Ночь перед рождеством». Режиссер-постановщик – Сергей Новиков. Дирижер-постановщик – Филипп Селиванов. Художник по костюмам – Мария Высотская. Хореография – Эдвальд Смирнов. Премьерные показы пройдут 13, 14, 18, 19, 20, 21 января 2024.

В последние годы театры начали «осваивать» эту оперу в качестве новогодней альтернативы «Щелкунчикам». В 2021 премьеру «Черевичек» представил театр «Санкт-Петербургъ Опера» (режиссер – Юрий Александров, дирижер – Максим Вальков). В 2022 Урал Опера Балет показал постановку Бориса Павловича (дирижер – Константин Чудовский), где Диканька была представлена как «далекая окраина империи, где царит вечная ночь».

Режиссер-постановщик геликоновской премьеры – Сергей Новиков, начальник управления президента РФ по общественным проектам, в последние годы поставивший ряд оперных спектаклей в Красноярском театре оперы и балета («Синяя Борода» Жака Оффенбаха, 2023; «Опричник» Петра Чайковского, 2023; «Лакме» Лео Делиба, 2022). Никаких режиссерских экспериментов не предвидится: традиционная трактовка, запорожский колорит и позитив.

«”Черевички” Петра Ильича Чайковского – чудесная опера, в которой раскрывается национальное многообразие русского народа, – рассуждает о своей постановке режиссер. – Малороссийская тематика – большая любовь композитора, которая не единожды становилась сюжетообразующей в его симфонических и оперных произведениях. Но в этой опере объединены два наших гения: Чайковский и Гоголь. Здесь не требуется никаких переносов и актуализаций. Именно сочетание Диканьки и Петербурга времен Екатерины II сегодня как нельзя лучше отвечает на вопросы нашего времени. Дерзость рождает чудо, а настоящая любовь пробивается через бытовой меркантилизм.

Характерный запорожский колорит и рождественский праздник дадут зрителям заряд позитива и уверенность в победе добра над злом». «Как написано в послании к коринфянам, “Любовь долго терпит, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всему верит, всего надеется, все переносит”.  Мне кажется, здесь эта мысль транслируется очень убедительно. Оксана понимает, что любит своего возлюбленного, кузнеца Вакулу, просто так, а не за какие-то материальные блага».

За музыкальную часть отвечает Филипп Селиванов (I премия и золотая медаль Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С. В. Рахманинова, 2022; в 2020 дебютировал в театре «Геликон-опера» с премьерой спектакля «Туда и обратно» на музыку Пауля Хиндемита, в том же году стал штатным дирижером «Геликона»).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.