2 ноября — первый концерт абонемента «www.bayan.ru. Звезды баяна и аккордеона». Мария Власова (аккордеон). Автор и ведущий — Андрей Устинов

2 ноября — первый концерт абонемента «www.bayan.ru. Звезды баяна и аккордеона». Мария Власова (аккордеон). Автор и ведущий — Андрей Устинов
Московская филармония и газета «Музыкальное обозрение» представляют абонемент www.баян.ru. Звезды баяна и аккордеона» с участием мастеров исполнительства на этих инструментах. Мария Власова (02.11.2017), Иосиф Пуриц  (12.02.2018), Айдар Салахов (28.03.2018). Автор и ведущий программ — главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.

www.баян.ru. Звёзды баяна и аккордеона

Марина ВЛАСОВА
В ПРОГРАММЕ:

И. С. Бах. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор из Органной мессы, BWV 552
П. Чайковский – С. Рахманинов. Колыбельная (Переложение для аккордеона соло)
Т. Сергеева. «Ночные цветы», «Жасмин» для фортепиано и аккордеона
Н. Паганини – Ф. Лист – Ф. Бузони – Ф. Липс. «Кампанелла» для аккордеона соло
С. Ляпунов. «Рондо призраков», «Лезгинка» из цикла «12 этюдов высшего исполнительского мастерства» (Переложение для аккордеона соло
Л. Бернстайн. Сюита из мюзикла «Вестсайдская история» (Переложение для аккордеона, маримбы и вибрафона)
Дж. Гершвин. «Блюз» для кларнета и аккордеона
Б. Ковач. “Sholem-alekhem, rov Feidman!” (Переложение для кларнета и аккордеона)

Мария Власова (аккордеон), Татьяна Сергеева (фортепиано), Евгений Варавко (кларнет), Виктор Сыч (маримба, вибрафон), Андрей Устинов (представление программ и исполнителей)

Мария Власова родилась во Владимире. Окончила Российскую Академию музыки имени Гнесиных и ассистентуру-стажировку (класс народного артиста России, профессора Липса Ф.Р.).

Лауреат престижных международных конкурсов в России, Германии, Италии, Испании и Китае.

Постоянный участник российских и международных фестивалей, таких как  «Московская осень» (Россия – Москва), «Баян и баянисты» (Россия – Москва), «Возвращение» (Россия – Москва), «Преображение» (Россия – Ярославль), «Дни аккордеона» (Сербия – Крагуевац), «Фогтландские дни музыки» (Германия – Клингенталь), «Мост Александра III» (Россия – Москва), «Les Heures Concertantes de Touraine» (Франция – Лош),  «Rencontres Musicales Internationales de Graves» (Франция –Бордо), Canterbury international music festival (Англия – Кентербери), и других.

Мария сотрудничает с коллективами: ГАСО им.Е.Светланова (дирижер В.Юровский), МГАСО под управлением П.Когана, Камерным оркестром «Времена года» (дирижер В.Булахов), Камерным оркестром KREMLIN (дирижер М.Рахлевский), Государственным ансамблем солистов «Орфарион» (дирижер О.Худяков), Камерным оркестром Тверской филармонии «Российская Камерата» (дирижер А.Кружков), Вологодским губернаторским оркестром РНИ (дирижер Г.Перевозникова), Нижегородским русским народным оркестром (дирижер В.Кузнецов), Орловским Губернаторским симфоническим оркестром (дирижер В.Шкапцов), и другими.

Выступала с сольными концертами в Польше, Украине, Германии, Австрии, Франции, Англии, Дании, Швейцарии, США, а также во многих городах России.

В репертуаре Марии Власовой такие крупные классические циклы как «Хорошо темперированный клавир», «Французские сюиты» и «Гольдберг – вариации» И.С.Баха, «Ludus tonalis» П.Хиндемита, «Рождение Господа»  девять медитаций для органа О.Мессиана, «Времена года» П.И.Чайковского, «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

С  2007 года солистка Московской государственной филармонии.

С 2008 года совместно со Святославом Липсом возглавляет дирекцию международного фестиваля классической и современной музыки «Рандеву…» (Москва).

В 2013 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Творчество Михаила Броннера для баяна» (РАМ им.Гнесиных).

К 2017 году выпущены шесть сольных СД: «Рождение Господа», «Силуэт», «П.И.Чайковский Времена года – М.П.Мусоргский Картинки с выставки», «Ожидание нежности», «Сад снов», «Серьезные вариации».

Баян по традиции считается инструментом, предназначенным для народного исполнительства. Так было до 70-х годов прошлого века, когда усилиями выдающихся композиторов — С. Губайдулиной, Э. Денисова, Р. Леденева, К. Волкова, А. Холминова и др. — и плеяды блестящих исполнителей (прежде всего Фридриха Липса) баян преодолел свою репутацию «фольклорного» инструмента и вступил на академическую сцену. О том, как шел этот процесс, рассказывает Ф. Липс в своей книге.

Фридрих ЛИПС

«(…) — Понимаете, — продолжал Шнитке наш многолетний разговор, — почти все, что звучит на баяне, звучит бытово. Вот единственно Соне Губайдулиной удалось достичь нового качества, у нее бытовизм совершенно не ощущается.

Я стал отчаянно защищаться:

— Баян — инструмент разноплановый. Да, на нем часто звучит бытовая музыка, но он может звучать и как орган, и как клавесин, как квинтет деревянных духовых, как бандонеон… Он многолик!

— Вот меня и смущает, что он вроде бы может все: и гармошкой звучать, и органом, и клавесином, а где же у него свое, оригинальное лицо? Меня пугает отсутствие своего лица у баяна.

Помолчали, каждый в мысленных поисках новых доводов и аргументов. Шнитке продолжил свои размышления, вдруг найдя неожиданный поворот:

— А быть может, отсутствие своего лица и есть его собственное лицо?! Знаете что, пока у меня идея не рождается, возьмите мои «Две маленькие пьесы» для органа и сделайте их переложение для баяна. (Спустя несколько лет я исполнил премьеру редакции для баяна этих пьес в своем сольном концерте в Амстердаме, а вскоре по просьбе австрийского издательства «Universal edition» подготовил переложение для издания и послал Шнитке для авторизации. После этого Две пьесы были изданы в Вене, а позднее и в Москве в издательстве «Музыка».)

…В нашей истории впервые появилась возможность играть музыку уже двух столетий: музыку сегодняшнего дня — ХХI века, и музыку прошлого столетия — ХХ. Мы как-то незаметно пришли к этому факту и даже не осознали еще его значимость. И благодаря ведущим композиторам России, таким, как С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Холминов, Р. Леденев, А. Журбин, Т. Сергеева, С. Беринский, А. Вустин, Е. Подгайц, М. Броннер, Г. Банщиков, К. Волков и др. сегодня наш инструмент звучит в крупнейших залах как соло, так и в камерной и симфонической музыке. Для этих авторов баян стал настоящим открытием, новой богатейшей звуковой сферой, способной передавать сложности современного мироустройства и звучать на равных с признанными инструментами академической сцены. И если золотым веком органа была эпоха барокко, для рояля — эпоха романтизма, то для баяна таким золотым веком может стать нынешнее столетие» (Фридрих Липс. Из книги «Кажется, это было вчера…»).

Марина ВЛАСОВА
Айдар САЛАХОВ
Иосиф ПУРИЦ
Андрей УСТИНОВ

В концертах принимают участие самые известные баянисты и аккордеонисты наших дней, лауреаты престижнейших конкурсов, гастролирующие по всему миру. Главное, что их объединяет – все они ученики знаменитого Фридриха Липса.

В концертах абонемента прозвучит музыка барокко, классика, танго, клезмер-музыка, фольклор, авангард, музыка XXI века: джаз (Мария Власова), танго и клезмерская музыка (Иосиф Пуриц), фольклор (Айдар Салахов).

В каждом концерте на сцену выйдут друзья и постоянные партнеры солистов: пианистка Татьяна Сергеева, скрипач Михаил Таланов, кларнетисты Евгений Варавко и Михаил Меринг, контрабасисты Дмитрий Тарбеев и Игорь Никифоров, перкуссионисты Ростислав Шараевский и Виктор Сыч.

Концерты пройдут 2 ноября 2017, 12 февраля и 28 марта 2018 в Камерном зале филармонии.

Представление и интервью – Андрей Устинов.

Другие концерты абонемента www.bayan.ru

Иосиф ПУРИЦ