Британский композитор Питер Максвелл Дейвис скончался от лейкемии

Британский композитор Питер Максвелл Дейвис скончался от лейкемии
Фото telegraph.co.uk

Знаменитый симфонический композитор, дирижер и пианист, которому английская королева пожаловала рыцарское достоинство (самый известные музыканты-рыцари также – Пол Маккартни и Элтон Джон) за его выдающую музыку, скончался в своем доме на Оркнейских островах на 82 году жизни. Об этом сегодня сообщила британская телерадиокомпания BBC.

До последних дней “мастер королевской музыки” Питер Максвелл Дейвис (было у него и такое звание) боролся со страшным заболеванием – лейкемией. В 2012 году была сочинена его ставшая теперь уже прощальной “Девятая симфония”.

А вообще музыкальный талант и сфера интересов Дейвиса были невероятно широки: от симфоний, балетов, хоралов и детской оперы (самая известная – Cinderella, она же “Золушка”) до фокстрота, сочинений в традициях эпохи Возрождения, а также новых тем шотландского музыкального фольклора. Сочинял Дейвис и саундтреки для английского кино, отдавая, впрочем, предпочтение созданию симфонической музыки и руководству известными оркестрами.

В 1960-х у Дэвиса была репутация “инфанта террибла”, чья музыка будоражила зрителей и критиков: одним из таких сочинений стали “Восемь песен для безумного короля” – “музыкальная пародия” на ораторию Генделя “Мессия”. Тогда же у Дэвиса появился интерес к общегражданским темам, в частности, к защите окружающей среды. Он написал номера в стиле кабаре, которые исполнял с актрисой Элинор Брон, в знак протеста против планов добыть руду урана в Оркни. Ревю исполнялось на Фестивале Св. Магнуса, в Оркни, с участием самого композитора за фортепиано. В 2000-е годы Дэвис участвовал в акциях протеста против решений правительства Гордона Брауна и Тони Блэра по Ираку. Но к концу жизни Дэвис признался в симпатии к монархии, в которой видел “непрерывность, традицию и стабильность”.

Но в основном Дэвис опирался на технику сериализма. Среди его работ есть и такие полистилистические вещи, как “Фокстрот для оркестра на тему паваны Джона Баллома”, где композитор соединил фокстрот, написанный для эстрадного оркестра в стиле двадцатых годов, павану Джона Баллома и собственную” музыку. Многие работы этого периода были созданы для ансамбля современной музыки Pierrot Player, который Дэвис основал вместе с Харрисоном Биртвистлом в 1967 году.В более поздних сочинениях Дэвиса слушатели находили параллели с поздним стилем и музыкой Яна Сибелиуса. Дэвиса больше не расценивали как модерниста. В эти годы он написал несколько опер, среди которых “Мученичество Св. Магнуса” (1976), “Маяк” (1980, его самая популярная опера), “Воскресение” (1987), где в партитуру включен состав рок-группы, детские оперы. Композитор интересовался и классическими формами, создав десять пронумерованных симфоний: симфонический цикл симфоний №1-7 (1976-2000). Восьмая симфония называлась “Антарктика”, Девятую исполнил впервые 9 июня 2012 Королевский Ливерпульский симфонический оркестр, а премьера Десятой прошла в Барбикан-холле в Лондоне 2 февраля 2014 года.

80-летие композитора в 2014 году отмечалось исполнением его новых сочинений в студиях Мейда-Вейл BBC с трансляцией в прямом эфире по Радио 3 и с участием самого композитора.

Источник публикации Российская газета, 14.03.2016