«Грязь и пыль отряхайте…». 27 марта – Всемирный день театра

«Грязь и пыль отряхайте…». 27 марта – Всемирный день театра
Римский декоративный мраморный рельеф с масками. – Вена, Музей истории искусств.

Всемирный день театра (World Theatre Day) – международный профессиональный праздник работников театра, отмечаемый по всей планете ежегодно 27 марта. Этот праздник традиционно проходит под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

В этот день Международный институт театра публикует обращение, подготовленное той или иной ключевой фигурой современной театральной сферы. Автором первого обращения, выпущенного в 1962, был Жан Кокто. В 2023 к мировой общественности обратилась египетская актриса Самиха Аюб, известная своими работами на сцене, в кино и на телевидении.

Самиха Аюб

«Всем моим друзьям артистам театра со всего мира,

Я пишу вам это послание во Всемирный день театра, и, как бы меня ни переполняло счастье от того, что я обращаюсь к вам, каждая клеточка моего существа трепещет под тяжестью того, от чего страдаем все мы – театральные и нетеатральные артисты – от мучительного давления и смешанных чувств по поводу сегодняшнего состояния мира. Нестабильность является прямым результатом того, через что сегодня проходит наш мир – конфликтов, войн и стихийных бедствий, которые оказали разрушительное воздействие не только на нашу материальную, но также на духовную и психологическую сферы.

Я говорю с вами сегодня, испытывая чувство, что весь мир стал подобен изолированным островам или кораблям в туманном горизонте, которые плывут без навигации, не видя на горизонте никакого ориентира, и, несмотря на это, они продолжают плыть, надеясь достичь безопасной гавани, которая даст им приют после долгих странствий посреди бушующего моря.

Наш мир никогда не был так тесно связан, как сегодня, но в то же время он никогда не был более диссонансным и разобщенным. В этом заключается драматический парадокс современности. Несмотря на конвергенцию в распространении новостей и преодолевающие все географические границы средства коммуникации, конфликты и напряженность, свидетелями которых является мир, создали на фоне мнимого сближения фундаментальное расхождение, которое отдаляет нас от истинной сущности человечества.

Театр по своей изначальной сути есть чистое человеческое действие, основанное на истинной сущности человечества, на самой жизни. Как сказал великий театральный первопроходец Константин Станиславский: “В театр нельзя входить с грязными ногами. Грязь и пыль отряхайте при входе, калоши оставляйте в передней вместе со всеми мелкими заботами, дрязгами и неприятностями, которые портят жизнь и отвлекают внимание от искусства”. Когда мы поднимаемся на сцену, мы несем в себе только одну жизнь одного человеческого существа, но эта жизнь имеет великую способность делиться и воспроизводиться, чтобы превратиться во множество жизней, которые мы транслируем в этот мир, чтобы он жил, цвел и распространял аромат другим.

То, что мы делаем в театральном мире как драматурги, режиссеры, актеры, сценографы, поэты, музыканты, хореографы и техники, все мы без исключения, – это акт создания жизни, которой не было до того, как мы вышли на сцену. Эта жизнь заслуживает заботливой руки, которая держит ее, любящей груди, которая согревает ее, доброго сердца, которое сочувствует ей, и трезвого ума, который побуждает выживать и идти дальше.

Я не преувеличиваю, когда говорю: то, что мы делаем на сцене, есть акт самой жизни и порождения ее из небытия, подобно горящему угольку, который сверкает во мраке, освещая тьму ночи и согревая ее холод. Мы придаем жизни великолепие. Мы воплощаем ее. Мы делаем ее яркой и значимой. Мы даем причины, чтобы понять эту значимость. Мы используем свет искусства, чтобы противостоять тьме невежества и экстремизма. Мы принимаем доктрину жизни, чтобы жизнь могла распространяться в мире. Для этого мы вкладываем свои силы, время, пот, слезы, кровь и нервы, все, что мы должны сделать, чтобы достичь этого высокого послания, отстаивая ценности истины, добра и красоты и искренне веря в то, что жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить.

Я обращаюсь к вам сегодня не только для того, чтобы поговорить и не только, чтобы отпраздновать Всемирный день отца всех искусств –Театра. Я зову вас встать вместе, всех нас, рука об руку и плечом к плечу, кричать во весь голос, как мы привыкли на сценах наших театров, позволить нашим словам выйти наружу, чтобы пробудить сознание всего мира искать в себе утраченную сущность человечества. Искать свободного, терпимого, любящего, отзывчивого, бережного и принимающего Человека. Освободиться от жестокости, расизма, кровавых конфликтов, одностороннего мышления и экстремизма. Люди ходили по этой земле и под этим небом тысячи лет и будут ходить. Так вытащите свои ноги из трясины войн и кровавых столкновений и оставьте грязь у дверей в передней. Может быть, наша человечность, затуманенная сомнениями, снова станет категорической уверенностью, дающей всем нам право гордиться тем, что мы люди и что все мы братья и сестры в человечестве.

Мы, драматурги – носители факела просвещения, наша миссия с момента первого появления первого актера на первой сцене – быть в авангарде противостояния всему безобразному, кровавому и бесчеловечному. Мы противопоставляем этому прекрасное, чистое и человеческое. Мы, и никто другой, способны распространять жизнь. Давайте действовать вместе ради одного мира и одного человечества».

Самиха Аюб родилась в Каире в 1932. В 1952 поступила в только что открывшийся в Каире Высший институт театрального искусства. Самиха Аюб приобрела известность на родине, исполнив роль в радиосериале «Самара и Рабаа Эль-Адавья». За свою творческую карьеру сыграла около 170 ролей на сценах театров Египта и Европы, в том числе в пьесах «Скупой» Мольера, «Федра» Расина, «Кавказский меловой круг» Брехта и др.

С 1972 по 1985 год Аюб руководила ведущими театрами Египта: The Modern Theatre (1972–1975), Национальным театром Египта (1975–1985), продолжая выступать на сцене. Играла в кино («Страна лицемерия», «Заря ислама», «Среди руин» и др.) и на телевидении. Самиха Аюб удостоена многочисленных наград, в том числе от президентов Египта Гамаля Абдель Насера и Анвара Садата, президента Сирии Хафеза Асада, президента Франции Валери Жискар д’Эстена. В 2015 году она получила Нильскую премию в области искусства. В том же году именем Самихи Аюб был назван Большой зал Национального театра в честь ее выдающейся карьеры в кино и театре, вклада в драматическое искусство Египта.

День театра в России

В России с Днем театра, 27 марта, раньше были связаны значимые события. В этот день много лет открывался фестиваль «Золотая Маска». В этот же день отмечался день рождения Мстислава Ростроповича и открывался его фестиваль, в 2010-е годы – одно из самых ярких музыкальных событий Москвы и России.

2023 в России – год важных памятных театральных дат: 160-летия со дня рождения К.С. Станиславского, 200-летия со дня рождения А.Н. Островского, 125 лет основания Московского художественного театра. Островский по-прежнему актуален, но его 200-летие прошло довольно скромно. Как пройдет юбилей Художественного театра? И сколько художественных театров будут его отмечать – один или два? За последние годы, и особенно за прошедший год, многое изменилось в российском театре, как и в стране.

Как сказал Шекспир устами Гамлета, цель театра «во все времена была и будет: держать, так сказать, зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное – низости, и каждому веку истории – его неприкрашенный облик» (перевод Б. Пастернака).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм