170 лет со дня рождения Антонио Гауди

170 лет со дня рождения Антонио Гауди

25 июня 2022 – 170 лет со дня рождения испанского архитектора Антонио Гауди (1852—1926). Под влиянием неоготики и ориентального искусства Гауди создал каталонскую разновидность модерна. Одна из самых знаменитых его построек – Саграда Фамилия, Искупительный храм Святого Семейства – была начата 140 лет назад, в 1882, и до сих пор не закончена. Завершение строительства планируется в 2026.

Современники и потомки постоянно сравнивают архитектуру Гауди с музыкой, и это сравнение гораздо больше, чем надоевшая метафора – музыка действительно «вживлена» в его здания. Внутри виллы Кихано (ныне известной под названием “El Capricho”) уникальные подъемные окна гостиной при открывании и закрывании издают мелодию, похожую на звон колокольчиков благодаря противовесам в виде бронзовых трубок. «Сердце» Дворца Гуэля – трехэтажная 27-метровая музыкальная гостиная с органом работы баскского мастера Акилино Амесуа. Саграда Фамилия, по замыслу Гауди, должна была стать грандиозным органом, который бы «подзвучивал» Барселону (оригинальное устройство колоколов собора разрабатывал сам архитектор).

«Очень справедливо говорят об этом великом архитекторе, что он был поэтом камня. Его можно было бы назвать и музыкантом – не только тишины, сопровождающей архитектуру, но и ветра, который поет, причудливым образом соприкасаясь с камнями и стенами строений. Тональность ветра значительно отличается от звуков, которые он издает при касании зданий других архитекторов – модернистов, современников Гауди, ныне забытых». (Франсеск Пужоль)

«В мире слишком много филистерства, этой прилежной ханжеской обывательщины, с ее узкими, прямоугольными ранжирами, нравоучительной тягомотиной приглаженного “хорошего вкуса”. Миру явно недостает далианских дохлых ослов, потусторонних распятий Эль Греко, трепещущих страстью подсолнухов Ван Гога, вагнеровского пафоса архитектурных симфоний Гауди, пронизанных игрой животворного “дурного вкуса”» (Сальвадор Дали)

«Необыкновенная глубина и резонанс его работ делают их архитектурным эквивалентом несравненного “Кольца Нибелунгов” Вагнера» (Гизван Хенсберген. «Гауди. Тореадор искусства»)

«Если хоть как-то верна банальность “архитектура – застывшая музыка”, то его собор – застывший джаз. Аранжировка, обыгрыш, развитие мелодии, фантазия на тему готики. Он строил не по чертежам, а по эскизам и макетам, которые наскоро делал тут же, импровизируя прямо на строительной площадке» (Петр Вайль «Гений места»)

Екатерина РОМАНОВА, «МО»

La Sagrada Familia. (Собор Святого Семейства), Барселона, Испания

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм