Альфред Шнитке сегодня

Творческое наследие композитора в XXI веке: концерты, фестивали, абонементы, спектакли, издания
Альфред Шнитке сегодня

Что исполняют

В наши дни в концертной практике и репертуаре солистов, ансамблей, оркестров представлены Сюита в старинном стиле, скрипичные и виолончельные сонаты, Concerti grossi, Фортепианный квинтет, струнное и фортепианное трио, Концерт для фортепиано и струнных, Второй скрипичный концерт, Хоровой концерт на стихи Грегора Нарекаци, «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» (режиссер Юрий Любимов).

Симфонии Шнитке в России звучат редко. В ноябре 2019 в БЗК, на концерте к 85-летию композитора в исполнении Госкапеллы под управлением Валерия Полянского прозвучала Вторая симфония, в ноябре 2022 на фестивале Concordia в Казани Полянский исполнил Четвертую симфонию с Госоркестром Татарстана, в сентябре 2023 в Москве — с Госкапеллой России.

Также из недавних исполнений музыки Шнитке: Первый Concerto grosso в просветительском цикле МГАФ «Вещь в себе» (ведущий – Я. Тимофеев) в ноябре 2022 (И. Мовчан, А. Забавников, Д. Гуща, ГАКО России под управлением А. Уткина); Струнное трио в концерте Ансамбля Next Monday «Лава и вода» (март 2023, ДК Рассвет); «Стихи покаянные» для смешанного хора a cappella в цикле «Musica sacra nova. Духовная музыка из бывшего СССР» (совместный абонемент Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова) в мае 2023 (В. Полянский, хор ГАСК России).

Оперное наследие Шнитке также представлено в России скромно. «Жизнь с идиотом», отечественная премьера которой состоялась в 1993 (Театр Покровского), не ставилась с 2003 (Новосибирский театр оперы и балета; режиссер Генрих Барановский). Оперу «Джезуальдо» можно было слышать лишь в концертном исполнении В. Полянского и ГАСК России: в 2000 (премьера) и 2019 в БЗК. Опера «История доктора Иоганна Фауста» (премьера в Гамбурге в 1995) не звучала в России вовсе, зато исполнялась одноименная кантата – например, в Новой Опере, на Крещенском фестивале в январе 2023.

Музыка Альфреда Шнитке звучала в балете «Мастер и Маргарита» румынского хореографа Эдварда Клюга (премьера в Большом театре в декабре 2021; спектакль года в рейтинге «МО» «События и персоны»), включившего в свою постановку фрагменты «Стихов покаянных», Первой виолончельной сонаты и Сонаты для скрипки № 1, Первого Concerto grosso и Фортепианного квинтета, Концерт для фортепиано и струнных и Танго из кинофильма «Агония» в аранжировке А. Рахманина.

Уже в новом концертном сезоне Первая (1963) и Третья (1994) скрипичные сонаты Шнитке звучали 1 октября 2023 в МГИМ им. Шнитке в исполнении Елены Рольбиной и Рустама Шайхутдинова.

Впрочем, музыку Шнитке может услышать каждый: достаточно найти в сети фильмы «Спорт, спорт, спорт», «Агония», «Восхождение», «Ты и я», «Сказка странствий», «Сказ о том, как царь Петр арапа женил», «Экипаж», «Вызываем огонь на себя», «Похождения зубного врача», «Комиссар», «Осень», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Мастер и Маргарита», многие другие.

Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» продолжает выпуск Собрания сочинений Шнитке. Как указывает сайт издательства https://compozitor.spb.ru/, на сегодняшний день выпущен 41 том / тетрадь.

Институт имени Шнитке

Альфред Шнитке с 1949 по 1953 учился в Музыкальном училище имени Октябрьской революции, в конце 1950-х преподавал в училище. В 1993 училище было преобразовано в вуз, а в 1999 институт получил имя Шнитке.

В вузе чтят память своего выдающегося выпускника. В 1999 была образована Научно-образовательная творческая лаборатория «Шнитке-центр», в которой сконцентрированы материалы о жизни и творчестве композитора, его семьи, его окружения. «Шнитке-центр» входит в состав кафедры философии, истории, теории культуры и искусства и располагает огромными фондами: нотными, иконографическими, литературными, содержит видео-, аудиозаписи, коллекцию газетных и журнальных вырезок. Здесь же хранятся документальные, художественные фильмы, мультфильмы с музыкой композитора. В год столетия Института (2018) вдова композитора Ирина Шнитке приняла решение безвозмездно и бессрочно передать в дар Институту Московский и Гамбургский кабинеты композитора, включая все оригинальные вещи, которые находились в них: мебель, книги, альбомы, партитуры, записи, журналы, видеокассеты, грампластинки, картины, иконы, личные вещи. Все экспонаты, входящие в состав кабинетов, расположены так же, как и при жизни композитора.

С 1999 по 2016 выпушено 10 сборников статей и материалов «Альфреду Шнитке посвящается», в подготовке которых принимали участие известные музыковеды Елена Долинская, Алла Богданова, Александр Ивашкин, Евгения Чигарева, вдова композитора Ирина Шнитке.

Шнитке и «Музыкальное обозрение»

Музыка Шнитке не раз звучала в концертах, абонементах, на фестивалях «МО». На фестивале «Кружева» в Вологде дважды (в 2008 и 2016) исполнялась «Сюита в старинном стиле» (в 2016 в переложении для флейты и фортепиано, солисты МАСМа Иван Бушуев и Михаил Дубов). В 2022 на концерте фестиваля «Кружева» в Софийском соборе Вологодского кремля хор МГИМ им. Шнитке под управлением Дмитрия Онегина исполнил «Отче наш» (№ 3 из цикла «Три духовных хора», 1984).

Третий Concerto grosso Шнитке (1985) для двух скрипок, клавесина, челесты, фортепиано, струнного оркестра и колоколов звучал в абонементе «МО» и МГАФ «WWW.БАЯН.RU» в переложении для солистов и ансамбля аккордеонов Марии Власовой (12 ноября 2021, концерт “Detto” к 90-летию Софии Губайдулиной).

В концертах Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS» постоянно участвуют коллективы МГИМ им. А.Г. Шнитке и исполняют произведения композитора. Так, например, на концерте «Музыкальное обозрение – OPUS 32» (14 ноября 2021, зал «Оркестрион») Елена Рольбина и оркестр МГИМ под руководством Игоря Громова исполнили Второй скрипичный концерт Шнитке, написанный в 32 года (1966).

Трио для скрипки, альта и виолончели (1985) звучало в марте 2023 в МГИМ им. Шнитке в программе «3+3» (концерт фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 34»). В программе   представлена эволюция жанра струнного трио от ранней классики до наших дней: Боккерини, Вайнберг (проект «Вайнберг. Возвращение» «МО» ведет с 2014), Шнитке.

25 октября в Московском Доме композиторов состоится еще один концерт коллективов МГИМ  им. Шнитке на фестивале «Музыкальное обозрение – Opus 34», в котором прозвучат два сочинения Шнитке:  Соната для скрипки и камерного оркестра ((1968; оркестровая версия Сонаты № 1 для скрипки и фортепиано, написанной в 34 года, солистка Елена Рольбина) и «Гоголь-сюита».

На концерте фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 34» в марте 2023 в Кирове звучали Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для двух скрипок (1975) и Фортепианный квинтет (1972–1976) в исполнении солистов Вятского губернского симфонического оркестра.

18 октября 2023 в Казани (ГБКЗ им. Сайдашева) в рамках фестиваля «Музыкальное обозрение – OPUS 34» Казанский камерный оркестр “La Primavera” под руководством Рустема Абязова и солистка Светлана Станчина исполнят Сонату для скрипки и камерного оркестра.

В сезоне 2023/2024 «МО» проводит в Камерном зале Московской филармонии абонемент «Альфред Шнитке (1934–1998). К 90-летию со дня рождения. «Лабиринты» (автор и ведущий Андрей Устинов). Абонемент вызвал большой ажиотаж, был полностью распродан в первые же дни продажи абонементов. (Подробная программа абонемента — на стр. 12).

11 марта 2023 исполнилось 45 лет со дня публикации в газете «Правда» статьи «В защиту “Пиковой дамы”», подписанной народным артистом РСФСР, дирижером Большого театра СССР, лауреатом Государственной премии СССР Альгисом Жюрайтисом. Речь в этом тексте шла о постановке оперы Чайковского «Пиковая дама» Юрием Любимовым (с музыкой Альфреда Шнитке и сценографией Давида Боровского, дирижировать должен был Геннадий Рождественский), премьера которой планировалась в парижской Гранд Опера (об этом «МО» подробно писало в № 6 (511) за 2023). В результате постановка была сорвана.

На пути к памятной дате

24 ноября 2024 будет отмечаться 90 лет со дня рождения Альфреда Гарриевича Шнитке. Почти за два года до этой даты с инициативой о праздновании выступил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Что не случайно: будучи уроженцем Саратовской области, он фактически держит в руках нити управления регионом и всем, что в нем происходит. Володин предложил создать на федеральном уровне оргкомитет по подготовке празднования. С таким предложением он выступил на совещании в Саратовской консерватории.

Шнитке родился в городе Энгельс Саратовской области, в 1997 он был избран почетным гражданином города. С 2003 музыкально-эстетический лицей Энгельса носит его имя, а в 2018 ему открыли памятник (скульптор Андрей Щербаков).

«У нас (именно так! — «МО») на следующий год будет 90-летие со дня рождения Альфреда Шнитке. Это знаковое событие в рамках нашей страны. Со своей стороны буду обращаться в правительство Российской Федерации, чтобы был создан оргкомитет по празднованию 90-летия со дня рождения Альфреда Шнитке. Необходимо сделать все для того, чтобы как можно больше людей соприкоснулись с творческим наследием композитора Шнитке, нашего земляка», — сказал Володин.

Оргкомитет был создан распоряжением Правительства РФ 16 мая 2023. Возглавила Оргкомитет министр культуры РФ Ольга Любимова. В составе Оргкомитета — статс-секретарь – зам. министра культуры РФ Надежда Преподобная, спецпредставитель президента РФ по международном культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, альтист и дирижер Юрий Башмет, пианистка Екатерина Мечетина, директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов, и.о. ректора ГМПИ им. Ипполитова-Иванова Валерий Ворона, ректор СГК им. Собинова Александр Занорин, генеральный директор ГЦТМ им. Бахрушина Кристина Трубинова, генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов, генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов, главный редактор телеканала «Культура» Сергей Шумаков, министр культуры Саратовской области Наталья Щелканова, представители министерств и общественных организаций.

Состав Оргкомитета вызывает вопросы. В частности, не вошел в его состав Валерий Полянский, сделавший для продвижения хорового и симфонического творчества Шнитке в СССР и России больше, чем кто-либо из ныне здравствующих маэстро, исполнивший (в том числе премьеры) и записавший многие его хоровые и симфонические сочинения. Нет в Оргкомитете Анны Щербаковой, ректора МГИМ им. Шнитке – alma mater композитора.

Фестивали

Наиболее объемно творческое наследие Альфреда Шнитке было представлено на фестивалях или в циклах концертов к юбилейным датам композитора. Первый фестиваль музыки композитора состоялся в Нижнем Новгороде в 1989 прошел с участием выдающихся исполнителей (Олега Кагана, Натальи Гутман, Гидона Кремера, Юрия Башмета).

Шесть фестивальных концертов состоялись в Большом зале Московской консерватории в 1994, где звучали три симфонии – Третья (Валерий Полянский), Пятая (Франк Штробель) и Четвертая (Геннадий Рождественский), Альтовый концерт (солист Юрий Башмет, дирижер Владимир Зива), премьеры Третьей скрипичной сонаты (Марк Лубоцкий и Ирина Шнитке) и Пятого Concerto grosso в исполнении Гидона Кремера.

В цикле московских концертов 1999, к 65-летию Альфреда Шнитке, участвовали виолончелисты Наталия Гутман и Александр Ивашкин, скрипач Олег Крыса, Госоркестр под управлением Гинтараса Ринкявичуса, хоры Московской консерватории и МГИМ имени Шнитке. В программах – сочинения 80-90-х годов: A Paganini для скрипки соло, Фортепианное трио, Соната № 3 для скрипки и фортепиано…

Важным нефестивальным событием конца 1990-х стала премьера в БЗК в июне 1998 Девятой симфонии Шнитке  в расшифровке Геннадия Рождественского (небесспорной), которую теперь и не услышать, в отличие от версии Александра Раскатова.

В 2004 в Москве (БЗК, Центр Павла Слободкина) прошел самый масштабный по географии участников и жанровой палитре восьмидневный фестиваль музыки Шнитке, к 70-летию со дня рождения композитора. Участвовали американский Kronos Quartet, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Олег Крыса, Гидон Кремер и «Кремерата Балтика», НФОР под управлением Романа Кофмана, Татьяна Гринденко, Лера Ауэрбах, Ион Марин…

В 2008 Ансамбль солистов «Студия новой музыки» при участии Австрийского культурного форума провел цикл концертов «Альфред Шнитке в контексте эпохи».

В 2014 Московская консерватория провела фестиваль «На пересечении прошлого и будущего», к 80-летию со дня рождения А. Шнитке: 6 концертов и двухдневная международная конференция. Среди участников фестиваля – Госкапелла России под руководством Валерия Полянского, Камерный хор Московской консерватории (дирижер Александр Соловьев), Ансамбль «Студия новой музыки» (дирижер Анатолий Левин), симфонический и камерный оркестры МГИМ имени А.Г. Шнитке (дирижер Игорь Громов). В. Полянский дирижировал на закрытии фестиваля Четвертой симфонией.

Что будет к 90-летию — покажет время.

Антон ДУБИН, Павел РАЙГОРОДСКИЙ

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.