Алексей Сысоев переложил для оркестра 31-ю сонату Бетховена: мировая премьера (19 мая, Пермская опера)

Алексей Сысоев переложил для оркестра 31-ю сонату Бетховена: мировая премьера (19 мая, Пермская опера)

19 мая в Пермской опере впервые прозвучит 31-я фортепианная соната Бетховена в оркестровке Алексея Сысоева. В одном из интервью он говорил, что «у настоящих шедевров нет предела глубины» и что «мы никогда не дочерпаем до дна»: «Поэтому и продолжаем искать у Бетховена проведения, ракоходы, обращения… Мы, конечно, утеряли того, “прижизненного” Бетховена, но обрели нечто другое, то, что нашу культуру больше устраивает».

Мировая премьера оркестровки бетховенской сонаты будет соседствовать с ансамблевым переложением контрапункта XIX из баховского «Искусства фуги». Автор транскрипции (2001) для 23 инструментов – Лучано Берио, одна из ключевых фигур мирового музыкального авангарда послевоенных лет.

Также в программе – Пятнадцатая симфония Дмитрия Шостаковича (1971). Композитор Борис Тищенко, учившийся у Шостаковича в аспирантуре Ленинградской консерватории, говорил об этой симфонии так:

«У Дмитрия Дмитриевича была в последних его сочинениях какая-то удивительная манера воздействовать так же сильно, как он мог воздействовать, скажем, в мощной Четвертой симфонии, в ораториальной Седьмой, Восьмой, так же сильно воздействовать тихой музыкой, настолько она глубоко пронзительна по своей сути, настолько возвышенна и совершенна. Вот таким произведением мне представляется Пятнадцатая симфония. Хотя это тот же Шостакович, который нам известен в Первой симфонии. Там есть и сарказм, есть и гротеск – вспомните Скерцо из этой симфонии. Есть и траурная речитация в медленной части, есть и обаятельный, такой прозаический разговор инструментов. Есть и игра, вот такая игра, какая есть в первой части (эти цитаты из Вильгельма Теля, эти шутки инструментальные), все это – широкий разнообразный мир этой симфонии. И удивительная концепция: от баловства в музыке, шутки – к постижению самых сокровенных тайн мироздания. Все последние сочинения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича являются каким-то особым тоном, что ли, в собрании его сочинений. К великолепному мастерству, удивительной глубине, зоркости прибавилось еще постижение, я бы сказал, такой потусторонней сущности бытия».

Продирижирует концертом 19 мая Филипп Чижевский – лауреат «Золотой маски» 2022 (номинация «Опера / Работа дирижера»; «Кармен», Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм