Музыкальная эмиграция

Музыкальная эмиграция

Российский музыковед Елена Дубинец, живущая в американском Сиэтле, впервые воссоздает картину масштабного, глубинного и долгого процесса — массового отъезда русских музыкантов из страны, который происходил на протяжении всего XX в. и продолжается до сих пор, в начале XXI в.

Феномен эмиграции в XX веке, особенно в последнее десятилетие, сложно определить однозначно. Можно ли считать композиторов, живущих за рубежом, но приезжающих в Россию и долго живущих в стране, эмигрантами? Или как определить музыкантов, которые постоянно меняют место жительства по всему миру? В условиях глобализации и возможностей свободного передвижения решающим оказывается желание самого художника выбирать не только дом для проживания и творчества, но даже национальность и этничность, которые, как указывает музыковед Елена Дубинец, становятся таким же рыночным товаром, как жанр сочинения, тема и посвящение.

cover12

Дубинец Е. А.
Моцарт отечества не выбирает. О музыке современного русского зарубежья.
М.: Музиздат, 2016. — 312 с., тираж не указан

Россияне всегда стремились за рубеж, поэтому исследовать этот феномен нужно. Ощущение большей свободы, институты, обеспечивающие реализацию таланта, достойная оплата труда, социальная защита, востребованность у музыкального сообщества и публики, особенно в отдельных странах Европы и в США — вот возможные причины, влияющие на выбор художника, где жить и для кого творить. Этот процесс остановить невозможно. Но такого «рая», какой был создан в Советском союзе для творческих людей, не было ни в одной стране. И, по-видимому, уже не будет.

Близкое — на расстоянии

Книга Елены Дубинец состоит из двух частей — теоретической и практической. В первой части она пытается понять, «как сами композиторы ощущают свою жизнь и творчество в новых условиях, где они вынуждены балансировать между традициями родной страны и нового места жительства, а также всего мира». Она пишет: «Соединяя локальное и глобальное и вписывая национальное в универсальное, их сочинения обретают культурную значимость и контекстуальный символизм, прорастающие на стыке индивидуальных моделей и социальных условностей. История этих творческих людей, оказывающихся на периферии общества как на старой, так и на новой родине, является важным компонентом нашего понимания концепции современности».

Изучая отъезд эмигрантов, автор обсуждала с музыкантами одинаковые проблемы. Она их обозначила так:

— «отъезд: когда и почему люди уехали. Год отъезда — основной индикатор внутри диаспоры, поскольку именно он немедленно дает понять, в каком контексте произошел отъезд с родины. Портреты музыкантов в данной книге расположены не в алфавитном порядке и не по годам рождения интервьюируемых, а именно по году эмиграции. Внутри одного года музыканты расположены по старшинству»;

— «адаптация: как люди привыкают к новым условиям и как они выстраивают отношения с новым обществом. Необходимо иметь в виду, что многие композиторы не задерживались в какой-то одной стране и переезжали в другую»;

— «возвращение домой: как люди относятся к нынешнему состоянию своей родины и хотят ли они вернуться, … как у них складываются отношения с бывшими соотечественниками».

Во второй части книги собраны интервью, взятые на протяжении 20 лет у 15 композиторов и 8 исполнителей и дирижеров, живущих или какое-то время живших за рубежом.

(кликните, чтобы увеличить)

emmigrants

Собеседники автора:

Композиторы — Марк Копытман (Молдавия — Израиль), Валерий Арзуманов (Россия — Франция), Александр Рабинович-Бараковский (Россия — Швейцария), Давид Финко (Россия — США), Леонид Грабовский (Украина — США), Виктор Кисин (Россия — Бельгия), Николай Корндорф (Россия — Канада), Дмитрий Смирнов (Россия — Великобритания), Елена Фирсова (Россия — Великобритания), Владислав Шуть (Россия — Великобритания), Александр Раскатов (Россия — Франция), Иосиф Барданашвили (Грузия — Израиль), Иван Соколов (Россия — Германия), Франгиз Али-Заде (Азербайджан — Германия), Борис Филановский (Россия — Германия).

Исполнители и дирижеры — пианист Ефим Бронфман (Узбекистан — США), пианист и дирижер Игнат Солженицын (Россия — США), скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий (Россия — Великобритания), пианист и дирижер Владимир Фельцман (Россия — США), скрипач Вадим Репин (Россия — Швейцария), дирижер Владимир Юровский (Россия — Германия), дирижер Василий Синайский (Россия — Нидерланды), пианист и композитор Антон Батагов (Россия — США).

Е. Дубинец так объясняет свой выбор героев книги: «Поскольку читателю не нужно представлять музыку Софии Губайдулиной, Арво Пярта, Гии Канчели и других музыкантов старшего поколения, уехавших из бывшего СССР уже будучи признанными к тому времени за рубежом, я занимаюсь по преимуществу изучением творчества менее известных композиторов, ведь одной из целей моей научной и продюсерской деятельности является пропаганда их искусства».

Поэтому среди представленных композиторов нет и Родиона Щедрина, нет и многих более молодых — О. Раевой, Л. Ауэрбах, С. Невского и др. Практически все собеседники Е. Дубинец принадлежат к среднему поколению музыкантов: в СССР многие из них входили в АСМ-2 — Ассоциацию современной музыки, организованную в 1990 Э. Денисовым, и уехали из страны в 1990-е годы. «Следствием тройного пренебрежения — государством, исполнителями и слушателями — стало то, что многие российские композиторы на переломе эпох были вынуждены эмигрировать», — указывает автор.

В книге отчасти представлена и пятая, современная волна эмиграции. Это те, кто совсем недавно сменили место жительства. Самые молодые из них — Борис Филановский, уехавший в 2012, и Антон Батагов, получивший американскую «green card» в 2010.

Елена Дубинец (род. 1969) — профессор музыкального отделения Университета штата Вашингтон в городе Сиэтле, США. Училась в Московской консерватории, защитила кандидатскую диссертацию, посвященную американскому минимализму (1996). В том же году эмигрировала в США. Сейчас является вице-президентом по художественному планированию Сиэтлского симфонического оркестра в США: курирует концертные программы и звукозаписывающие проекты коллектива. Автор книг: «Знаки звуков» (Киев, 1999), «Made in the USA: музыка — это все, что звучит вокруг» (М., 2006), «Князь Андрей Волконский. Партитура жизни» (М., 2010). Организатор двух фестивалей американской музыки «Альтернатива» в Москве (2001, 2002) и фестивалейконференций по современной камерной музыке в США, Европе, Азии и Латинской Америке.

Книгу Елены Дубинец “Моцарт отечества не выбирает” можно приобрести в электронном формате на сайте автора.