Александру Сокурову — 70

Александру Сокурову — 70

14 июня 2021 – юбилей у одного из крупнейших российских кинорежиссеров – Александра Сокурова.

Он удивительно музыкален, хотя и не учился музыке и скромничает, что недостаточно глубоко и профессионально ее знает. Знает прекрасно, в отличие от некоторых современных «деятелей культуры», индифферентных к музыке и не скрывающих эту свою бедноту, бедняцкость даже – художническую и личностную.

Музыка в его фильмах играет важнейшую роль, однако Сокуров, кажется, лучше всех сейчас (Тарковский – умер) понимает опасность неумелого использования музыки в кино, тщательно выбирая для своих картин музыкальные фрагменты.

Отмар Нуссио и Кшиштоф Пендерецкий в «Одиноком голосе человека», Густав Малер в «Тихих страницах», Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Оливье Мессиан в «Духовных голосах», Рихард Вагнер в «Молохе», Максим Березовский в «Московской элегии»… Шостакович, конечно («Дмитрий Шостакович. Альтовая соната»).

Отдельной строкой стоит упомянуть композиторов, писавших специально для Сокурова: Юрия Ханона (Ханина; «Дни затмения», «Спаси и сохрани») и Андрея Сигле («Телец», «Отец и сын», «Солнце», «Александра», «Фауст»).

Сокуровское кино немыслимо без музыки, но музыка для Сокурова – искусство отдельное. В беседе с журналистом Сергеем Уваровым (см. выпущенную НЛО книгу «Интонация. Александр Сокуров») он так прямо и говорит:

«Мое принципиальное убеждение, что музыка не нуждается в иллюстрировании и изображение тоже не нуждается в иллюстрировании. Они существуют отдельно, у каждого своя задача, и очень часто фонограмма и изображение в фильме ничем не обязаны друг другу. Появление той или иной темы в фильме иногда объясняется только влюбленностью автора в музыкальное произведение и в композитора, его эстетику  и ничем другим. И музыка никак напрямую не соотносится с драматургией фильма. В моем случае это часто так бывает».

Отметим со своей стороны, что так никогда не бывает в низкопробном кино, где соответствующего качества музыка лезет буквально из каждого кадра, словно пытаясь заглушить собой сценарную, режиссерскую и актерскую несостоятельность.

С днем рождения, Александр Николаевич!

Антон ДУБИН