Александр фон Цемлинский – 150 лет со дня рождения

Александр фон Цемлинский – 150 лет со дня рождения
Фото https://www1.wdr.de/index.html

14 октября 2021 – 150 лет со дня рождения австрийского композитора и дирижера Александра фон Цемлинского (1871, Вена – 1942, Нью-Йорк).

Этому событию посвящен концерт 19 октября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии: Владимир Альтшулер продирижирует руководимым им Академическим симфоническим оркестром филармонии и оркестровой фантазией Цемлинского «Русалочка». Это сочинение, звучавшее в 2021 и в Москве (7 марта, КЗЧ, Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова, дирижер Арсентий Ткаченко), включено в эксклюзивный проект «Музыкального обозрения» Opus 32.

«Будучи по отзывам прекрасным дирижером, он, тем не менее, получил лишь ограниченную известность. Сам он считал себя в первую очередь композитором, но как такового современники его знали мало, для них он скорее оставался сочиняющим капельмейстером. Его оперы широкого устойчивого успеха не имели – даже если казалось, что премьера была удачной, они не задерживались в репертуаре (впрочем, и здесь порой вмешивались неблагоприятные внешние обстоятельства). Его музыка при жизни автора во многих случаях представлялась “несвоевременной”, чересчур консервативной, если не “старомодной”. В первые десятилетия после смерти Цемлинского казалось, что его творчество безвозвратно кануло в Лету», – пишет в своей книге «Александр Цемлинский. Жизнь и творчество» музыковед, руководитель Научно-издательского центра «Московская консерватория» (которое и выпустило книгу в свет в 2014), ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Наталья Власова.

Во вступительной главе «Цемлинский: абрис композитора и человека» автор книги подробно обрисовывает события, роковым образом повлиявшие на судьбу и профессиональную карьеру А. Ц.: «Одним из них стал уход Малера из венской Придворной оперы в 1907 году, почти сразу же после того, как туда по его инициативе был приглашен работать Цемлинский. В результате последний очень скоро был вынужден покинуть этот театр, где всегда мечтал работать. Вернуться туда ему не было суждено. Другое событие такого рода – отказ Цемлинского в 1923 году возглавить берлинскую Государственную оперу, один из лучших музыкальных театров современной Европы. Тогда, опасаясь жестокого экономического кризиса в Германии, он не захотел рисковать и остался в Праге, сравнительно благополучной, но не обладавшей блеском и возможностями крупной метрополии. Наконец, трагическую роль в его судьбе, как и судьбах миллионов людей, сыграл приход к власти Гитлера и аншлюс Австрии в марте 1938 года. Несмотря на всё более тревожную, угрожающую обстановку, Цемлинский с семьей покинул Вену – город, который безответно любил, – только после того, как в него вошли немецкие войска, когда началась массовая эмиграция. Это существенно затруднило его последующий переезд в США, а перенесенные потрясения пагубно сказались на его здоровье».

Среди сочинений Александра фон Цемлинского позднего периода, к весельям никак не располагавшего, обнаруживается и «Юмореска» (Рондо) для духового квинтета, в которой нет ни намека на год ее написания: 1939-й. Этим колористическим, инструментально ярким и очень коротким сочинением мы и хотели бы поделиться сегодня, в день 150-летия Цемлинского.

«МО»