Финальный рывок

Поток книг о музыке к концу 2013 достиг девятого вала
Финальный рывок

Поток книг о музыке к концу 2013 достиг девятого вала
Издательский музыкальный рынок в 2013 совершил рывок.
Он выбрался из тихой заводи 2012 и к концу года принес значительное количество важных публикаций.

Тенденции

Стремясь выполнить «провайдерские» функции и помочь заинтересованному читателю лавировать в море книжной информации, «МО» собрала по возможности полную информацию о музыкальных новинках.

В этом году библиотека газеты пополнилась на 133 издания (список см. далее). Насчитывается 59 издательств, которые обращались к музыкальной тематике, что в три раза превосходит прошлогодний показатель. Представлено 11 городов — от столиц Москвы и Санкт-Петербурга до Перми, Вологды и Ростова-на-Дону. Разнообразные тиражи — от минимальных 300 экз. (у образовательных центров) до 4000 экз. у крупных игроков (например, «Азбука-Аттикус»). Участвовало более 200 авторов, редакторов и составителей.

Одна из главных тенденций — интерес к подлинным историческим свидетельствам времени: официальным документам, воспоминаниям, воссоздающим повседневную жизнь, архивным публикациям. Музыкальный нон-фикшн производят всевозможные издательства (большие и маленькие, авторитетные и не очень), вне зависимости от специализации и знания предмета. Воспоминания пианистки Б. Давидович вышли в «Юргенсоне», «Жизнь Р. Баршая» в «Corpus», «Беседы с композитором И. Шварцем» в «Прогресс-традиции», литературные тексты Дж. Кейджа в вологодской «Библиотеке Московского концептуализма», очередная книга Г. Кремера в «Новом литературном обозрении», двухтомник воспоминаний Е. Нестеренко в его Фонде, книга скрипача А. Штильмана «Музыка и власть» в «Аграфе» и т.д. Выпущен последний том переписки пианистки М. Юдиной (Центр гуманитарных инициатив, 2013).

Это уже не столько часть специализированной музыковедческой литературы, сколько мейнстрим, в котором рядом находятся нон-фикшн и сочинения Л. Улицкой, Д. Рубиной, Б. Акунина и др. Как указывает известный социолог культуры Б. Дубин, специфика литературного процесса последних 10-15 лет в том, что вместо прежнего размежевания и принципиального противопоставления элитарного и массового был найден третий путь. «Относительно массовая словесность сегодня  — это синтез, она приобретает черты “хорошей интеллигентской литературы”» (из интервью «Московскому книжному журналу»).

Советология

Еще одна важная тенденция — начало процесса по возвращению советского наследия, его переоценке и созданию объективной исторической картины. Ведь по разным причинам почти 70 лет музыки оказалось вычеркнуто из отечественного музыкального сознания.

Событием стала первая публикация архива Л. Атовмьяна, одного из влиятельных деятелей советской музыкальной культуры, куда вошли дневники и вся переписки с ближайшим другом С. Прокофьевым (ГИТИС, 2012, комментарии и составление Н. Кравец). По качеству и охвату материала выделяется первый монографический сборник о практически забытом сегодня советском дирижере К. Элиасберге (сост. В. Козлов, питерское издательство «Сад искусств», 2013). Впервые вышла монография о дирижере Дж. Кахидзе (автор А. Парин, «Аграф», 2013). Трудно переоценить публикацию архива второй жены С. Прокофьева — М. Мендельсон (сост. и комм. Е. Кривцова, московский «Композитор») и выход уникального трехтомника о Д. Шостаковиче (сост. Л. Ковнацкая, питерский «Композитор»).

Это и вызвавший широкий резонанс «Блокадный дневник Л. Маргулиса» (Лениздат, 2013); книга известного исследователя блокадной истории А. Крюкова «Дети и музыка в осажденном Ленинграде» (питерский «Композитор», 2012). Апофеозом документоцентризма стал сборник официальных постановлений и писем советской эпохи «Музыка вместо сумбура» (сост. М. Максименков, Международный фонд «Демократия», 2013).

Востребованная сегодня история повседневности, развиваемая в сериях «НЛО» (под брендами истории и теории моды, в исторической линейке), достаточно редко становится предметом изучения музыковедов. Приятное исключение — монография «Музыканты королей Франции» В. Березина (издательство «Современная музыка», 2013).

Персоны

Возникает и своеобразный рейтинг персон — имена, презентируемые для современности и презентирующие нашу современность в истории. Если проанализировать темы книг и собрать их вместе, то возникает следующая музыкальная картина мира.

Композиторы: Шостакович (4 книги), Прокофьев (3 книги), В. Сильвестров (2 книги), А. Скрябин (2 книги). А также: М. Балакирев, Б. Барток, И. Бах, М. Березовский, Б. Бриттен, Р. Вагнер, Э. Григ, В. Дашкевич, Ф. Караев, Дж. Кейдж, Г. Малер, В. Мартынов, К. Пендерецкий, В. Рубин, М. де Фалья, Т. Хренников, И. Шварц, А. Шнитке.

Пианисты/ концертмейстеры: Я. Флиер (2 книги). А также: С. Вакман, Л. Власенко, Б. Давидович, Л. Левинсон, Т. Малинина-Федькина, Н. Перельман, С. Рихтер, В. Софроницкий, Л. Тимофеева, В. Фельцман, М. Юдина.

Музыковеды: Дм. Блюм, М. Друскин, И. Лаврентьева, Е. Пекелис, К. Птолемей, Е. Ручьевская, Т. Чередниченко.

Дирижеры: Ю. Богданов, Р. Баршай, Дж. Кахидзе, К. Элиасберг, С. Кусевицкий.

Скрипачи: Г. Кремер, И. Ойстрах, В. Спиваков, А. Штильман.

Хормейстеры: Вл. Соколов, Б. Тевлин.

Деятели культуры: Л. Атовмьян, С. Дягилев, Т. Хренников.

Певцы: Е. Нестеренко, С. Шапошников.

Режиссер: Э. Каплан.

Органист: Л. Ройзман.

Хореограф/Танцор: Л. Мясин.

Именной индекс показывает, что для отечественной культуры актуальны в основном книги о композиторах. Среди них лидируют отечественные творцы, преимущественно XX в.: 13 персон против 9 зарубежных мастеров. Брендами года стали Д. Шостакович и С. Прокофьев, являющиеся главными классиками XX в. О них — самое большое количество публикаций. Стабильным остается интерес и к А. Скрябину, как и в целом к Серебряному веку. Об этом — пятитомник «”Dernier cri”, или последний крик моды в искусстве начала XX в.».

На втором месте по охвату имен идут пианисты/концертмейстеры — 12 музыкантов, при этом среди них нет ни одного зарубежного мастера. Выпущены книги о 7 музыковедах и заново публикуется их наследие, среди них один зарубежный музыковед — К. Птолемей, которого и считать-то музыковедом сложно, ведь во времена Античности творили универсальные философы. Расширяется библиотечка о дирижерах, в 2013 — это книги о 5 музыкантах XX в.

Вековой рубеж

Юбилей самого известного и почитаемого современного композитора К. Пендерецкого в России прошел незамеченным (о мировых празднествах см. «МО» №12, 2013), и единственным российским презентом стала первая монография о нем на русском языке Ю. Никольской (2012, московский «Композитор»).

100-летие английского классика Б. Бриттена в России помимо музыкальной программы отмечено выходом нового сборника статей о нем (подготовлено Библиотекой иностранной литературы и издательством «Центр книги „Рудомино“» при поддержке Фонда Бриттена-Пирса и Британского Совета с разрешения Publishing Limited).

К столетию американца Дж. Кейджа, отмечаемому в 2012, впервые на русский язык переведен его сборник «Тишина». В него вошли знаменитые «Лекция о ничто» и «Лекция о нечто».

Еще одно столетие — балета «Весна Священная» И. Стравинского, вызвавшее значительный резонанс по всему миру. Масштабный фестиваль в Большом, постановки в главных театрах страны, и в том числе — роскошный альбом «Век “Весны Священной” — Век Модернизма», посвященный истории создания балета и четырем главным «Веснам» ушедшего века (подготовлен Большим театром).

К 100-летию Т. Хренникова вышел сборник статей, задающий новый вектор в изучении его наследия (сост. А. Кокарев, московский «Композитор», 2013).

Книги как главные юбилейные знаки связаны с днями рождениями В. Сильвестрова (75-летие в 2012, обе книги вышли на Украине) и Ф. Караева (70 лет в 2013, автор М. Высоцкая).

Юбилеи Вагнера и Верди прошли в книжном отношении практически незамеченными. Если о Вагнере напечатали одно научно-популярное издание (автор М. Залесская, издательство «Вече»), то о Верди новых книг давно не выходило на русском языке.

Черный список

Халтуры не так много, но она появляется, чаще в непрофильных изданиях. Две книги с определением «черный» характеризуют самих же себя. «Черная афиша» — книга об эмиграции пианиста В. Фельцмана, написанная его женой со всеми минусами, которые свойственны «женской» литературе («Зебра Е»). «Черные лебеди» — сборник сплетен и скандалов, связанных с Большим театром («Алгоритм»). Даже в блогах о нем отзываются не иначе, как «позор!». Профанацией стал и сборник с многообещающим названием «50 музыкальных произведений, изменивших искусство» («Эксмо»).

Вместо прежних заявлений о смерти композитора, которые опровергла сама музыкальная жизнь, появилась новая концепция о конце всего мира из-за «великого духовного одичания». Об этом вещает композитор В. Дашкевич.

Игроки

Все игроки музыкально-издательского рынка старались в этом году привлечь к себе внимание знаковыми проектами.

Питерский «Композитор» представил уникальные издания: трехтомник о Шостаковиче, собравший всех основных отечественных исследователей его творчества под руководством Л. Ковнацкой, и двухтомник о Мариинском театре, первое значительное издание о двухсотлетней истории театра и его персонах. Удалось выпустить очередной 13 том энциклопедии «Музыкальный Петербург» с хронологическими таблицами, который готовит РИИ. В декабре институт объявил, что этот проект станет приоритетным и в ближайшее время будет закончен. «Композитор»  — единственное среди музыкальных издательств, которое готовит и продает лицензионные электронные издания. Нововведение 2013 года — печать нот и книг под заказ. Статус издательства как мощного игрока подтверждает открытие сезона в Ла Скала.

На фирменной афише значится «Compozitor Publiching House» (SPb) как издатель музыки к двум исполняемым балетам А. Ратманского: «Русские сезоны» и «Опера» Л. Десятникова.

Московский «Композитор», выпустил уникальные дневники и воспоминания М. Мендельсон и первую отечественную монографию о Пендерецком.

Издательский дом «Музыка» — «П. Юргенсон» подготовил пятитомник о культуре Серебряного века, объединяющий имена творцов Москвы, Петербурга и Парижа (составительЮ. Де-Клерк). Сделанное совместно с ВМОМК им. Глинки, оно выпущено к 100-летию музея, которое отмечалось в 2012. Это красочный альбом с прекрасно изданными архивными фотографиями, факсимиле рукописей, писем, сопровождаемыми краткими аннотациями. Правда, весом около 10 кг! Он предназначен скорее для знатоков, являясь визуальным дополнением, например, в учебном процессе. Под грифом «Музыки» вышла Антология виолончельного репертуара в 7 томах. В коллекцию собраны сочинения от 1850-60-х гг. до 1930-х гг. (составитель и редактор сборников В. Тонха). Продолжается выпуск полного собрания сочинений Скрябина — вышли 2 том со Второй симфонией и 8 том, объединяющий фортепианные сочинения 1894-1903 гг.

Открытием года стала совместная серия «Ад Маргинем» с центром современной культуры «Гараж». Небольшого формата, с интересным лаконичным дизайном, недорогие (около 200-300 руб.), эти издания создают новый пласт интеллектуальной литературы о современной культуре, ее практиках и бытовании искусства. И хотя специальных книг по музыке здесь нет, но в каждой из них музыкальное искусство представлено как неотъемлемая часть жизни. Среди книг: П. Вирно «Грамматика множества», В. Гройс «Политика поэтики», Х. У. Обрист «Краткая история кураторства», переиздание «Nowbrow. Культура маркетинга, маркетинг культуры» Дж. Сибрука, С. Сонтаг «О фотографии», Р. Голдберг «Искусство перфоманса. От футуризма до наших дней», Д. Брукс «Бобо в раю: Откуда берется новая элита» и др. Директор «Ад Маргинем» рассказывает о серии: «Это попытка мэппинга (картографирования — прим. ред.) современного культурного пространства, очень оригинальная и не только для России. Суть: понимать любую культурную практику как вид “искусства”, то есть представлять все, включая философию и теорию, как виды сенситивного, чувственного опыта, и соответственно оформлять этот опыт. В следующем году мы выйдем на самоокупаемость проекта» (из интервью «Бизнес Online»).

В целом «Ад маргинем» — одно из самых успешных нишевых издательств. Семь их новинок 2013 вошли в топ-25 наиболее продаваемых книг, по версии «Фаланстера». Это в том числе книги философов С. Жижека, В. Беньямина, П. Вирно, К. Ясперса и др. «Планета музыки», созданная на базе издательства «Лань» в 2006, выпускает учебную литературу по музыке, вокалу, хореографии. Ориентируясь в первую очередь на высшие и средние специальные учреждения, она работает с наиболее востребованным сегментом — обучающейся молодежью, которая, по данным социолога «Левада-Центра» Б. Дубина, является наиболее активным читателем (и бумажной книги, и электронных носителей).

Среди новинок: Современные музыкально-компьютерные технологии (авторы А. Андерсен, Г. Овсянкина, Р. Шитикова), М. Воротной «Менеджмент музыкального искусства», О. Захарова «Балы России второй половины XIX — начала XX вв.».

Издательство «Corpus», специализирующееся на нон-фикшн, после успеха книги А. Росса «Дальше шум» выпустила вторую его книгу — сборник эссе «Послушайте». Еще один бестселлер 2013 — «Нота». Это воспоминания дирижера Р. Баршая (1924-2010), рассказанные режиссеру О. Дорману. Сделав сначала фильм, он потом расшифровал его и превратил в книгу. Тот же ход, что и с «Подстрочником».

Черная дыра

Одна из главных проблем книжного рынка в том, что новинки о музыке трудно найти, как непонятно и то, где искать информацию об их выходе.

В Интернете нужно отсмотреть все сайты специализированных издательств, просмотреть рубрики «музыка» в больших онлайн-гипермаркетах, пробежаться по 8-10 точкам в Москве и Санкт-Петербурге. До регионов доходят вообще крохи. В течение двух-трех лет книги могут пробиваться к читателю, так что в 2013 на прилавках появлялись неизвестные издания, вышедшие в 2011-2012 гг. Ситуация усугубляется и тем, что информация о новинках не всегда есть и в библиотеках, которые прежде выполняли функции навигаторов. Теперь книжный каталог может опаздывать на полгода, а сама книга в общее пользование попадает в лучшем случае через 2-3 года.

Печальная тенденция — сокращение торговых площадей, посвященных музыке. В Москве осенью закрылся магазин «Паолине», находящийся рядом с консерваторией на Малой Никитской. Это был один из главных дистрибуторов музыкальной продукции. В магазинах «Молодая гвардия» и «Москва» остались 2 полки под рубрикой «музыка». Магазин на Тверском бульваре все более похож на рыночный развал с букинистикой, где подчас невозможно отделить старое от нового. Такая же проблема у книжного киоска Московской консерватории, у которого площадь для экспозиции книг ничтожно мала. Действует интеллектуальный магазин «Фаланстер», авторитетный книжный клуб, формирующий престиж и имя автора, где собирается определенный ассортимент новинок.

Так или иначе, проблемы дистрибуции испытывают все: и старые, и новые издательства, и крупные и небольшие. Более активно дистрибуцией занимается «Арт-транзит», по совместительству «Классика-XXI». Здесь отбор связан с ориентацией на школы искусств, куда входит джентельменский набор из музыки, хореографии, живописи и педагогики.

С 2013 «Композитор-Санкт-Петербург», обладающий собственным магазином в центре города и сайтом с высоким показателем посещения, взял на себя распространение некоторых книг московского «собрата». Сбыт продукции образовательных учреждений пытался наладить Интернет-магазин «Музиздат», предлагающий также услуги печати.

Тема или тренд?

Проблемы музыкального книжного рынка отражают общие тенденции. Согласно данным «Левада-центра», вся книжная отрасль пробуксовывает из-за неотлаженной системы дистрибуции. Как указывает Б. Дубин, 40-50% получает сегодня распространение, остальное лежит невостребованным. Это связано в целом с проблемами коммуникации в обществе, связи между институциями оборваны.

Основатель авторитетного издательства «Ад Маргинем» А. Иванов, указывает также на отсутствие нишевых магазинов, типа «Фаланстера», которых нет в регионах. Поэтому продажи такой литературы, к которой относятся и книги по музыке, провисают. Как указывает Иванов, 80% продаж происходит в Москве. Рассуждая о способах решения этой проблемы, он указывает, что нужен новый тип книжных лавок — при центрах современной культуры. «Книжные точки должны двигать не тему “русской литературы”, а тему инновационных трендов: урбанистика, дизайн, экология, антропология, современное искусство, архитектура, мода, стиль жизни. То есть в идеале провинциальный книжный магазин — это центр развития инновационных коммуникаций или, если по-другому сформулировать, выставок современного искусства, лекций и ворк-шопов» (из интервью «Бизнес Online»).

Бушующие дебаты из-за первенства печатной или электронной книги утихли и на смену им пришли эксперименты. Так, «Эксмо» выпустило новый книжный формат — флипбук, кентавр печатного издания с формой и принципом перелистывания электронной книги. Ее удобно держать одной рукой и носить в сумочке. Правда, новые технологии пока не слишком активно внедряются в музыкальную отечественную жизнь — процветает пиратство как книг, так и нот.

Бренд года

Ушедший год стал поворотным в судьбе полного собрания сочинений П. Чайковского, главного бренда страны и одного из самых востребованных отечественных композиторов во всем мире. Отдельной строкой в постановлении Правительства РФ №1291-р от 22 июня 2013 обозначен бюджет на выпуск нового издания, в которое войдут все известные на сегодняшний день авторские варианты и редакции сочинений

Чайковского, а также полное литературное наследие (от педагогики, дневников, записных книжек, писем до стихов и переводов трактатов западноевропейских авторов). 4, 5 млн руб. предусмотрено на предпечатную подготовку на 2014-2018 гг. Проект стал частью мероприятий в рамках 175-летия со дня рождения композитора. Он осуществляется под грифом ГИИ и Дома-музея композитора в Клину. Научный руководитель — главный специалист по творчеству Чайковского П. Вайдман. В научно-художественный совет также вошли: В. Федосеев, М. Плетнев, А. Рудин, Д. Петров, Т. Сквирская. Предполагается, что издание будет состоять не менее, чем из 100 томов.

На сегодняшний день ведется научная и текстологическая работа над подготовкой к печати: Концерта для скрипки с оркестром (партитура и переложение для скрипки и фортепиано, ред. П. Вайдман, А. Айбиндер), кантаты «К радости» (партитура, ред. Т. Сквирская), торжественной увертюры «1812» (партитура, ред. П. Вайдман, А. Айбиндер), кантаты «Москва» (партитура, клавир, ред. Т. Сквирская, П. Вайдман),  Литургии Святого Иоанна Златоуста  (ред. Митрополит Иларион (Алфеев), О. Захарова), Первой симфонии (партитура, клавир, ред. Д. Петров) и др.

Наука о Чайковском вообще в последние годы активно развивается. С 2011 г. идет активная работа по изданию эпистолярия композитора: вышел первый том переписки композитора с главным издателем и другом П. Юргенсоном (составление и комментарии П. Вайдман, «Юргенсон»), второй заключительный том планируется выпустить в марте 2014. Вышли три тома переписки с Н. фон Мекк (составление и комментарии П. Вайдман, «MPI»). Заключительный том готов, но на его публикацию издательство не может найти деньги.

В 2013 коллекция Дома-музея пополнилась автографами двух подлинных писем композитора — к генеральному консулу России в Париже Р.Х. фон Талю (от 23 декабря 1877/4 января 1878 из Сан-Ремо) и к французскому музыкальному издателю, другу, пропагандисту творчества композитора Ф. Маккару (от 31 января 1891). А также приобретены антикварные издания музыкальных номеров к музыкальному водевилю, мелодия из которых была использована Чайковским во второй части его знаменитого Первого фортепианного концерта. В 120-ю годовщину смерти композитора Дом-музей выпустил книгу-буклет (ред., сост. и автор П. Вайдман), куда вошли статьи о последних годах жизни музыканта (с хронографом 1893 года).

P.S. В 2012 ГИИ объявил о намерении издать полное собрание сочинения М. Мусоргского, но кроме этого заявления, эмоционально высказанного в баталиях между институтом и Министерством культуры, ничего так и не произошло.
Теперь в Петербурге РИИ объявил о намерениях издать все наследие П. Бородина. Через год будет понятно, как слова сопрягаются с делом…

Книги года

Схейен Ш.
Дягилев. «Русские сезоны» навсегда.
Пер. с нидерландского Н. Возненко и С. Князьковой. М.: КоЛибри,
Азбука-Аттикус, 2012. 608 с., ил. 4000 экз

Монография об известном русском продюсере С. Дягилеве и его «Русских сезонах» получила широкий резонанс и в прессе, и у читателей. Она значилась в списке десяти самых продаваемых книг, по версии магазина «Москва». Ее автор — известный славист, один из участников перекрестного года России — Нидерландов. Известный специалист по истории танца, он  выступал куратором большой выставки, посвященной «Русским балетам» (зима 2004-2005 в Гронингене). Шикарно изданная, с цветными вкладками и уникальными фотографиями, книга является наиболее полной биографией Дягилева на русском языке. Издание сделано по всем законам современной исторической науки — с учетом архивных данных, всего блока отечественных и зарубежных исследований, с привлечением периодики на языках. Впервые отечественный читатель сможет увидеть объемный, противоречивый образ Дягилева, очищенный от субъективных оценок — как негативных, так и безмерно восхищенных.

Шостакович в Ленинградской консерватории. 1919-1930. В 3-х тт. / Сост. Л. Ковнацкая
СПб.: Композитор, 2013.
Тираж 450 экз.

Фундаментальный трехтомник, подготовленный в питерском «Композиторе», кардинально меняет представление о гении. Концепция и ее реализация — от качества текстов до дизайна, верстки, печати и даже выбора бумаги — уникально для российского музыкального рынка. Это современное издание без глянца и позолоты, в стильном черно-белом оформлении, которое вписывает имя Шостаковича в авангард интеллектуального книжного процесса. Оно будет выигрышно смотреться и среди книг по искусству, фотографии и дизайну, например, в книжных лавках при центрах современного искусства. Идея в том, чтобы показать личность и творчество композитора в контексте разнородной культуры Петрограда-Ленинграда 1920-1930-х гг. Здесь восстанавливается история его успеха, круг знакомств, друзей и учителей, зарубежные гастроли и первые публикации, а заодно и история градостроения, консерватории, Мариинского театра, киноискусства и музыкальной картины мира первых лет советской власти.

Мендельсон-Прокофьева М.А.
О С.С. Прокофьеве. Воспоминания.
Дневники. 1938-1967

Впервые увидели свет воспоминания и дневники второй жены Прокофьева М. Мендельсон, которые 45 лет хранились в московских архивах — ВМОМК им. Глинки и РГАЛИ.

Без публикации этих материалов невозможно уже представить объективную картину жизни и творчества С. Прокофьева. Мира Александровна в течение 12 лет была женой, секретарем и сиделкой гения. Она ежедневно вела дневник, который затем перерабатывался совместно к Прокофьевым в воспоминания, предназначенные для публичного использования. В них, по его желанию, были добавлены выдержки из личной переписки и СМИ. Это официальный образ Прокофьева, который он хотел открыть для всех. Опубликованы также записи, которые они вместе не успели отредактировать. Фактически, перед нами летопись жизни Прокофьева с 1938 г., позволяющая воссоздать его быт, каждодневные занятия и творческий процесс, вплоть до литературы, которую они вместе читали и концерты с его оценками.