24 апреля — 75 лет композитору Александру Вустину

24 апреля — 75 лет композитору Александру Вустину
Александр Вустин. Фото Вера Журавлева
Александр Вустин входит в когорту ведущих современных российских композиторов. Один из лидеров российского музыкального авангарда, активный участник возрождения Ассоциации современной музыки в 90-х годах ХХ века. С 2016 года — композитор-резидент Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова.

Александр Вустин родился 24 апреля 1943 года в Москве. В 1961 году окончил музыкальное училище при Московской консерватории (в числе его педагогов — Д. Блюм и Г. Фрид), в 1969 — Московскую консерваторию по классу композиции у В. Фере.

Среди учителей А. Вустина был выдающийся музыковед и педагог Ф. Гершкович. Большой духовный и творческий опыт он получил в общении и дружбе со старшими коллегами Э. Денисовым, С. Губайдулиной.

В 1969 – 1974 гг. А. Вустин работал музыкальным редактором Всесоюзного радио, с 1975 по 2010 гг. в издательстве «Композитор».

А. Вустин стал одним из зачинателей второй волны русского авангарда: с начала 90-х годов, наряду с Э. Денисовым и В. Екимовским, он — один из лидеров Ассоциации современной музыки (АСМ-2).

Произведения композитора исполняются на фестивалях «Московская осень», «Музыкальный форум». Его музыка звучала в Австрии и Германии, Франции и США, Швейцарии и Голландии.

В исполнении произведений А. Вустина участвовали Ансамбль солистов Госоркестра (дирижер Ю. Николаевский), Ансамбль солистов ГАБТа (дирижер А. Лазарев); Оркестр кинематографии (дирижеры В. Кожухарь, В. Понькин); Московский ансамбль современной музыки п/у А. Виноградова; «Шенберг-ансамбль» п/у Л. Маркиза и Р. де Леу; оркестр Radiofilarmoia (дирижер Э. Клас); Московский Новый Хор п/у Е. Растворовой; Свободный камерный оркестр Берлина п/у К. Хагеля; ансамбль «Студия новой музыки» п/у В. Тарнопольмкого (дирижер И. Дронов); Трио К. Делангль (саксофон), Ж. Жоффруа (вибрафон), В. Вестфаль (виолончель); Струнный квартет Sine Nomine; Симфонический оркестр ВВС п/у М. Браббинса; Камерный оркестр и детский хор г. Фреден; ансамбль Seattle ChamberPlayers; ансамбль М. Пекарского; солисты Г. Кремер, А. Ивашкин, Л. Давыдова, Е. Васильева, И. Соколов и многие другие хорошо известные российские и зарубежные исполнители и коллективы.

Произведения А. Вустина неоднократно издавались издательствами «Советский композитор», «Композитор», «Музыка», M.P.Belaieff, Henry Lemoine, Hans Sikorski.

В 2002 году А. Вустин был назван лауреатом газеты «Музыкальное обозрение» в рейтинге «Персоны и события» (номинация «Композитор года».

В 2004 — один из авторов Концерта для симфонического оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» (коллективное сочинение, посвященное 15-летию «МО»).

Творчеству композитора посвящена книга Д. Шульгина «Музыкальные истины Александра Вустина» (М., 2008), статья В. Ценовой в сборнике «Музыка из бывшего СССР» (вып. 1, М., 1994).

С 2016 года Александр Вустин — композитор-резидент Госоркестра России им. Светланова. На эту позицию он был приглашен по инициативе художественного руководителя коллектива Владимира Юровского.

«Музыку Александра Вустина я знаю и изучаю уже давно, — говорит В. Юровский. — Его положение в современной музыкальной жизни особое. О нем с восхищением говорят и музыканты, и музыковеды, и критики, и, что довольно редко бывает в творческой среде, коллеги-композиторы.

А еще меня поражает, с какой теплотой, с каким знанием, тактом, вкусом и сам Вустин отзывается о чужой музыке. Он открыт самым разным течениям, но при этом неизменно сохраняет собственное лицо. Для меня его творчество находится на стыке российских и европейских традиций, и очень жаль, что по какой-то причине он до сих пор был мало востребован как автор симфонических партитур. Отчасти именно поэтому мне показалось интересным пригласить его к сотрудничеству — как композитора, для которого написание оркестрового сочинения станет значительным событием.

Есть и иные причины. Сейчас публика филармоническая и публика, интересующаяся современной музыкой академического толка, к сожалению, пересекаются достаточно редко. Кроме того, велика еще настороженность, которую питают и слушатели, и исполнители по отношению к новым произведениям. Присутствие в одной программе давно признанных шедевров и буквально только что созданных выдающихся опусов как раз и призвано помочь решить эту насущную задачу.

Госоркестр берет на себя задачу целенаправленно пропагандировать творчество одного из современных композиторов, причем композитора такого значения, что играть его музыку для нас будет честью и радостью. Я надеюсь, наша инициатива станет началом долгой и очень нужной традиции».