«Instrumentarium». Альт-Флейта-Контрабас. Сергей Полтавский (альт). «Прощание Дидоны». Представление и интервью — Андрей Устинов. Концерт абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение». 29 сентября 2020, 19.00, Камерный зал МГАФ

«Instrumentarium». Альт-Флейта-Контрабас. Сергей Полтавский (альт). «Прощание Дидоны». Представление и интервью — Андрей Устинов. Концерт абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение». 29 сентября 2020, 19.00, Камерный зал МГАФ
Сергей Полтавский. Фото Владимир Волков / Московская филармония

Московская филармония, газета «Музыкальное обозрение» и Андрей Устинов представляют концерт абонемента «Instrumentarium. Альт-флейта-контрабас» сезона 2020/21: Сергей Полтавский «Прощание Дидоны». 29 сентября 2020, Камерный зал МГАФ, 19.00

В третьем сезоне абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Альт — Флейта — Контрабас», в котором принимают участие одни из самых интересных исполнителей на этих инструментах, я решил дать абонементу еще одно название: «INSTRUMENTARIUM». Так назывался и альбом моих фотографий, выпущенный в 2014 году, к 25-летию «МО».

Приглашая в проект «INSTRUMENTARIUM» альтиста Сергея Полтавского, контрабасиста Григория Кротенко, флейтиста Ивана Бушуева, я руководствовался и тем, что все они — участники ансамбля «Персимфанс», не служат ни в одном оркестре, в какой-то степени свободные художники, каждый со своей ярко выраженной харизмой.

Идея со вторым названием пришла не случайно и представляется плодотворной, поскольку мы думаем о расширении абонемента, приглашении исполнителей на электрогитаре, фаготе и других инструментах, нечасто присутствующих в качестве сольных на филармонической сцене и в какой-то степени представляющих альтернативу превалирующим на концертной эстраде пианистам, скрипачам, виолончелистам.

Андрей УСТИНОВ

29 сентября 2020
«Instrumentarium»
Альт-Флейта-Контрабас
Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт)
«Прощание Дидоны»

В ПРОГРАММЕ:

Бетховен (1770—1827) Ноктюрн для альта и ф-но (переделан из Серенады для струнного трио) op.42 (1803)
Хиндемит (1895—1963) Трио для альта, ф-но и саксофона (гекельфона) op.47 (1928)

Сильвестров (1937) Эпитафия для альта и ф-но (1999)
Брамс (1833—1897) Трио для альта (кларнета), виолончели и ф-но – a-moll op.114 (1891)
Брайерс (1943) Номер из балета “Dido & Orfei” – альт, виолончель, саксофон и ф-но (2011)

Сергей Полтавский (альт)
Павел Домбровский (фортепиано)
Аркадий Пикунов (саксофон)
Александр Бузлов (виолончель)
Андрей Устинов (представление и интервью)

«Больше не золушка». Сергей Полтавский о программе

Знаменитый английский альтист Лайонел Тертис в своей книге «Cinderella no more» сравнивал положение альта в 19 веке с Золушкой, которой доставалось не так много от великих композиторов.

Поэтому в год 250-летия Бетховена, невозможно было пройти мимо единственного произведения для альта и фортепиано – «Ноктюрна», переделанного из струнного трио Францем Ксавьером Кляйном, который после внесения правок был одобрен автором к публикации.

Вторая знаковая дата – 125 лет со дня рождения Пауля Хиндемита. Трио для альта, гекельфона (часто заменяемого тенором саксофоном) было написано в 1928 году.

Нацистская критика относила музыку Хиндемита к «культурбольшевизму» и «дегенеративному искусству», а в 1934 году министр пропаганды Йозеф Геббельс в своей речи публично назвал Хиндемита «атональным шумовиком».

Единственное произведение для альта и ф-но Валентина Сильвестрова – «Эпитафия», эстетика которого противостоит авангардному подходу Хиндемита.

В своих интервью он говорит, что «идею новизны нужно изменить. Временно перестать идти по линии прогресса. Мы уже освоили обертоновый ряд, додекафонию, кластеры, шумы, а дальше уже, как давно сказал Кейдж, просто молчание».

Переживший в своем творчестве авангард и разочаровавшийся в нем, он говорит о современной актуальной музыке:

«Сейчас эта музыка звучит на фестивалях рядом с Брамсом и Шопеном. И что я вдруг обнаруживаю?

Что хорошо, неакадемично сыгранный шедевр Брамса актуален не менее какого-нибудь Штокхаузена…»

Именно в продолжении этой мысли было выбрано позднее трио Брамса для альта (кларнета), виолончели и фортепиано.

В заключении концерта прозвучит музыка из балета «Дидона и Орфей» Гэвина Брайерса, который учился у Кейджа, но вопреки, словам последнего, дальше – далеко не молчание.

Сергей ПОЛТАВСКИЙ

Сергей Полтавский

Альтист и исполнитель на виоле д’аморе, камерный музыкант. В 2001 г. поступил в консерваторию на кафедру альта Юрия Башмета.

В 2003 году стал лауреатом международного конкурса исполнителей на струнных инструментах в Тольятти. Как солист и в составе камерных ансамблей участвует в различных фестивалях в России и за рубежом. Окончив консерваторию с красным дипломом, в 2006 году становится лауреатом конкурса Юрия Башмета, также получает специальные призы от Татьяны Друбич и Валентина Берлинского.

Принимал участие в фестивалях: «Декабрьские вечера», «Дягилевские сезоны» (Пермь), «Возвращение», «VivaCello», фестиваль Владимира Мартынова (Москва), фестиваль Элисо Вирсаладзе (Курган),  Ruhrtriennale (Germany, Bochum), «Bang On a Can Summer festival» (USA, North Adams), «Dni Muzyke» (Montenegro, Herceg Novi), «Novosadsko Muzičko Leto» (Serbia), «Mare Aperto» (Italy, Riccione) и др.

Круг интересов музыканта очень широк: от барочной музыки на виоле д’аморе до Владимира Мартынова, Дмитрия Курляндского и Павла Карманова, экспериментируя с live-электроникой и сотрудничая с такими коллективами как «Bang on a Can», «N’caged», «Академия старинной музыки», Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и группой «4’33» Алексея Айги.

С 2015 года под художественным руководством Сергея в Москве проводится ежегодный фестиваль альтернативной альтовой музыки «Viola is my life», собирающий лучших альтистов Москвы.

Выступал с такими оркестрами, как «Musica Aeterna», «Солисты Москвы», «Новая Россия», Государственный камерный оркестр России (ГАКО), Академический симфонический оркестр (АСО), «Questa Musica», «Времена Года» и др.

В 2017 году на лейбле «Мелодия» был издан диск музыки «Низкие струнные» для состава альта, виолончель, контрабас, совместно с Евгением Румянцевым (виолончель) и Григорием Кротенко (контрабас).

С 2018 года – преподаватель Московской государственной консерватории. В 2018 году был признан Музыкантом Года по версии национальной газеты «Музыкальное обозрение».

В составе камерных ансамблей сотрудничал с Татьяной Гринденко, Владимиром Спиваковым, Хайнцем Холлигером, Элисо Вирсаладзе, Алексеем Любимовым, Антоном Батаговым, Алексеем Гориболем, Полиной Осетинской, Максимом Рысановым, Алексеем Айги, Феликсом Рэнгли, Павлом Нерсесьяном, Юлианом Рахлиным, Аленой Баевой, Вадимом Холоденко, Еленой Ревич, Александром Ситковецким, Романом Минцем, Борисом Андриановым, Александром Бузловым, Андреем Коробейниковым, Валентином Урюпиным, Никитой Борисоглебским, Гайком Казазяном, Александром Тростянским и др.

Павел Домбровский

Родился 15 мая 1982 года в Москве.

Начал заниматься музыкой в 5 лет, свою концертную деятельность начал в раннем возрасте и уже в 11 лет исполнил свой первый сольный концерт в музее А.Н.Скрябина.

С отличием окончил МССМШ им. Гнесиных и Московскую консерваторию им.Чайковского, где занимался у выдающихся педагогов В.Б.Носиной, Л.Н.Наумова и А.Б.Диева.

В обширном репертуаре Павла Домбровского множество сольных и камерных произведений различных эпох и стилей. Пианист ведет активную исполнительскую деятельность в России и за рубежом. Выступает с концертами в городах Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Германии, Австрии, Италии, Польши, Франции, Латвии, а также России, Украины и Киргизии.

Лауреат и дипломант многочисленных международных конкурсов.
Победитель 2-го открытого конкурса юных пианистов (Санкт-Петербург 1996)
Дипломант 3-го международного юношеского конкурса им. П.И.Чайковского (Санкт-Петербург 1998)
Победитель на международных музыкальных форумах (Афины 1996, Париж 1998)
Дипломант и обладатель специального приза 2-го международного конкурса им. Скрябина (Москва 2000)
Лауреат 4-го международного конкурса памяти В.Горовица (Киев 2001)
Победитель 5-го открытого конкурса им. Н.Сабитова (Уфа 2002)
Дипломант 12-го международного конкурса им. П.И.Чайковского (Москва 2002)
Лауреат международного конкурса М.Лонг и Ж.Тибо (Париж 2004)
Обладатель Гран-при 2-го международного конкурса им. Балакирева (Краснодар 2006)
Доцент Российской Академии Музыки им. Гнесиных.

Александр Бузлов

Александр Бузлов родился в Москве в 1983 году. В 2006 году окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Наталии Гутман). В рамках мастер-классов занимался с Мстиславом Ростроповичем, Даниилом Шафраном, Наталией Шаховской, Борисом Талалаем, Эберхардом Финке и Бернардом Гринхаусом.

Лауреат первых премий международных конкурсов Young Concert Artist в Лейпциге (2000) и в Нью-Йорке (2001), обладатель Гран-при в номинациях «виолончель» и «камерный ансамбль» Всероссийского открытого конкурса «Новые имена» (Москва, 2000). В 2005 году он завоевал II премию на Международном конкурсе виолончелистов ARD в Мюнхене (Германия), а в 2007 году оказался безусловным фаворитом X Международного конкурса им. П.И. Чайковского, завоевав Серебряную медаль, Премию за лучшее исполнение произведения Чайковского и Специальный приз Фонда Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Год спустя стал обладателем II премии на Международном конкурсе виолончелистов в Женеве. В 2010 году завоевал Гран-при и Приз слушательских симпатий на Международном конкурсе виолончелистов им. Эмануэля Фойермана в Берлине, в 2015 году – III премию на Международном конкурсе им. П.И. Чайковского.

Сотрудничает с такими дирижерами, как Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Федосеев, Пааво Ярви, Яков Кройцберг, Станислав Кочановский, Томас Зандерлинг, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Кристоф Поппен. Исполняет камерную музыку с Наталией Гутман, Юрием Башметом, Вадимом Репиным, Леонидасом Кавакасом, Мартой Аргерих, Юлианом Рахлиным и Дмитрием Ситковецким.

Как солист выступал также со многими американскими симфоническими оркестрами, объехав в гастрольных поездках практически все штаты США. В 2005 году дебютировал в Карнеги-холле и дал гала-концерт в Линкольн-центре.

Принимает участие в международных фестивалях «Кремль музыкальный», «Московская осень», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и Ars Longa (Москва), «Белые ночи», «Площадь искусств» и «Музыкальный Олимп», «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), фестивалях памяти Олега Кагана в Москве и Кройте, фестивалях в Верьбе, Людвигсбурге, Мекленбурге – Передней Померании (Германия), Кольмаре (Франция), международных фестивалях камерной музыки в Живерни и Монпелье (Франция).

Имеет записи на телевидении и радио России, а также на радио Германии, Швейцарии, Франции, США и Австрии. Преподает в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Дает мастер-классы в России, странах Европы и США.

Аркадий Пикунов

Родился в г.Тарко-Сале в 1997. Начал заниматься музыкой в возрасте 13 лет. Осознание ее как неотъемлемой части жизни пришло после знакомства с записями мировых музыкантов прошлого века, среди которых: Фредди Меркьюри, Луи Амстронг, Чарли Паркер, Джон Колтрейн.

В 2013 году Аркадий поступил в Московский Областной Музыкальный Колледж имени С.С. Прокофьева, где началось первое серьезное знакомство с академическим саксофоном. Прошел обучение в классе преподавателя Владимира Устьянцева – лауреата Всероссийских и Международных конкурсов.

Принимал участие в мастер-классах передовых саксофонистов XXI века: Арно Борнкамп (Нидерланды), Жан-Дени Миша (Франция), Лилия Русанова (Германия), Сергей Колесов (Россия), Ася Фатеева (Германия, Франция, Украина), Корюн Асатрян (Германия), Никита Зимин (Россия,Франция), Виталий Ватуля (Россия,Нидерланды), Евгений Новиков (Россия,Нидерланды),Майкл Кренн (Австрия), Леонид Друтин (Россия), Маргарита Шапошникова (Россия).

Аркадий пишет инструментальную музыку, среди его сочинений много пьес для саксофона. Лауреат II степени Всероссийского конкурса композиции, импровизации и музыкальной журналистики имени С.С. Прокофьева (г.Пушкино, 2016), лауреат I степени 3-го Всероссийского конкурса молодых композиторов «Юный композитор» имени М.М. Ипполитова-Иванова (г.Москва, 2017).

В 2016 году Аркадий стал обладателем серебряной медали на Пятнадцатых молодежных Дельфийских играх России в номинации «саксофон» (г.Тюмень). В 2017 – обладателем Гранта Президента РФ, а также создателем медийного просветительского проекта «нА ПИКе» https://vk.com/napikeofficial

В настоящее время Аркадий Пикунов – студент Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора, народной артистки России Маргариты Константиновны Шапошниковой). Он активно занимается преподавательской деятельностью, проводит мастер-классы и организовывает свои сольные концерты. Аркадий является эндорсером реставрационно-производственного центра духовых инструментов «Ателье Гончарова», одним из волонтеров спортивного движения «Дороже золота», а также постоянным участником проекта Newton Music Studios и квартета саксофонистов имени С.С.Прокофьева.

Поддержите газету, сайт и другие проекты «Музыкального обозрения»: концертные, издательские, просветительские, образовательные, благотворительные!
Для этого переведите любую сумму на расчетный счет редакции с помощью вашего онлайн-банка (Сбербанк-Онлайн, Альфа-Клик, ВТБ, Тинькофф и др.).

Банковские реквизиты для перевода:
ПАО «СБЕРБАНК» г. Москва
р/с: 40702810138000128136
к/с: 30101810400000000225
КПП: 771401001
ИНН: 7714809054
БИК: 044525225
ООО «Музыкальное обозрение»

Назначение платежа — “Благотворительная помощь редакции. НДС не облагается”

Заполните контактную форму, чтобы мы (согласно российскому законодательству) выслали вам на e-mail электронный чек, подтверждающий денежный перевод.

[contact-form][contact-field label=”ФИО” type=”name” required=”true” /][contact-field label=”Email” type=”email” required=”true” /][/contact-form]