Александр Фаминцын — 180 лет со дня рождения

Александр Фаминцын — 180 лет со дня рождения

5 ноября исполняется 180 лет со дня рождения музыкального критика, композитора и ученого Александра Сергеевича Фаминцына (5 ноября 1841 – 6 июля 1896)

Сегодня имя А. Фаминцына знакомо немногим. А между тем это был один из первых исследователей истории русской музыки,  фольклора (в том числе детских песен) и инструментария. Его критические статьи и фундаментальные труды «Скоморохи на Руси» (1889), «Гусли, русский народный музыкальный инструмент» (1890), «Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа» (1891), «Божества древних славян» (1884) были широко известны не только в России, но и в Европе.

Сегодняшнее забвение Фаминцына отчасти связано с положением «антигероя», созданным советскими критиками. Его называли «реакционером» и «консерватором» в противоположность «прогрессивным» представителям «Могучей кучки». А все потому, что в 1860-е гг. он публично выступил против идеологии «Пятерки» и особенно взглядов В. Стасова. Конфликт перерос даже в первый «музыкальный» судебный процесс. Фаминцын указывал на узость взглядов Стасова и Ц. Кюи, которые отрицали любые влияния на славянскую музыку. Сочинения Н. Римского-Корсакова и М. Балакирева он упрекал за использование «банальных простонародных плясовых песен» и «трепаков». За что был увековечен в саркастических сочинениях М. Мусоргского «Классик» и «Раек».

Судьба ученого во многом связана с Германией и немецкой научной школой (в том числе и в изучении фольклора он основывался на представлениях немецких романтиков). Окончив естественное отделение Петербургского университета со степенью кандидата, он отправился учиться в Лейпцигскую консерваторию – по классу теории музыки у знаменитых М. Гауптмана и Э. Рихтера. Уроки фортепиано брал у известных К. Риделя и пианиста-виртуоза И. Мошелеса. Класс композиции проходил у М. Зейфрица, которого РМО приглашало в качестве дирижера в Петербург. Фаминцын написал 2 оперы («Сарданапал» в 1875 была поставлена в Мариинском театре, но не имела успеха), симфоническую картину «Шествие Дионисия», «Русскую рапсодию», 3 струнных квартета, фортепианные пьесы и романсы (не звучат сегодня в концертной практике).

В 1865-1872 гг. Фаминцын стал первым профессором истории музыки и эстетики в только что созданной Петербургской консерватории, а его лекции можно считать первым систематическим трудом в области истории музыки на русском языке. В течение 10 лет был секретарем главной дирекции петербургского отделения РМО (1870-1880).

В 1869 г. он создал газету «Музыкальный сезон» (просуществовала около 2 лет), кроме того много печатался в изданиях «Пчела», «Голос», «Слово», «Вестник Евразии», «Баян», а также в немецкоязычной периодике.

Именно Фаминцыну принадлежат переводы на русский язык классических учебников по гармонии, полифонии и теории музыки Э. Рихтера. Среди других переводов – «Руководство к правильному построению модуляции» Ф. Дрезеке, а также знаменитый в то время «Всеобщий учебник музыки» А. Маркса.

С середины 1870-х гг. выходили его исследования о музыкальном фольклоре славянских и европейских народностей (публиковались в том числе в Лейпциге). Став широко известным в научных кругах, он вошел в число 1000 выдающихся людей, о которых были написаны «Очерки истории музыки в России в культурно-общественном отношении» (1884). Его труд «Гусли» (1890) был награжден Императорским Русским археологическим обществом большой серебряной медалью. В последние годы работал над «Биографическим и историческим словарем русских музыкальных деятелей», который не успел закончить (рукопись хранится в РНБ).

Работы Фаминцына оказали значительное влияние на отечественную фольклористику. Исследования об инструментах использовались, например, В. Андреевым в начале XX в. при реставрации и усовершенствовании гуслей, балалаек и других народных инструментов. Основные труды Фаминцына переизданы в 1995 г. (правда, без научных комментариев).

Екатерина КЛЮЧНИКОВА
«МО» № 10 (334) 2011