«Кармен» в Пермской опере: премьера постановки Константина Богомолова (3—7 апреля 2021)

«Кармен» в Пермской опере: премьера постановки Константина Богомолова (3—7 апреля 2021)
Иллюстрация к спектаклю предоставлена Пермским театром оперы и балета

3, 4, 6, 7 апреля 2021 в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского состоится премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен». Либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви по одноименной новелле Проспера Мериме, редакция Константина Богомолова. Режиссер-постановщик – Константин Богомолов. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Филипп Чижевский. Художник-постановщик и художник по костюмам – Лариса Ломакина, работающая с Богомоловым уже 15 лет. Кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге проходят выставки ее живописи и графики.

«Я счастлив, что буду работать с прекрасной молодой менеджерской командой и с дирижером, с которым мы делали “Триумф Времени и Бесчувствия“. После этой первой работы я мечтал снова вернуться в оперу – на большую сцену. Впереди невероятное путешествие», – говорил Богомолов в феврале 2020.

Годом ранее (в мае 2019) Филипп Чижевский дирижировал «Кармен» в «Зарядье»: свою сценическую композицию по мотивам новеллы Мериме и музыки Бизе поставил Максим Диденко.

«Это была экспериментальная постановка по мотивам оперы Бизе, так что можно говорить о том, что в Перми я впервые буду исполнять “Кармен” целиком. Ни для кого не секрет, что это самая популярная опера в мире, и вокруг нее существует множество штампов, которые мешают восприятию. Мне хочется исполнить “Кармен” с чистого листа, поэтому я попросил театр заказать новый нотный материал для оркестра и солистов, чтобы в нем не было старых пометок. Мне интересно почувствовать музыку внутренним слухом и найти для нее собственное решение», – сказал Чижевский.

"Кармен", репетиция. Фото Андрей Чунтомов

«Версия с разговорными диалогами более обостренная и подчеркивает некую эклектичность партитуры Бизе. Все номера в партитуре, относительно тонального плана, резко контрастны. Эмоциональные скачки в самом либретто присутствуют и в музыке. А речитативы, привнесенные Гиро (Эрнест Гиро, французский композитор, друг Жоржа Бизе, учитель Клода Дебюсси, переработавший к венской премьере «Кармен», уже после смерти Бизе, разговорные диалоги в опере в речитативы. – «МО»), сглаживают эту остроту. Плюс исходная редакция дает больше свободы для высказывания режиссера», – также подчеркнул Чижевский.

Художник-постановщик Лариса Ломакина уже много лет использует для своих картин и театральных декораций технику ржавления: листы черного металла начинают моментально ржаветь из-за смеси соли с перекисью водорода. В сценографии пермской «Кармен» ржавое железо занимает одно из ключевых мест.

«Мы отсылаем зрителя к определенному периоду истории – к началу XX века. Это время черно-белых фотографий, которые с течением времени приняли оттенок сепии, – рассказывает Ломакина. – Сепия, по моим ощущениям, очень чувственно сочетается с ржавчиной. Я сказала “чувственно” и думаю, что это самое важное слово, потому что именно такой – чувственной – реакции я буду ждать от зрителей».

Премьера «Кармен» продолжит серию постановок, осуществленных в Пермской опере современными российскими режиссерами. В ноябре 2020 театр представил «Дон Жуана» Моцарта в версии Марата Гацалова, в феврале 2021 – «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в постановке Филиппа Григорьяна. Музыкальным руководителем обоих спектаклей выступил главный дирижер Пермского театра оперы и балета Артем Абашев.

«МО»