Шестому международному конкурсу юных вокалистов Елены Образцовой отказали в финансировании

Шестому международному конкурсу юных вокалистов Елены Образцовой отказали в финансировании

Всего три года назад губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, поздравляя с 50-летием творческой деятельности великую русскую певицу, Народную артистку СССР Елену Образцову и вручая ей знак «За заслуги перед Петербургом», сказал: «Своим талантом, неуёмной жизненной и творческой энергией вы заставляете весь мир уважать русскую вокальную школу, поднимаете престиж нашей оперы и нашей страны». Далее губернатор поблагодарил Елену Васильевну за поддержку молодых талантов, подчеркнув, что она создала в Северной столице свой Культурный центр и организовала Международный конкурс молодых оперных певцов.

Но стоило Елене Образцовой уйти из земной жизни, как померкло золото, вручённой ей ещё в 2009 году Золотой медали Законодательного собрания Санкт-Петербурга, и для властей Петербурга в лице Комитета по культуре перестали иметь значение уважение к русской вокальной школе, престиж нашей оперы и нашей страны. А проявилось это вот в чём. Комитет по культуре, согласно информации с его официального сайта, — не что иное, как структурное подразделение Правительства Санкт-Петербурга, созданное в целях проведения государственной политики и осуществления государственного управления в сфере культуры и искусства.

И это структурное подразделение, выделяя государственные субсидии на проведение фестивалей (конкурсов) в области культуры и искусства в 2016 году, без объяснения причин отказало Благотворительному фонду поддержки музыкального искусства Елены Образцовой в выделении средств на проведение Шестого международного конкурса юных вокалистов её имени. Чиновники, принимавшие такое решение, видимо, не только не думали о престиже нашей страны и русской вокальной школы, которую именно Елена Образцова подняла на невиданные высоты, но и не знали о высказывании на этот счёт Георгия Полтавченко. Иначе бы поостереглись, наверное, против позиции руководителя города идти.

Или Георгий Полтавченко уже изменил свою позицию на этот счёт? Что интересно, но, впрочем, неудивительно, страна не может узнать даже имена «своих героев», так как решение о выделении средств «на культуру» принималось некоей экспертной комиссией из тридцати(!) человек, состав которой на момент подписания номера в печать держался в секрете.

Но вернемся к Комитету по культуре, основные направления деятельности которого (опять же, информация с официального сайта) включают в себя

сохранение и рациональное использование культурно-исторического наследия, возрождение и развитие культурных традиций; (А разве проведение вокальных конкурсов Елены Образцовой – не культурная традиция?).

поддержку организаций культуры и искусства в целях обеспечения равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп; (В конкурсах Образцовой участвуют дети из всех социальных слоев, а, поскольку вход на прослушивания бесплатный, то, значит, доступ к мероприятиям конкурса имеют все социальные группы).

содействие развитию системы специального музыкального и художественного образования, творческому воспитанию и раскрытию талантов юного поколения горожан; (Дети-участники, занимаются в музыкальных школах и студиях, и эти занятия, так же, как и участие в конкурсе, способствует их творческому воспитанию и раскрытию их талантов. Кстати, согласно статистике конкурса, юных певцов из Петербурга и Ленинградской области – примерно 30% от общего числа участников).

расширение международного сотрудничества, вовлечение петербургских организаций культуры и искусства в международные проекты, продвижение имиджа Санкт-Петербурга, как центра культуры и искусства мирового значения; (В конкурсах Образцовой участвуют дети из многих стран, члены международного жюри – крупные оперные имена, тоже представители разных государств, это ли не расширение международного сотрудничества, причем, что называется, снизу доверху? Мало какое культурное мероприятие может сравниться с конкурсом Образцовой в расширении международного сотрудничества и продвижения имиджа Петербурга).

Между тем, нынешний конкурс юных вокалистов обещает стать самым представительным за все десять лет своего существования — получено более 250 заявок, а в списке стран-участниц 15 государств. Тем неожиданней оказался вердикт властей: комиссия, отбирающая получателей субсидий, впервые не проголосовала за проект, причём единогласно. Единогласно не проголосовала. Письмо с просьбой разъяснить такое решение Фонд Елены Образцовой направил сразу и в профильный комитет, и лично губернатору Северной столицы Георгию Полтавченко. Последний, кстати, является членом попечительского совета Фонда. Пока никакой реакции не последовало, однако корреспонденту одного из федеральных изданий Комитет по культуре причину все же озвучил:

— Нами рассматривалось более 400 проектов, а количество денег на эти цели ограничено. С этим и связан отказ. Решение принималось коллегиально, комиссией из 30 человек.

Интересно, что на конкурс молодых талантов организаторы просили три миллиона рублей. Сумма не такая уж большая: если взглянуть на перечень мероприятий, которым финансовую поддержу всё-таки окажут (а таких 74), можно увидеть цифры повнушительней (25, 23, 15 миллионов). Более того, одному общественному фонду, название которого ничего не говорит абсолютному большинству петербуржцев, выделили деньги аж на три проекта, причем суммы немаленькие: шесть, семь и восемь миллионов. А некоей некоммерческой организации, тоже крайне малоизвестной, не пожалели шесть, шесть и пять миллионов на не очень внятные, судя по их названиям, мероприятия. Это за что ж щедрость-то такая в одни и те же руки? Известная русская поговорка насчет мытья рук вспоминается тут к месту или не к месту. Всего было распределено 180 миллионов рублей, но из этой суммы три миллиона, которые просил Фонд Елены Образцовой на конкурс её имени, не нашлось.

В самом Фонде подчеркивают: дело не столько в деньгах, сколько в лицемерном отношении. При жизни Образцовой власти не раз заявляли о значимости её проекта для Петербурга и активно его поддерживали. Как только певицы не стало, внимание к конкурсу сошло на нет.

— Конкурс юных певцов был одним из самых значимых проектов Елены Васильевны, частью её жизни. Я помню, как за несколько дней до смерти она написала смс-сообщение Ларисе Гергиевой с просьбой поддерживать это начинание, когда её не станет. Конкурс был настолько важен для Образцовой, что она думала о нём в последние часы своей жизни. Не понимаю, как не стыдно отказывать, ведь Елена Образцова здесь родилась, пережила блокаду, училась и блистательно выступала в концертах и спектаклях, приумножая славу Ленинграда-Петербурга и его музыкальной культуры. Она сама уже стала частью культуры Петербурга. Да и этот конкурс был учреждён как подарок её родному городу, — говорит директор Фонда Наталья Игнатенко.

Нужен ли данный проект Северной столице и стране в целом, лучше всего «объясняют» его «выпускники». Так Юлия Лежнева, получившая в 2006 году Гран-при конкурса, сегодня звезда мирового уровня, график гастролей которой настолько плотный, что согласовать её выступление в Петербурге удалось только на 2018 год. Об уровне и авторитете конкурса говорит и состав его жюри – широко известные в оперном мире имена, и полные залы во время открытых прослушиваний.

Несмотря на возникшие препятствия, подчеркивают организаторы, конкурс должен состояться. Федеральные власти в поддержке не отказали, а недостающие средства будут искать. И деятели культуры готовы содействовать, чтобы конкурсы Елены Образцовой продолжали жить и развиваться.

Что поразительно: на футбол деньги, причём, немалые, у города есть, а на культурное событие международного значения — нет! А в истории цивилизаций остаётся именно культура, а не футбол. Здесь невозможно удержаться, чтобы не процитировать стихотворение Михаила Лермонтова:

«…Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..».

Ну, до крови дело пока не дошло, а всё остальное – словно про наш Комитет по культуре сказано.

Источник публикации Новый Петербург, 16.05.2016, Людмила Лаврова