You have no items in your cart.
41-й фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Вариации в свободном стиле» (1-24 декабря 2021)
ГМИИ им. Пушкина представил программу 41-го Международного музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Вариации в свободном стиле». Билеты можно будет приобрести с 6 октября на сайте музея. Все концерты фестиваля будут транслироваться на онлайн-ресурсах музея.
Фестиваль составит единое целое с выставочным проектом Жана-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья», дополнив визуальный ряд «музыкальным комментарием». Главная задача выставки – представить в одном месте и сравнить абсолютно несхожие, на первый взгляд, произведения искусства, имеющие различное происхождение, относящиеся к разным эпохам и культурным традициям. Экспозиция дает возможность взглянуть на музейные коллекции, историю искусства и культуры с «альтернативной» точки зрения, «предлагая рассматривать все музейные предметы как современные». Разделы выставки, организованные по принципу визуальных аналогий, соединяют произведения современного искусства, артефакты древнего и ориентального искусства, природные и технические объекты.
В основу 11 концертов положен тот же вариативный принцип: произведения самых разных музыкальных эпох перекликаются с наиболее яркими сюжетами выставки.
В программе «Часослов любви» наряду с мадригалами и песенками раннего Возрождения прозвучат духовные сочинения композиторов XX века (ансамбль Aedes, Франция).
В концерте «Аффекты барокко», построенном как диалог испанской и итальянской композиторских школ XVII века, участвуют ансамбли INTRADA и Le Poème Harmonique.
Русско-французская программа «Хождение за три моря» посвящена теме «ориентального мифа» и экзотики в европейской музыке (Ансамбль солистов «Студия новой музыки»; Марат Гали, тенор; Мария Баянкина, сопрано).
Музыкально-хореографическая фантазия «Магия маски» (авторский проект хореографа и режиссера Аллы Сигаловой и композитора Ираиды Юсуповой) сочетает в себе обрядово-ритуальные мотивы, танец и современную электронную музыку.
В программе «Сад радости и печали…» (МАСМ и контртенор Андрей Немзер) стираются границы между прошлым и настоящим (либо недавним прошлым) русского музыкального авангарда XX века: Иван Вышнеградский и София Губайдулина, Артур Лурье и Николай Корндорф, Игорь Стравинский и Альфред Шнитке.
Концерт «Пространство звука» посвящен спектральной музыке (ее исполнит французский Ансамбль современной музыки Court-Circuit).
С сольным концертом «В лунном и солнечном свете…» выступит пианист Жан-Эффлам Бавузе: Дебюсси, Равель, Пьерне, Деко.
Концерты «Апология круга» (пианист Алексей Володин) и «Геометрия контрапункта» (ансамбль Klangforum Wien) заставляют вспомнить, что музыка – «сестра математики», в ней со времен Пифагора действуют законы симметрии и красоты формы, а искусство контрапункта рождает безупречный союз гармонии и алгебры, поэтому прелюдии Ф. Шопена и Д. Шостаковича, а также опусы А. Веберна, К. Штокхаузена Б. Фуррера и К. Ланга принадлежат одной музыкальной вселенной, несмотря на языковые различия.
Финальная программа «Движелище» (из «Дневника» Прокофьева: «Сувчинский читал мне свое “Движелище”, сценарий оперы, задуманной в самом что ни на есть современном стиле») посвящена теме движения и энергии в музыке XX века. Исполнители – оркестр Персимфанс.
А откроется фестиваль программой «Метаморфозы» (Юрий Башмет и «Солисты Москвы»), где заявлена перенесенная с декабря 2020 мировая премьера последнего сочинения Александра Вустина (1943-2020) «Юбиляции», написанного к 40-м «Декабрьским вечерам».
Подробная программа на официальном сайте фестиваля.
«МО»