Сентябрь 2016‑го. Вспомнить всё и ничего не забыть: бурная культурная осень

Сентябрь 2016‑го. Вспомнить всё и ничего не забыть: бурная культурная осень

Осень с места в карьер заявила о себе мощным культурным выплеском.

Ярким отзвуком в ней отразились музыкальные события лета. Прежде всего — победы российских пианистов. Как мы уже писали в № 400, первая премия Н. Мндоянца в Кливленде, первая и вторая премии А. Гугнина и А. Николаева-Тарасевича в Сиднее подтвердили высокую репутацию российской фортепианной школы. И радость за лауреатов иногда смешивалась с неким злорадством тех, кого не удовлетворили итоги XV конкурса им. Чайковского, на котором Гугнин и Мндоянц не вышли даже во II тур. А победитель Д. Маслеев ныне мало заметен и не так уж востребован — в отличие от лауреата IV премии Л. Дебарга, который стал всероссийским любимцем и, возможно, повторит судьбу одного из предыдущих лауреатов, Ф. Кемпфа, который тоже востребован главным образом в России.

Выбери меня, птица счастья завтрашнего дня…

Главное политическое событие года — единый день голосования 18 сентября. Сюрпризов он не принес. Выборы тихо готовились, да и прошли тихо. Те, кто этого хотел, остались довольны. Те, кто голосовал за Явлинского — опять остались в меньшинстве. По нашим опросам, за Явлинского и «Яблоко» голосовало большинство деятелей культуры, на миг поверивших в то, что вот-вот эти голоса станут решающими, и их мнение продвинется выше в политической иерархии. И что от их мнения и голосов зависит будущее страны.

Деятелей культуры в Государственной Думе VII созыва немного:

кинорежиссеры Владимир Бортко и Станислав Говорухин, актриса Елена Драпеко, певец Иосиф Кобзон, телеведущие Оксана Пушкина, Евгений Ревенко, Петр Толстой, писатель Сергей Шаргунов, директор Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова Александр Шолохов (внук писателя), главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская (включена не в Комитет по культуре, а в Комитет по делам национальностей).

В Составе Комитета по культуре остались ветераны-«тяжеловесы»: Станислав Говорухин (председатель), Владимир Бортко, Елена Драпеко, Иосиф Кобзон (первые заместители председателя).

Новые лица:

Ольга Казакова (зам. председателя) — по образованию учитель русского языка и литературы; танцовщица, хореограф, режиссер телепроектов и шоу-фестивалей;

Олег Лавров (зам. председателя) — полковник запаса;

Александр Шолохов (зам. председателя) — по образованию биолог;

Елена Бондаренко, Ольга Германова, Светлана Савченко — по образованию учителя истории и обществознания;

Юрий Левицкий — по образованию учитель физики;

Сергей Боярский — музыкант, предприниматель, сын актера Михаила Боярского.

Госоркестру — 80!

Событие, задавшее информационный и художественный градус сезона и его первого месяца — 80‑летие ГАСО им. Светланова. Можно сказать, что с приходом В. Юровского (он тоже отмечает юбилей — пять лет во главе коллектива) оркестр вернул себе статус первого оркестра страны, как это было при Е. Ф. Светланове. Каждый концерт ожидается с волнением, от каждого исполнения ждешь колоссальной отдачи — к этому приучил нас маэстро своим перфекционизмом, неординарными программами, интеллектуальным подходом не только к музыке, но и к слову о музыке. Казалось, что наступает время, когда нам и вовсе станут недоступны высоты духа и величия, таланта и миссии маэстро. В одном из недавних интервью он заметил: «Я согласился прийти в Госоркестр прежде всего потому, что мне обидно за нынешнее состояние музыкальной культуры в России. А также и потому, что мне в Госоркестре был дан “карт бланш” на составление и осуществление любых, самых необычных и некоммерческих программ!» (цит. по книге Е. Дубинец «Моцарт Отечества не выбирает»).

Так были выстроены и два сентябрьских вечера ( 6 ‑го в БЗК, в 88‑й день рождения Е. Ф. Светланова, и 8 ‑го в КЗЧ).

Накануне юбилейного сезона Юровский говорил, что к 80‑летию оркестра готовит 80 премьер. Правда, пояснил, что это скорее «фигура речи», тем не менее: есть композитор-резидент юбилейного года А. Вустин, в каждом концерте премьеры (мировые либо российские), премьеры и в программах камерных ансамблей ГАСО. В ноябре — «Другое пространство», бразды правления в котором — у В. Юровского.

Но не переусердствовал ли маэстро в поисках необычного? Концерты слегка насторожили и несколько охладили ожидания: и от исполнения, и от новой музыки веяло какой-то профессиональной расчетливостью. Вроде бы всё на месте, а ощущения художественных откровений не возникло. Казалось, что оркестр чутко считывал внутреннее состояние своего маэстро — холодный расчет.

11‑й взгляд?

Юбилейный сезон открылся новым сочинением Е. Подгайца AGES — посвящение Госоркестру (комбинаторика английского слова ages — века, времена — и инициалов двух великих дирижеров Госоркестра — Александра Гаука и Евгения Светланова).

Впрочем, «новое» сочинение оказалось до боли знакомым и как две капли воды похожим на сочиненный им же заключительный фрагмент коллективного сочинения «Десять взглядов на десять заповедей» (авторы — М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С. Жуков, Р. Леденев, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А. Чайковский, А. Эшпай; написано в 2004 и посвящено 15‑летию «МО»). Сходство заметили не только мы, но и те наши коллеги, кто помнит и знает тот наш исторический проект.

Е. Подгайц принимал деятельное участие в проекте: формировании его структуры и самой темы (точнее, звукоряда B-C-A-G-D-Es-E-C-D-A, состоявшей из тех же звуков и букв). Возможно даже, что этот звукоряд еще в те годы был припасен композитором и удачно совпал с инициалами участников того проекта). С тех пор сочинение прозвучало около 30 раз в 25 городах России, 19 октября 2004 состоялась всероссийская премьера на канале «Культура» — при поддержке, видимо, тогдашнего министра культуры А. Соколова юбилейный концерт «МО» был показан по ТВ: беспрецедентный факт в истории новой музыки и российской музыкальной культуры.

Теперь Е. Подгайц использовал свой же материал в новом произведении. И не в каком-нибудь, а в посвящении и поздравлении Госоркестру. В названии — 4 звука темы, на которой основаны «10 взглядов…» (а в музыке, собственно весь звукоряд из 10 звуков), цитаты почти дословные, а финал оказался точной копией финала «10 взглядов…» — по крайней мере, на слух (в партитуру не заглядывали).

Ситуация неловкая. Конечно, композитор вправе распоряжаться своим материалом, но вот подарками? Тем более, когда его отрывок связан родовыми узами с музыкой еще 9 авторов на ту же тему. А изымать свой фрагмент из общей партитуры, подаренной «МО» и принадлежащей теперь и газете тоже? Как-то странно… Ну хозяин — барин, взял и передарил… не предупредив. Теперь у «МО» и ГАСО один и тот же подарок от композитора.

Интересна пьеса Вс. Задерацкого «Завод» (1935). Можно приветствовать усилия профессора Вс.Вс. Задерацкого в популяризации творчества отца в последние годы.

Дальше — в основном разочарования. 4‑й концерт Рахманинова оркестр и солист А. Зуев сыграли холодно, скучно, без ощущения концентрированной боли, тоски, ностальгии, надлома, свойственного этой музыке. 2‑й скрипичный Прокофьева прозвучал в исполнении С. Крылова в романтичном стиле; не чувствовалось «прокофьевской» остроты и пронзительности, изысканности и утонченности, характерности и театральности…

Очень странной показалась премьера «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Ген. Гладкова. Гладков — один из любимых композиторов Юровского. Но данный опыт — скорее казус, не оправдавшийся ни с точки зрения оркестровки, ни вкуса. И зачем надо было оркестровать фортепианную пьесу Прокофьева — великого пианиста, если он сам этого не сделал и, стало быть, осознавал ненужность подобного эксперимента? Да еще и дописывать столько же музыки худшего качества, чем у Прокофьева…

Но от В. Юровского и его программ по-прежнему ждешь откровений. Юбилейный концерт 5 октября стал таковым. В нем опять была мировая премьера — «Песнь восхождения» А. Вустина, — и новая встреча с 3‑й симфонией Бетховена в редакции Малера (первой монументальной партитурой, с исполнения которой Юровский, по сути начал свой путь с ГАСО), и 3‑й концерт Прокофьева, который ныне звучит чуть ли не ежедневно, но наконец в исполнении Н. Луганского и Госоркестра прозвучал, пожалуй, как ни у кого блистательно и феерично.

С дунайским акцентом

Программу юбилейного концерта АСО Московской филармонии 22 сентября его руководитель, патриарх дирижерского цеха Ю. И. Симонов наполнил многозначными символами.

simonov600

Филармоническая линия была представлена сочинением художественного руководителя МГАФ А. Чайковского «Ноктюрны Северной Пальмиры». А дальше «зазвучала» русско-венская тема, столь близкая Симонову и его оркестру. Венский пианист Ш. Владар потрясающе проникся и раскрыл образный мир 4‑го концерта Рахманинова, эмоционально и по взаимодействию солиста и оркестра, вероятно, сложнейшего среди всех его концертов. Симонов — феноменальный ансамблист. И музыка концерта раскрылась во всей полноте, драматизме и полифоничности.

4‑я симфония Брамса в интерпретации Ю. Симонова и АСО оказалась не традиционным монументально-пафосным «пламенным потоком», а эпико-романтическим полотном. Музыка лилась спокойно, ровно и вольно, как великая река Дунай, неся не столько драму, сколько умиротворение. И, конечно, взаимопонимание оркестра и его маэстро — фантастическое. Можно не сомневаться, что этот концерт станет одним из оркестровых пиков нынешнего сезона.

VIII Фестиваль РНО

Свою лепту в картину начала сезона внес Российский национальный оркестр. Афишу фестиваля (он проходил с 8 по 27 сентября) украсили два концерта М. Плетнева-пианиста в зале «Филармония‑2» («Зимний путь» Шуберта с австрийским баритоном Ш. Генцем и клавирабенд из произведений Баха, Грига и Моцарта). Уже можно сказать, что «Филармонии‑2» стала площадкой для топ-событий. С другой стороны — большое число оперно-ораториальных полотен («Семирамида» Россини, «Сотворение мира» Гайдна, «Иоланта» Чайковского).

pletnev600

«Оперный уклон» с каждым годом все более свойствен фестивалю РНО, на котором в этом году не состоялось ни одного симфонического концерта.

На Урале, на Волге, в России

80 лет исполнилось Уральскому академическому филармоническому оркестру — одному из лучших в России, и этому событию был посвящен IV Симфонический форум, проходивший с 30 сентября п о 7 октября в Екатеринбурге. Впрочем, в этом году резонанс этого события, некогда не только анализировавшего, но и определявшего векторы развития оркестровой жизни, несколько угас.

12 сентября в Екатеринбурге к 80‑летию оркестра и Свердловской филармонии в Екатеринбурге открылся новый двухэтажный репетиционно-артистический корпус СГАФ площадью 1400 кв. м. Это — очередное достижение директора А. Н. Колотурского. Напрашивается, правда, иронично-грустная аналогия. В 1980 вместо объявленного построения коммунизма провели Олимпийские игры. А ныне вместе желанного и желаемого Нового концертного зала построили пристройку. Но и это достижение.

На двух этажах разместились акустический репетиционный зал, артистические для дирижеров, солистов, хоров и оркестров, мастерская по ремонту клавишных музыкальных инструментов, нотная библиотека, помещения для хранения инструментов и костюмов. Новый корпус связан со старым зданием переходом. Стоимость проекта — 164 млн. руб.

Жирный мазок в оркестровую картину месяца добавили А. Сладковский и ГСО Татарстана: СМИ, фейсбук в подробностях рассказывали об их записи всех симфоний и концертов Шостаковича, сделанной в течение августа–октября на фирме «Мелодия» к 110‑летию композитора.

Сам же Сладковский и его казанский оркестр планируют еще больше, чем в прошлом году, выступлений в Москве. По факту, ГСО РТ уже не первый сезон занимает в московской афише такое же место, как и штатные оркестры столицы, выступая в Москве каждый месяц (порой не с одним концертом). 25 сентября, в день юбилея Д. Д. Шостаковича, оркестр играл сочинения композитора в БЗК (солировал Д. Мацуев). Концерты А. Сладковского всегда сопровождает заметная PR-кампания. Новое начинание воплощает в жизнь Ю. Башмет: Всероссийский юношеский симфонический оркестр.

Не был замечен уход из жизни выдающегося дирижера Эдуарда Серова — москвича по рождению, ленинградца по дирижерской школе (работал ассистентом Е. Мравинского, долгие годы возглавлял Ленинградский оркестр старинной и современной музыки), создателя Волгоградского симфонического оркестра. О нем ни на ТВ, ни в федеральной прессе не было сказано ни слова (прощальное слово о маэстро — в этом номере «МО).

Впервые в Москве выступил Тюменский симфонический оркестр под управлением Е. Шестакова: он участвовал в гала-концерте фестиваля Д. Мацуева Crescendo. На сцену Большого зала Московской консерватории вышел коллектив, которому нет еще и года, созданный далеко от столиц по самым высоким европейским меркам: для молодого оркестра это огромное достижение.

Проект создания Тюменского симфонического оркестра «МО» по итогам 2015 назвало событием года, а его создателей и его создателей М. Бирмана и Е. Шестакова — персонами года. Но, заглядывая вперед, в октябрь, мы уже знаем, что оркестр лишился одного из своих отцов‑основателей: М. Бирман покинул должность директора Тюменской филармонии, официально — по собственному желанию. Об этом — в следующем номере «МО».

Autunno italiano

Русско-итальянским культурным связям — много веков. Вспомним и великих итальянцев, строивших Москву и Петербург, и великих русских композиторов и художников, совершенствовавшихся в Италии, и гастроли театра «Ла Скала» в Москве, и первую в истории встречу Патриарха Всея Руси и Папы Римского в Гаване в этом году (хотя Папа ныне не итальянец, а Ватикан — не Италия), и многое другое… В условиях жесткого противостояния России и Евросоюза и взаимных санкций Италия входит в группу стран — союзников России.

Восьмые в истории гастроли труппы «Ла Скала» в Москве прошли с 10 по 16 сентября в рамках фестиваля «Черешневый лес» и включали исполнение Реквиема Верди и его оперы «Симон Бокканегра» (постановка 2010 года). Дж. Верди — один из самых популярных композиторов и России, и в мире. Недавно отмечалось его 200‑летие. Но его оперы, как и других итальянцев, ставятся независимо от юбилейных дат.

«Симона Бокканегру» директор «Ла Скала» А. Перейра назвал «самой итальянской оперой Верди: и сюжет, который происходит в Венеции, чувство водной среды, может быть, соответствует итальянскому духу, и он ближе итальянской душе. Еще одной причиной стало то, что в этот нелепый момент, когда многочисленные санкции вводятся без понимания того, каковы будут их последствия, известнейшую арию Симона в конце I акта, когда он хочет объединить мир и преодолеть разногласия и рознь, вполне своевременно и уместно представить в этот момент в вашей стране». О чем эта опера? Не столько о любви, о политике и о предательстве, сколько прежде всего о том, что нельзя повсюду искать врагов, ибо ты можешь причинить зло самым дорогим людям, не ведая этого.

Поставленный весьма традиционно, спектакль привлек внимание великолепным исполнением:

«… дирижер Мюнг Вун Чунг <…> стал главным героем спектакля, настолько уверенно и точно он собрал ансамбли, дав прозвучать всем тембрам, сохранив их разность и придав им меру слиянности. Оркестр играл прозрачно, очаровывая изысканным тембром литавр и в силу присутствия чимбассо в основе медной группы очень по-итальянски.

Прекрасен был и хор, который на следующий день в количестве 80 человек стал главным героем исполнения Реквиема Верди. Ла Скала привозит Реквием в Москву на каждую гастроль, на этот раз мы имели, возможно, одно из лучших исполнений…» (П. Поспелов, «Ведомости»). «“Бокканегра” Тьецци-Чунга выглядит и звучит образцово со многими вытекающими из этого статуса обстоятельствами, главные из которых — декоративная мощь, конвенциональная драматургия, статичность мизансцен и строгость стиля» (Ю. Бедерова, «Ъ»).

Все желающие могли насладиться спектаклем благодаря трансляция по каналу «Россия — Культура».

Гастроли «Ла Скала», как отметил обозреватель «Ведомостей», «стали большим, чем страница культурного обмена, они оказались жестом нации». Как и две выставки в Пушкинском музее: «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» и «Пиранези. До и после. Италия — Россия. XVIII–XXI века».

rafael500

Награды наши героев

В июле В. Гергиев и С. Ролдугин были удостоены ордена Александра Невского, П. Милюков — ордена Почета, а группа музыкантов и сотрудников Мариинского театра — медалей за проведение концерта в Пальмире. 22 сентября в Екатерининском зале Кремля Президент вручил им награды.

palmira600

На той же церемонии был вручен орден Почета видному церковному деятелю и композитору Илариону (Алфееву), в связи с 50‑летием.

Митрополита Илариона апологеты с преувеличением называют создателем жанра «русской духовной инструментально-хоровой оратории на богослужебные православные тексты с элементами музыки барокко и стиля русских композиторов ХХ века». Как скромно (наверное, с иронией) признается сам Иларион, ему «удалось воплотить мечту великого русского композитора Глинки — повенчать западную фугу с русскими церковным пением». Его сочинения (среди них «Страсти по Матфею», Рождественская оратория», Stabat mater, «Божественная литургия», «Всенощное бдение», Concerto grosso и мн. др.) исполняют В. Федосеев, В. Гергиев, В. Спиваков, П. и Дм. Коганы, Е. Нестеренко, Х. Герзмава, хор им. Свешникова, капелла им. Юрлова, Хор Мариинского театра… И не только они: многие стремятся исполнить музыку митрополита. Вот интересно: если бы музыку писал Патриарх? Или премьер-министр Медведев? Сколько артистов и коллективов исполняло бы их сочинения?

Московская консерватория проводит юбилейный абонемент композитора. В концерте-открытии приняли участие НФОР и «Виртуозы Москвы», Московский синодальный хор и «Мастера хорового пения», дирижировал В. Спиваков. В программе — «Песни о смерти», Stabat mater, Concerto grosso, Фуга на тему BACH, «Песнь восхождения».

Известна, однако, реплика Патриарха Кирилла, сказанная при назначении Илариона на пост председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата: «Владыка Иларион должен теперь писать только одну симфонию — симфонию внешних церковных связей».

Видимо, на ниве церковно-дипломатической его успехи и действительно велики, если на юбилей, отмечавшийся 22 июля в Доме Пашкова, прибыли несколько сот гостей из России и из-за рубежа (http://moskva.bezformata.ru/): министры, депутаты, послы, церковные иерархи…

Но не все музыканты принимают митрополита Илариона-композитора. А. Мустонен в недавнем интервью корреспонденту «Независимой газеты» Н. Сурниной высказался о его творчестве: «… это ложь и духовная проституция. Но что мы можем делать? А ничего. Такие явления в какой-то степени объективны, и на борьбу с ними не стоит тратить свою энергию» («НГ», 28.09.2016).

«Пусть поет, дело хорошее»

Еще один музыкант, оказавшийся в центре внимания — иеромонах Фотий, победитель шоу «Голос» Первого канала. Когда иеромонах Пафнутий, исполняющий обязанности наместника Свято-Пафнутиева Боровского монастыря, пожаловался Патриарху на отца Фотия, Патриарх ответил, что тот делает благое дело: «Я знаю, как очень многие люди через отца Фотия открывают для себя православную веру и православный мир. Вот для того, чтобы он сумел пройти поэтому очень непростому пути, ему нужно помогать».

Далее между Кириллом и Пафнутием состоялся такой диалог:

«П.: Он очень обиделся, а потом он на данный момент все время на гастролях.

К.: Вот это для меня новость, я не знал. Это плохо.

П.: Причем митрополиты приглашаю его в свои епархии выступать.

К.: Но митрополиты-то это хорошо!

П.: Я понимаю. Просто очень много таких предложений. В монастыре он практически не бывает, в службе не участвует.

К.: Он делает доброе дело, только дай Бог ему сохранить себя в этом делании. А вот как вы отрегулируете его отношения с монастырем, это ваша духовная мудрость, и поддержка правящего.архиерея должна быть. Но то, что архиереи приглашают его на гастроли, это хорошо. Он же не в ночных клубах поет, а в семинариях, монастырях» (запись в фейсбуке).

Шостакович — 110

25 сентября исполнилось 110 лет со дня рождения Д. Д. Шостаковича: главная памятная дата сентября. Повсеместно шли концерты, телепрограммы, на «Мелодии» ГСО РТ записал все симфонии и концерты (см. выше). Но на первом месте в рейтинге событий, связанных с Шостаковичем — выход на русском языке книги Джулиана Барнса «Шум времени», в которой фигура великого композитора выглядит весьма противоречиво. Пристальный взгляд на эту книгу в «МО» — впереди. Но первое ощущение от прочитанного — брезгливость. Будто в композитора плюнули, оскорбили его в год юбилея. Описание жизни великого композитора превратилось в бульварное чтиво. А профессионалам не по себе от того, что среди немузыкантов оно вызвало интерес.

shostakovich600

Первые 150

Крупное событие месяца и года — 150‑летие Московской консерватории. МГК занимает место главного музыкального вуза страны. В вузе продолжается реконструкция, которая должна завершиться в 2019 строительством Оперного театра, как раз к 70‑летию ректора.

Но сам праздник как-то «расползся», растянулся аж на два сезона. Консерватория объявила юбилейными 2015/2016 и 2016/2017, и чуть ли не каждый концерт — тоже юбилейным (а их консерватория в своих 4 залах проводит до 100 в месяц, чего не снилось ни одной филармонии, кроме Московской!). Растянутость торжеств привела к тому, что центральный гала-концерт 13 сентября не получил должного резонанса и статуса. Не было Г. Н. Рождественского, который ранее согласился дирижировать симфоническим оркестром МГК на главном юбилейным вечере. И симфонического оркестра на сцене не было.

conserva600

Да и не вся программа «тянула» на праздничную: элегическая «Осенняя песнь» Чайковского и «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса в переложении для виолончели и фортепиано в исполнении А. Рудина и Н. Луганского — неоднозначный выбор для такого вечера.

За несколько дней до этого по каналу «Россия-К» в рубрике «Исторические концерты» был показан концерт к 100‑летию консерватории (24 октября 1966). Вечер 50‑летней давности выглядел более праздничным, пафосным и торжественным, с участием хора и симфонического оркестра. Жаль, что по ТВ не показали премьерное исполнение «Вариаций» на темы из 16‑й симфонии Мясковского — коллективного сочинения 11 профессоров МГК, написанного к 100‑летию вуза которое есть в записи концерта на YouTube (оно звучало как раз под управлением Г. Н. Рождественского!).

Второе и последнее на сегодняшний день исполнение «Вариаций» состоялось в 2006 в ММДМ, в рамках концерта «Три коллективных сочинения», организован-ного «МО» (в одном концерте с «10 взглядами на 10 заповедей» и «Посвящением к 100‑летию Д. Д. Шостаковича» — вот как сходятся линии и параллели времени и судьбы!). Партитура не сохранилась, и сотрудники вычислительного центра МГК восстановили ее по партиям, найденным в консерваторской библиотеке профессором Е. Г. Сорокиной и зав. библиотекой Э. Рассиной.

Из юбилейных событий пресса отмечала открытие органа БЗК после реставрации и заседание Ученого совета, на котором пяти старейшим профессорам (Е. Царевой, Н. Шаховской, С. Доренскому, М. Воскресенскому и Г. Рождественскому) были вручены золотые медали и премии в размере 500 000 руб.

У ректора А. С. Соколова помимо вуза есть и другие заботы: год назад (в 2015) он стал президентом МСМД, по-прежнему озабочен проблемами Российского авторского общества, к которому имеет непосредственное отношение.

А. Соколов является председателем:

Совета ректоров консерваторий РФ (с 2008), Совета ректоров консерваторий государств — участников СНГ (с 2010), Общества теории музыки РФ (с 2011), Правления Московского музыкального общества (с 2013), Международного союза музыкальных деятелей (с 2015).

Член Совета ректоров РФ, Совета ректоров Москвы и Московской обл., Совета и бюро РГНФ, Совета по науке МК РФ, Совета по музыкальному образованию МК РФ, Патриаршего Совета по культуре, Экспертного Совета МК РФ.

Член коллегии Минкультуры РФ (с 2016).

В марте 2016 А. Соколов избран президентом Совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

«Пассажирка»

В Екатеринбургском театре оперы и балета с 15 по 18 сентября состоялась российская премьера оперы М. Вайнберга «Пассажирка».

Два года мы («МО» и главный редактор Андрей Устинов, куратор проекта) приближали эту премьеру тем, что «уплотняли», умножали ее ожидание, наполняли это время особым смыслом и контентом, идеями и событиями: конференциями и пресс-конференциями, концертами и творческими встречами, созданием сайта и публикациями в «МО» и многим другим.

Впервые в истории российского оперного театра мы провели подобный эксперимент.

Именно нам удалось поднять градус события, и постановка собрала много откликов. Но сказать, что она стала художественным открытием, было бы преувеличением. Спектакль стал поводом для пиар-кампании директора А. Шишкина, раздававшего бесчисленные интервью в роли главного двигателя проекта и главного человека в театре. Что странно, т. к. директор в театре — должность административная, Его роль — находиться в тени творческих руководителей: главного режиссера, главного дирижера. А в данном случае и в тени и куратора проекта. Так было и есть всегда и везде. Видимо, в Екатеринбургском театре новшество — установлена иная иерархия.

Оперная «раскрутка»

После старта в Москве (гастроли «Ла Скала») и Екатеринбурге «Пассажирки» оперный сезон бодро двинулся дальше. Прошли сборы трупп в московских театрах. В МАМТе новый директор А. Гетьман. Открыл пост-юбилейный сезон театр им. Н. Сац.

27 сентября гастролями санкт-петербургского театра «Зазеркалье» в столице начался фестиваль «Видеть музыку», который проводит Ассоциация музыкальных театров России (рук. Г. Исаакян) Главная цель организаторов — представить в Москве ту музыкально-театральную Россию, которым пробиться на «Золотую Маску», да и вообще на столичные подмостки фактически невозможно.

На фестивале показывают спектакли театры России — от Иркутска до Петрозаводска, от Краснодара до Екатеринбурга. Завершающим аккордом станут гастроли театра оперы и балета Якутии со спектаклем «Князь Игорь» (реж. А. Борисов), который уже видели в Якутске и в Пекине (там прошла премьера почти год назад).

Приятная тенденция: гастрольная составляющая оперно-балетной жизни постоянно растет. Подтверждением тому стали гастроли Эстонской национальной оперы в театре «Геликон-опера». Гостями из Эстонии был показан еще один «Фауст»: в постановке Д. Бертмана.

«Оперный вирус» в Москве поразил и Московскую филармонию, представляющую ныне около десятка оперных абонементов. Продолжается и «итальянская экспансия»: «Паяцы» в «Геликоне», в январе 2017 там же — «Турандот», «Манон Леско» Пуччини в Большом театре.

«Фауст» и «Анна»

Первую в новом сезоне московскую премьеру показала «Новая опера» 14 сентября: «Фауст» Гуно. Режиссер Е. Одегова попыталась «скрестить» традиционный сюжет оперы с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. «За многими параллелями между оперой и романом ходить не надо: если Мефистофель — Воланд, то Маргарита — Маргарита и есть. Правда, дальше начинаются неувязки, поскольку в романе Воланд Маргарите благоволит, а в опере только глумится, да и Фауст на Мастера никак не похож, но важен не буквализм, а обоюдное присутствие романа Булгакова и оперы Гуно в мегатексте московской культуры» (П. Поспелов, «Ведомости»).

faust500

Стоит добавить, что «Фауст» ныне едва ли не самый популярный в России оперный сюжет. В 2013 оперу Гуно ставил Г. Исаакян в Ростове, в 2015 Е. Василева в Челябинске, в «Геликоне» Эстонская национальная опера показала «Фауста» в постановке Д. Бертмана. на исходе прошлого сезона в Большом театре представлено «Осуждение Фауста» Берлиоза (а еще раньше — в Астрахани).

В том же ряду по популярности, пожалуй, «Анна Каренина»: фильмы, балеты, драматические спектакли, мюзиклы (странно, что еще не написана опера по роману Л. Толстого).

В чем же притяжение обоих сюжетов? Наверное, в том, что в них считываются смыслы времени. Они — зеркало нынешней жизни, с ее страстями и моралью, диагнозами и пороками, коварством и любовью, мыльными сериалами и подглядыванием в замочные скважины… Этот феномен наверняка станет поводом для анализа социологов и политологов, психологов и филологов…

Возможно, такая популярность «Фауста» и «Анны» есть и некая запоздалая альтернатива другой паре — героико-патриотической направленности: «Князю Игорю» — «хэдлайнеру» оперных театров на рубеже 2000–2010‑х гг. и многократно поставленной в последние два сезона «Орлеанской деве»/«Жанне д’Арк» Чайковского и Верди, главная идея которой — в прославлении любви к Родине, Отечеству, Королю (Царю), в посрамлении и раскаянии тех, кто не понялпорыв героини (отец), в самопожертвовании ради патриотических идеалов.

annakar600

Планы от Гергиева

В последний день сентября маэстро Гергиев озвучил планы Мариинского театра. Среди оперных премьер — «Саломея» Р. Штрауса (реж. М. Гацалов) и «Сицилийская вечерня» Верди (реж. А. Бернар). Балетная одна — «Каменный цветок» Прокофьева в постановке Ю. Григоровича. Еще две премьеры покажут в рамках юбилейного, XXV фестиваля «Звезды белых ночей»: оперу «Адриена Лекуврер» Чилеа (предполагается участие А. Нетребко) и балет «Ярославна» Тищенко. На сцене «Мариинки‑3» А. Степанюк поставит «Не только любовь» Щедрина. Как всегда, будет много фестивалей, полусценических постановок детских опер силами Академии молодых певцов.

Обозреватель «Ведомостей» Г. Садых-Заде называет художественную политику Мариинского театра «ретроспективно-охранительной, пронизанной ностальгией по “золотому” ХХ веку <…> Достаточно и беглого взгляда на список имен и названий, чтобы показалось, будто ты перенесся эдак лет на 30–40 назад. <…> Музыка советских композиторов рулит; из небытия вытаскиваются не только заслуженно забытые оперы Ивана Дзержинского, но и оперы, безусловно заслуживающие быть вновь включенными в общественно-музыкальный контекст <…> оперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк» и «Письма Ван Гога» <…> «Ожидание» Микаэла Таривердиева, «Записки сумасшедшего» Юрия Буцко, «Молодожены» Григория Корчмара и «Зинаида» — опера, которая завершит триптих Клиничева».

Провинциальные хлопоты

В регионах жизнь текла своим чередом, и чередой событий местного масштаба, не привлекающих внимания столичной общественности.

Большие проблемы у Тольяттинской консерватории. В июле Рособрнадзор отказал вузу в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации. А 26 сентября был прекращен трудовой договор с ректором Е. Прасоловым.

Тольяттинская консерватория — не самая крупная в России и в Поволжье. Но она — важнейшая культурная институция города и Самарской области, вокруг которой сформировался «профессиональный цикл», начиная от школы искусств и колледжа, заканчивая вузом и трудоустройством его выпускников. По общему мнению, от ликвидации консерватории серьезно пострадает культура города и региона.

Все — в планетарий!

Чуть раньше начала учебного года, 19 августа, сменился министр образования и науки. В этот день что-нибудь да происходит. В 1991 — путч. В прошлом году 19 августа был отправлен в отставку ректор Санкт-Петербургской консерватории М. Гантварг. В этом году — министр Д. Ливанов. Любопытно, что обоих руководителей сменили люди с фамилией Васильевы. Новый министр Ольга Васильева (род. 1960) — по первому образованию музыкант, дирижер хора, выпускница Московского института культуры. Окончила исторический факультет Московского пединститута, факультет международных отношений в Дипломатической академии МИД РФ. Работала в Центре истории религии и церкви при Академии наук, с 2012 — в Администрации Президента, преподавала в Сретенской духовной семинарии.

Автор более 240 (!) научных работ.

Кандидатская и докторская диссертации О. Васильевой посвящены теме взаимоотношений РПЦ и государства в 1940‑е годы (не самые простые в истории этих взаимоотношений).

Первой реакцией, как обычно было опасение. Затем, после некоторых высказываний и предложений — ожидание разумных шагов. Судя по ее высказываниям и первым шагам, она предполагает использовать отечественный образовательный опыт XIX–XXI вв., традиции русской и советской школы (в частности, восстановить обязательные уроки музыки, внеклассное чтение, участие школьников в уборке помещений, расширение профессиональных и технологических навыков и т. д.), пересмотреть отношение к ЕГЭ, остановить процесс слияния вузов.

Наконец, наступило время спокойного обсуждения с пониманием того, что осуществить эти идеи будет непросто. Пока же стало известно о том, что в программу старших классов школы будут возвращены уроки астрономии за счет двух часов иностранного языка.

stars600

Под прицелом офицеров…

Тем временем разгорелся новый скандал, связанный с темой «государство, искусство и цензура». В Центре фотографии имени братьев Люмьер была закрыта выставка «Джок Стерджес. Без смущения», работавшая около двух недель. Как и в случае с выставкой В. Сидура в Манеже (а ранее в истории с «Тангейзером»), вмешались хранители нравственных устоев и ценностей. Ныне в роли охранителей выступили сенатор Е. Мизулина и новый уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, мать шестерых детей Т. Кузнецова. А представители организации «Офицеры России» заблокировали вход на выставку, и организаторы закрыли ее.

В последующей дискуссии, пожалуй, впервые была замечена реакция не только охранителей, но и другой стороны. Тех, кто выступил против подобных методов борьбы с искусством, услышали, к ним прислушались. Появилась информация, что выставку могут открыть вновь, но только в том случае, если устроителям и экспонатам ничто не будет угрожать.

А в целом, как и в похожих случаях (акции Pussy Riot и Д. Энтео, художника Павленского, свиная голова у входа в МХТ etc.), всем досталась своя доля пиара: и Центру, и «Офицерам», и Джону Стреджесу, вмиг ставшему едва ли не самым популярным персонажем в соцсетях. А еще — гражданину, который прошел в выставочный зал и облил фотографии, «оскорбляющие семейные ценности и провоцирующие педофилию», «неизвестной желтой жидкостью». Значит, как сказал писатель и телеведущий И. Волгин, теперь «моча — орудие пролетариата». А «коровьи лепешки» — спортивный снаряд (в Пермской области под эгидой Минкульта прошли соревнования по их метанию).

Провинциальные хлопоты

В регионах жизнь текла своим чередом, и чередой событий местного масштаба, не привлекающих внимания столичной общественности.

Большие проблемы у Тольяттинской консерватории. В июле Рособрнадзор отказал вузу в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации. А 26 сентября был прекращен трудовой договор с ректором Е. Прасоловым.

Тольяттинская консерватория — не самая крупная в России и в Поволжье. Но она — важнейшая культурная институция города и Самарской области, вокруг которой сформировался «профессиональный цикл», начиная от школы искусств и колледжа, заканчивая вузом и трудоустройством его выпускников. По общему мнению, от ликвидации консерватории серьезно пострадает культура города и региона.

«Кехман-СКОК»

Насыщенным событиями оказался сентябрь в Новосибирске. Город — фактически четвертая музыкальная столица России (после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга), обладающая мощным потенциалом и инфраструктурой, с одним из лучших в стране оркестров, которому в этом году исполняется 60 лет.

В день рождения основателя оркестра А. М. Каца, 18 сентября, по традиции официально открывается сезон НАСО. В этом году этот знаменательный для музыкантов день совпал с выборами в Думу.

Вероятно, легендарный маэстро Кац еще долго будет магнетически влиять на филармонию и определять ее будущее. (Можно быть уверенным, что именно он своей энергией сделал возможным открытие зала, который носит его имя).

А на следующий день состоялась отставка директора филармонии Т. Людмилиной. В свое время ее назначение не вызвало в филармонии восторгов (а вот отставка ее предшественника А. Назимко вызвала сожаление). «Накопился ряд претензий, которые не смогли решить в рабочем порядке, — заявил губернатор В. Городецкий. — В коллективе была конфликтность». Директором филармонии назначен Б. Мухамедин (см. стр. 23).

Чуть ранее в Новосибирске побывал министр культуры В. Мединский, объявивший о планах создания культурного кластера.

Четыре организации федерального подчинения — оперный театр (НГАТОиБ до Кехмана и НОВАТ с Кехманом), консерватория, НСМШ (колледж) и хореографическое училище — составят единый культурный и образовательный центр, для более эффективного лоббирования их интересов в столице. При этом никто не потеряет ни юридической, ни экономической самостоятельности. Функционировать центр будет под патронатом полпредства Президента РФ в СФО и при поддержке Минкультуры РФ и областного правительства.

«В задачи образовательного центра или, иными словами, культурного кластера будет входить координация приема, распределение студентов, формирование программ обучения, распределение финансирования, проведение совместных мероприятий, — сказал В. Мединский. — Мы поддерживаем эту инициативу руководителей учреждений».

Директор Новосибирского театра оперы и балета даже придумал ему название — СКОК (Сибирский культурно-образовательный кластер, по аналогии с балетом Прокофьева «Стальной скок»).

Возможно, что Кехман все же оставит НОВАТ. Теперь в связи с тем, что он признан банкротом. В. Мединский призвал «не бежать впереди паровоза» и «дождаться результатов окончания всех проходящих юридических процедур» в отношении Кехмана и в, частности, проведенных им в театре ремонтных работ.

Среди журналистов фигура Кехмана — как и раньше, нерукопожатная. Тем не менее, эксперты «Золотой Маски» все же посетили НОВАТ и просматривают его спектакли на предмет включения в шорт-лист премии.

Эхо конкурсных баталий

В сентябре продолжилась серия успехов молодых российских музыкантов на престижных международных конкурсах за рубежом.

В числе сентябрьских лауреатов — скрипач С. Догадин (II премия на конкурсе им. Менухина в Шанхае), пианисты С. Белявский (II премия на конкурсе им. Ференца Листа в Будапеште), А. Дубов (III премия на конкурсе в Гонконге), А. Панфилов (I премия в Монце, Италия), певицы Д. Идрисова и А. Весенина (II и III премии в Тулузе). Ранее, в июле, наши вокалисты Б. Волков и Е. Стихина завоевали II и III премии на конкурсе Пласидо Доминго Operalia в Мексике).

«МО»

В истории газеты в последние годы каждый месяц идет за два. А нынешним летом и осенью — за три, а может, и больше. 1 августа наша редакция была вынуждена покинуть помещение Союза композиторов, с которым жила и работала под одной крышей все 27 лет существования газеты.

Более того. Новый председатель совершил беспрецедентно бестактный, грубый, невежественный, варварский поступок, фактически вычеркнув «МО» из истории Союза композиторов. В буклете, который он издал по случаю своего прихода в СКР, наша газета не упоминается. Смешно было наблюдать, как сотрудники СК грудью встали на защиту нашей микроволновой печи, которая показалась им не нашей. Они ее отбили…

Но жизнь продолжается. Мы выпустили 400‑й номер. Провели два фестиваля в Вологде — традиционные «Кружева» (в 7‑й раз) и MusicDocFest (первый в России фестиваль документального кино о музыке). Продолжаются еще три наших проекта: Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение‑27», который в этом году охватил более 30 городов, Фестиваль к 85‑летию Софии Губайдулиной и подготовка к международной конференции «Вайнберг. Возвращение» вместе с Большим театром. Вместе с Московской филармонией мы проводим абонемент «Персона–композитор». В августе участвовали в Хоровой академии в Литве.

27 сентября, в Праздник Крестовоздвижения Господня, исполнилось шесть лет со дня ухода из жизни П. В. Меркурьева, одного из основателей «МО». Мы продолжаем работу над сборником воспоминаний о нем. Ждем и надеемся, что он выйдет в 2018, к 75‑летию со дня рождения Петра.

Лист ожидания

В октябре и в «листе ожидания» ноября — как никогда много событий, связанных с современной музыкой. Фестиваль «Территория», юбилей С. Губайдулиной, «Московская осень» и «Московский форум», фестиваль «Другое пространство» и открытие 8‑го сезона абонемента «Персона — композитор» в Московской филармонии, в Санкт-Петербурге — «Звуковые пути»…

Оперные премьеры: «Пиковая дама» в МАМТе, «Билли Бадд» в Большом театре. Фестиваль «Дягилев P. S.». Финал Всероссийского музыкального конкурса и Всероссийского балетного конкурса.

Обсуждалось выступление К. Райкина на съезде СТД. Реакция на него была внешне бурной, с участием популярных медийных персонажей, пытавшихся «поднять градус», но по сути вялотекущей. В подобные дискуссии уже мало кто из деятелей культуры хочет ввязываться. Похоже, зреет понимание того, что происходит некоторый поворот во внутренней культурной политике: в сторону от той, которая декларировалась до последнего времени.

Жизнь продолжается.

Будьте с нами!

Выписывайте и читайте газету «Музыкальное обозрение»!