Ковидные премьеры: начало сезона и первые жертвы

Ковидные премьеры: начало сезона и первые жертвы
Сцена из оперы «Дон Карлос»,, Приморская сцена Мариинского театра. Филипп II — Ильдар Абдразаков

Открытие сезона и первые выступления принесли не только радость от возобновления публичных музыкальных событий, но и первые опасные происшествия, которые могут поставить под угрозу планируемую концертную и театральную жизнь.

Вспышка коронавируса произошла в балетной труппе Мариинского театра в августе. Еще один всплеск, уже в начале сентября, зарегистрирован среди солистов, артистов хора и оркестра. Предположительно, они заразились во время гастролей во Владивостоке на Приморской сцене, где контактировали с инфицированными коллегами по филиалу театра. Приморская сцена Мариинского театра закрылась. Руководству театра пришлось отменить запланированный на 26 сентября в Санкт-Петербурге спектакль «Мазепа», в котором задействовано большое количество артистов, заменив его на «Евгения Онегина».

Ильдар Абдразаков, исполнявший партию короля Филиппа в спектакле «Дон Карлос» на Приморской сцене, прилетел из Владивостока в Москву, чтобы участвовать в спектаклях открытия 245-го сезона Большого театра вместе с Анной Нетребко 6, 8 и 10 сентября. Третий спектакль серии был отменен. По сообщению пресс-службы театра, первичный анализ выявил у Абдразакова коронавирус. Через неделю Анна Нетребко сообщила в Instagram, что находится в больнице: «Уже 5 дней я нахожусь в больнице с ковидной пневмонией и скоро пойду на поправку. Я изолировалась сразу как почувствовала, что заболеваю, хотя тесты были негативные».

Сейчас основной критерий формирования репертуара — антиковидность. Режиссеры и худруки ищут спектакли с небольшим количеством действующих лиц, в которых не предполагается тесный контакт между ними и интенсивные передвижения по сцене, без хора и с небольшим составом оркестра. В частности, МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко снова показывает «Похождения повесы» — спектакль, где занят неполный оркестр, фактически нет хора, на сцене одновременно находится мало исполнителей. Многие театры ставят «Тоску», где всего пять главных действующих лиц. Хоровые сцены часто купируются.

В европейских театрах происходит то же самое. В частности, в театрах Германии артистам нельзя приближаться друг к другу на сцене ближе чем на 2 метра. Карантинные ограничения внесли изменения в режиссуру и драматургию представлений: если актер делает шаг навстречу своему партнеру на сцене, другому актеру приходится делать шаг назад. В новых постановках режиссерам приходится менять сценические решения, поскольку прикосновения и близкое общение вообще запрещены.

Сейчас никто до конца не понимает, как будут существовать театры. Руководителям стоит проявлять максимальную осторожность, оберегать коллег и не рисковать их здоровьем.

«МО»