Александр Журавский: «Нет ничего хуже, чем культурный изоляционизм»

Александр Журавский: «Нет ничего хуже, чем культурный изоляционизм»

С 1 по 3 декабря пройдет V Санкт-Петербургский международный культурный форум. В 2015 году в нем приняло участие около 10 тыс. человек. В этом году ожидается вдвое больше, в том числе иностранные делегации. В программу форума вошли сотни мероприятий. Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский в интервью ТАСС рассказал о главных темах предстоящего события, международных проектах в области культуры, о том, сколько стоит провести форум и были ли отказавшиеся принять в нем участие.

— Какие темы форума вы бы выделили как самые главные?

— Среди самых важных тем я бы выделил подведение итогов Года кино. Церемония состоится 2 декабря на сцене Мариинки-2 и станет мультимедийным, синтетическим зрелищем, сочетающим в себе элементы визуального и театрального искусств. В нем будут участвовать известные российские и зарубежные артисты, но я пока не могу назвать имена. Мы хотим показать, что в современном искусстве кино является одной из самых продвинутых, индустриальных форм популяризации и пропаганды ценностей отечественной культуры.

Еще одно важное событие — закрытие Года Прокофьева. Эта история связана с именем Валерия Гергиева, который был одним из ключевых организаторов и вдохновителей проведения этого Года. Он гастролировал вместе с оркестром Мариинского театра и исполнял музыку Прокофьева на самых разных площадках мира.

Одна из тем, которая традиционно будет волновать культурное сообщество, — это копродакшн, совместное производство в различных сферах культуры. Будут рассматриваться конкретные проекты, совместное кинопроизводство и с французами, и с китайцами, и продвижение отечественной кинопродукции за рубежом. На деловой площадке будут подписываться соглашения между зарубежными и отечественными партнерами, между федеральными и региональными культурными учреждениями.

Хотелось бы, чтобы форум развивался, с одной стороны, как мировая площадка, где обсуждаются глубинные культурные процессы и смыслы, с другой — как мировая деловая площадка, на которой подписываются конкретные контракты.

— Во сколько Министерству культуры обошлось проведение форума?

— Форум финансируется Министерством культуры РФ и мэрией Петербурга. В планах дирекции форума — привлекать больше спонсорских средств. Они есть и сейчас: это и крупные компании, и частные инвесторы. Но мы все равно не можем сравниться с бюджетом экономических форумов.

В целом бюджет форума вместе со спонсорскими средствами составляет около 150 млн руб. Хотя порой спонсорский вклад трудно оценить. Например, партнерская гостиничная сеть дает скидку 40–60% для расселения гостей и участников форума, в том числе в четырех-, пятизвездочных отелях. РЖД помогает, компания “Мегафон” обеспечивает Wi-Fi на всех площадках форума.

— Будете ли вы затрагивать тему неприязненного отношения к России в некоторых западных странах и того, как эта неприязнь сказывается на межкультурных процессах?

— На последнем оргкомитете форума особенно отмечали, что культура вне политики, при том что она является большой политикой.

Но какой смысл обсуждать, как, например, влияют санкции на культурные проекты, если правильнее сосредоточиться на обсуждении актуального состояния и перспектив культурного сотрудничества и партнерства.

— Были ли иностранные делегации, отказавшиеся принять участие в форуме?

— Есть такие, кто либо не подтвердил, либо “подвесил” свое решение. Но напрямую никто не говорит об отказе.

Кто сейчас из представителей западных стран открыто признается, что политика влияет на культуру? Хотя опосредованная попытка повлиять на деятелей культуры есть.

Но, к чести наших западных партнеров в сфере культуры, большинство из них подтвердило участие в форуме. В этом году представительство зарубежных стран солидное. На форуме будут представители Франции, Великобритании, Германии, Австрии, США и других стран. Почетный гость этого форума — Греция, предусмотрена соответствующая программа мероприятий.

— Какие международные проекты будут обсуждаться?

— Мы ставим себе задачу не только обеспечить высокий уровень дискуссии, но и выйти на предложения, способные решить эту проблему либо с точки зрения национального законодательства, либо с точки зрения международного права.

Например, в прошлом году мы обсуждали восстановление Пальмиры, и инициатива российских музейщиков сподвигла международную общественность к обсуждению проекта ее восстановления. Более того, прозвучала мысль, которая была сформулирована в официальном документе форума, связанная с тем, что национальные правительства несут ответственность за сохранение объектов культурного наследия мирового значения. И если бы, например, ЮНЕСКО своевременно обратилась в Совет Безопасности ООН в условиях, когда объекту всемирного культурного наследия грозит уничтожение, то, возможно, Пальмиру удалось бы спасти. Таким образом, должен быть механизм, позволяющий обеспечить сохранность культурного наследия, в том числе и, возможно, вооруженным путем. Если бы террористические группировки были уничтожены на подходе к Пальмире — а было понятно, куда они движутся, — то, может, не было бы и такого количества человеческих жертв, когда зверски был убит хранитель музейных ценностей Пальмиры, не был бы разрушен памятник. Деятели культуры четко сформулировали свою позицию и обратились к ЮНЕСКО с такой инициативой.

Другое дело — услышали ли нас. Но в части готовности участвовать в восстановлении Пальмиры нас точно услышали. В этом году один из фокусов внимания музейной общественности будет прикован к тому, что было сделано для восстановления Пальмиры за год.

— Будут ли обсуждаться злободневные внутрироссийские темы, связанные с культурой, такие как закрытие выставки в Центре братьев Люмьер?

— Содержательное направление дискуссий определяет не Минкультуры, а деятели культуры. Будет ли это обсуждаться, сложно сказать. Вероятно, и этот вопрос затронут.

Состоится Международная ассамблея Академий художеств. Модератор — Семен Ильич Михайловский. Планируется, что там будет представлено музейное сообщество разных стран. Наверное, аспекты, связанные с современным искусством, отношением к нему общества и государства, будут там обсуждаться. Скорее, это будет разговор о том, как в условиях современного мира реализовывать совместные проекты. Потому что для культуры нет ничего хуже, чем культурный изоляционизм. Вот тогда и заканчивается развитие нации.

— Какова главная задача Минкультуры как организатора форума?

— Важнейшая задача, которую ставит форум, — сделать его близким и родным для петербуржцев, чтобы они воспринимали его как городское событие. У нас большое количество билетов будет разыгрываться на портале форума. Например, на спектакль “Царь Эдип” — премьеру этого сезона, совместный проект Вахтанговского театра с греками. Значительная часть билетов будет доступна гостям форума и петербуржцам.

Во время форума будет насыщенная культурная программа. В перспективе на протяжении всего года под эгидой форума будут проходить мероприятия и в Петербурге, и за его пределами, что делается для продвижения бренда форума.

— На скольких площадках форум пройдет в этом году?

— Форум проходит по всему Петербургу. Основные площадки — Главный штаб Эрмитажа, Манеж, Мариинка-2, концертный зал Мариинского театра, Вагановское училище, “Ленфильм”, Новая сцена Александринского театра, Санкт-Петербургский университет. В Гатчине пройдет выездная секция — обмен опытом с французскими специалистами в области паркового искусства. Ожидаем много гостей из Франции, Италии. Будем обсуждать зарубежный опыт в области сохранения памятников культурного наследия, в области кино.

Очень интересная секция будет посвящена урбанистике, на ней мы ожидаем известных итальянских архитекторов и дизайнеров. Председатель секции — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Планируется обсуждение конкретных примеров успешных организаций городских пространств с участием ключевых инвесторов и архитекторов.

Источник публикации ТАСС