Композитор Николай Обухов – 130 лет со дня рождения

Композитор Николай Обухов – 130 лет со дня рождения

22 апреля 2022 – 130 лет со дня рождения Николая Обухов (1892-1954), «одной из интригующих фигур русского музыкального зарубежья, окруженной многочисленными мифами». «Несмотря на то, что его жизнь протекала довольно близко к нашему времени, сведений о ней сохранилось так мало, что временами кажется, что речь идет о композиторе Средневековья или Возрождения», – пишет о Николае Обухове Центр современной музыки Московской консерватории.

«Отсутствующему звену» между Скрябиным и Мессианом, напомним, был посвящен один из концертов XII Международного фестиваля авангардной музыки «Московский Форум» (МГК, 2010). В том же 2010-м в Санкт-Петербургской филармонии впервые прозвучал обуховский «Третий и последний завет» для пяти солистов, двух фортепиано, органа, звучащего креста и оркестра (1946). Тремя годами ранее в МГК прошли «Дни Николая Обухова в Москве» (конференция, концерты). Обозначена ли сегодняшняя память о личности и наследии Н. Б. Обухова таким количеством и качеством событий?..

«Пожалуй, ни об одном композиторе XX века не бытует столько слухов и мистификаций, как о Николае Обухове. К сожалению, превращение образа композитора в некий таинственный и мифический персонаж помешало объективной оценке истинного значения. “Детективный сюжет” неоднократно возникает в связи с Обуховым. К примеру, Звучащий Крест таинственным образом исчез из собрания Парижской Оперы, так как, по преданию, в центре Креста был вмонтирован бриллиант, что и стало причиной его пропажи. Известно, что почти всю свою жизнь Обухов создавал грандиозное по своим масштабам мистическое сверхпроизведение – “Книгу Жизни” для солистов, хора, Звучащего Креста, 2-х фортепиано, органа и оркестра, которая должна была исполняться всю Пасхальную ночь и следующий за ней день. По замыслу автора, она, как и “Мистерия” Скрябина, должна была преобразить мир. Партитура этого сочинения была якобы похищена, что и спровоцировало безумие и скорую смерть Автора. Тем не менее, заметим, что “Книга Жизни” сохранилась в Парижской национальной библиотеке в виде клавира для двух фортепиано и голосов. К слову, данный сюжет очень напоминает коллизии знаменитого романа Томаса Манна “Доктор Фаустус”». (Из высказывания пианистки Нино Баркалая – знатока и популяризатора музыки Николая Обухова)

Едчайшей характеристики, можно сказать – «пощечины», удостоил Н. Обухова музыковед, музыкальный критик Леонид Сабанеев:

«Обухов сочинял музыку на путях музыкального теоризма, родственного скрябинскому (построение музыкальной ткани на основе двенадцатизвучных аккордов, что давало впечатление аморфной и густой, вязкой звуковой массы), а в области “идеологии” – на путях мистицизма, граничащего с психопатологией. Его “Книга жизни” – род оратории, сюжет коей сводится к спасению России и мира путем нового Мессии, который есть не кто иной, как император Николай, предполагающийся живым и “грядущим”. Я бы не останавливался на этом творчестве, более любопытном для психиатра, чем для музыкального критика, если бы его “Книга жизни” не была торжественно исполнена, при протекции снобизированных парижских музыкальных кругов, в Гранд-опера – факт очень характерный для уяснения современных блужданий». (Из «Воспоминаний о России»)

Николай Обухов (кузен певицы Надежды Обуховой, племянник директора Императорских театров в Москве Сергея Обухова) – родился в 1892 в селе Ольшанка Курской губернии. Обучался в Московской и Петербургской консерваториях (среди учителей – Максимилиан Штейнберг и Николай Черепнин). В 1918 с женой, Ксенией Комаровской, и двумя сыновьями эмигрировал через Крым и Константинополь в Париж. Умер в 1954 в Сен-Клу, пригороде Парижа.

Н. Обухов, бесспорно, значительная фигура в истории мировой музыки 20 века. В 1914 он изобрел уникальную систему нотации: «по собственной мысли, упростил нотную запись, отменив знаки альтерации и уравняв все 12 звуков хроматической гаммы, и в итоге придя к технике 12-ти неповторяющихся на одной высоте звуков, названной им “абсолютной гармонией”, на 8 лет раньше Арнольда Шёнберга». «Другим его выдающимся открытием стало создание им концепции (1914), а затем и реализация нового электроакустического инструмента – Звучащего Креста (около 1930 года, французское название инструмента – Croix Sonore)». (Н. Баркалая)

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм