17 июня 2020 — 77 лет со дня рождения Петра Меркурьева (1943—2010), одного из основателей газеты «Музыкальное обозрение»

17 июня 2020 — 77 лет со дня рождения Петра Меркурьева (1943—2010), одного из основателей газеты «Музыкальное обозрение»

17 июня 2020 года исполнилось бы 77 лет Петру Васильевичу Меркурьеву — актеру, музыковеду, журналисту, музыкальному и общественному деятелю, нашему другу и коллеге, одному из основателей газеты «Музыкальное обозрение».

В 1989 году Петр Меркурьев был одним из тех, кто стоял у истоков газеты Из своих 67 лет он отдал газете два десятилетия.

Внук великого режиссера Всеволода Мейерхольда, сын великого актера Василия Меркурьева и режиссера Ирины Мейерхольд (дочери В.Э. Мейерхольда), П.В. Меркурьев в кино начал сниматься с 16 лет. Снялся более чем в 90 фильмах.

Одной из последних работ Петра Меркурьева в кино стала роль Гура в фильме Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом».

«Трудно быть богом». На съемочной площадке

Алексей Герман (ст.):

В 2010 году Алексей Герман прислал телеграмму на смерть Петра Меркурьева.

«Петя Меркурьев, он же Мейерхольд, был крупным явлением в нашем искусстве, но, как мне кажется, по ряду причин не реализовал себя в полной мере. Тем не менее, в истории нашей культуры есть место для замечательного артиста Петра Меркурьева.

Он снялся в моем фильме “Трудно быть богом”. Не знаю, каким получится фильм, но я имел счастье работать с замечательным художником.

Для меня смерть Пети, человека, с которым я был дружен более 40 лет, является большой бедой. Все больше друзей оказывается там, и все меньше остается здесь.

Прощай, дорогой Петя, может, когда-нибудь свидимся».

«Последний поезд». На съемочной площадке

Алексей Герман (мл.):

У Алексея Германа-младшего Петр Меркурьев снялся в фильме «Последний поезд» (2003), исполнив роль Крейцера.

«Что я могу сказать о Петре… Конечно, папа это сделал бы лучше. Они с отцом были близки всегда. Много лет друг друга знали и любили. Папа Петю любил очень. Глупо говорить, что они одного поколения, это очевидно. Дело не в поколениях, дело в сходных вибрациях.

Люди разные. Темперамент разный. Жизнь разная. Но какие-то общие вибрации, какие-то общие ощущения были. Папа был интровертом, Петя — экстраверт. Петя — человек восторженно тонкий, и при этом умный, что редкость. Восторженность и ум редко идут вместе.

Петя не хотел стареть. Мне кажется, он боялся этого, не любил и отодвигал это от себя. А папа со старением как-то быстро смирился, уже лет в 50.

Они были и разные, и похожие.

Для меня вопрос в том, знал ли я его и хорошо ли знал? Мы все-таки люди разных поколений.

Я был моложе и хуже понимал Вселенную. Конечно, дистанция между нами существовала. Но Петя мне всегда казался, в общем-то, светлым человеком. Он как-то старался не замечать роковую предопределенность его рода, вообще рок во всех смыслах. Он старался это не замечать, как-то с улыбкой. Я не знал у него моментов отчаяния и черноты.

Мне кажется, что у него это, в общем, получалось — не отдаваться потоку времени, не давать ему смывать с себя кожу. Это редкое умение. Нерусское, кстати. Несколько не в нашей культуре. Поскольку культура у нас все-таки «людоедская». Как говорят: пожилых мы, конечно, уважаем, но пора бы им уже готовиться… А он как-то внутри себя противостоял этому.

Его любила съемочная группа. Иногда он ее «доставал» восторженной радостью, но она его все-таки любила. И он любил группу. И это тоже редкое качество. Для большинства люди — функция. Более важная, менее важная, но функция. А для него — нет. И это тоже редкое умение, редкое качество — знать всех рабочих по именам. Я вот не знал…

Я вообще стараюсь снимать про тонкое в не тонком, в не тонкой Вселенной… И когда я снимал «Последний поезд», я пытался искать это. Но тонкое нельзя воспроизвести. Нельзя. Оно либо присутствует, либо отсутствует. И поэтому Петя… В нем это было: что точно погибнет в таких обстоятельствах…

В фильме «Трудно быть богом» симптоматичен выбор роли: Гур — Сочинитель, он Поэт, Шут. Гур максимально близок к Румате (Л. Ярмольник). Кино так сделано, что люди там исчезают и появляются, появляются и исчезают. Ткань фильма такая. Папа же все время хотел разрушить какие-то законы: драматургии, восприятия, мироощущения… Эдакий деконструктивизм реальности и попытка реконструкции новой…

Мне кажется, для папы самым важным был выбор актера на роль. А Петя был близким человеком. Папа пытался вкладывать свои мысли, ощущения… С актерами это часто приводило к конфликтам, когда кто-то не выдерживал напряжения. А то, как Петя делал роль — папе нравилось. И вот они, уже будучи не очень здоровыми людьми, картину делали в счастье. Что-то получалось, что-то не получалось. В сложностях и несчастье по отношению к большому фильму и по отношению ко всему, но в счастье в личных отношениях.

«МО»