Александр Вустин — «композитор-резидент» Госоркестра им. Е.Ф. Светланова на 2016 год

Александр Вустин — «композитор-резидент»  Госоркестра им. Е.Ф. Светланова на 2016 год

Известный композитор Александр Вустин стал первым «композитором- резидентом» («сomposer in residence») Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова на 2016 год.

Такой вид поддержки профессионального композиторского творчества, как приглашение композитора-резидента, широко распространен во всем мире: в Европе, США, Австралии и других странах. Этот пост подразумевает создание и исполнение произведений по специальному заказу. Почетный пост «композитора-резидента» исполнительских коллективов (оркестров, ансамблей), оперных театров, фестивалей, учебных заведений занимали и занимают София Губайдулина, Дьердь Куртаг, Джон Корильяно, Магнус Линдберг, Джордж Крам, Йорг Видман, одаренные молодые авторы.

Так, Арво Пярт был композитором-резидентом фестивалей “Settembre Musica” в Италии, «Неделя Моцарта» в Зальцбурге; Джон Корильяно, Джон Крам, Кшиштоф Пендерецкий — Кертисовского института музыки в Филадельфии, Лера Ауэрбах — Дрезденской капеллы, Транссибирского Арт-фестиваля В. Репина, фестиваля в Вербье…

Кузьма Бодров с 2011 года — композитор-резидент Оркестра JMJ в Мадриде. В сезоне 2015–2016 композиторами-резидентами Чикагского симфонического оркестра является Сэмюэль Адамс и Элизабет Огонек. Эса-Пекка Салонен с сезона 2015–2016 по сезон 2017–2018 — композитор-резидент Нью-Йоркского филармонического оркестра.

В России эта форма взаимоотношений композиторов и исполнителей завоевывает позиции в последние годы. По приглашению художественного руководителя фестиваля «Кружева» в Вологде Андрея Устинова композиторами-резидентами фестиваля были Александр Чайковский (в 2013) и Юрий Каспаров (в 2015).

Фактически постоянным композитором-резидентом Мариинского театра и Московского Пасхального фестиваля является Родион Щедрин.

В сезоне 2015–2016 композитор-резидент Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан — Эльмир Низамов. Его сочинение «Небесное движение» было исполнено на концерте — открытии сезона ГСО РТ, а на днях художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский включил его в программу своего концерта с Филармоническим оркестром Монте-Карло.

Александр Вустин приглашен в качестве композитора-резидента Госоркестра России им. Светланова по инициативе художественного руководителя коллектива Владимира Юровского.

«Музыку Александра Вустина я знаю и изучаю уже давно, — говорит В. Юровский. — Его положение в современной музыкальной жизни особое. О нем с восхищением говорят и музыканты, и музыковеды, и критики, и, что довольно редко бывает в творческой среде, коллеги-композиторы. А еще меня поражает, с какой теплотой, с каким знанием, тактом, вкусом и сам Вустин отзывается о чужой музыке. Он открыт самым разным течениям, но при этом неизменно сохраняет собственное лицо. Для меня его творчество находится на стыке российских и европейских традиций, и очень жаль, что по какой-то причине он до сих пор был мало востребован как автор симфонических партитур. Отчасти именно поэтому мне показалось интересным пригласить его к сотрудничеству — как композитора, для которого написание оркестрового сочинения станет значительным событием.

Есть и иные причины. Сейчас публика филармоническая и публика, интересующаяся современной музыкой академического толка, к сожалению, пересекаются достаточно редко. Кроме того, велика еще настороженность, которую питают и слушатели, и исполнители по отношению к новым произведениям. Присутствие в одной программе давно признанных шедевров и буквально только что созданных выдающихся опусов как раз и призвано помочь решить эту насущную задачу.

С другой стороны, от того, пишут или нет новую музыку для оркестра, напрямую зависит наше будущее – будущее симфонических коллективов. Конечно, мы всегда можем возвращаться к сочинениям последних двухсот пятидесяти лет и играть их в триста пятьдесят восьмой раз. Но если репертуар не будет обогащаться, то в какой-то момент симфонические оркестры просто прекратят свое существование.

Сейчас Госоркестр берет на себя задачу целенаправленно пропагандировать творчество одного из современных композиторов, причем композитора такого значения, что играть его музыку для нас будет честью и радостью. Это крайне важно в свете описанных проблем, и я надеюсь, наша инициатива станет началом долгой и очень нужной традиции».

Первым опытом сотрудничества музыкантов Госоркестра, Владимира Юровского и Александра Вустина станет мировая премьера написанной в 2015 году «Песни Лукерьи» для народного голоса и симфонического оркестра 20 января в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Солистка —Наталья Борискова.

В течение 2016 года Александр Вустин напишет по заказу Госоркестра несколько сочинений, которые будут исполнены в концертах оркестра, в том числе в концерте к 80-летию коллектива 5 октября в Большом зале Московской консерватории.

Кроме того, планируется представить и другие сочинения Вустина: «Слово» для ударных и духовых (1975), «Sine Nomine» для оркестра (2000), а также «Песню из романа Платонова» для мужского хора и оркестра (1995), которая прозвучит в июне в Воронеже на традиционном Платоновском фестивале искусств.

Александр Вустин род. 24 апреля 1943 в Москве. В 1961 окончил Музыкальное училище при Московской консерватории, где занимался композицией под руководством Григория Фрида, в 1969 — Московскую консерваторию по классу Владимира Фере. Работал редактором на радио, в издательстве «Советский композитор».

Вустин — активный участник новой Ассоциации современной музыки (АСМ-2), созданной Эдисоном Денисовым в 1990.

Автор Симфонии и других произведений для оркестра, камерных ансамблей, произведений для голоса, хора, фортепиано, музыки к кинофильмам.

Лауреат Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» (2002).

Один из авторов коллективного сочинения — Концерта для симфонического оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» (2004), написанного к 15-летию газеты «Музыкальное обозрение».