Рифма в 100 лет: 1916 — 2016

О чем писала Русская музыкальная газета 100 лет назад
Рифма в 100 лет: 1916 — 2016

Испания в войне

«Гранадос, Энрико, талантливый испанский композитор, погиб в апреле на пароходе “Сусекс”, потопленном германской подводной лодкой. Германское правительство в ответной испанскому правительству ноте пишет, что “крайне скорбит по поводу этого несчастья, тем более искренно, что среди погибших находился испанский композитор Гранадос и его супруга”. Вот скорбь волка, перекусившего горло оовцы!

Гранадос родился 27 июня 1868 г. в Лериде. Его учителями были Пухоль и знаменитый испанский композитор Педрель. Затем он занимался фортепианной техникой в Париже и был выдающимся пианистом. Из крупных сочинений его известны музыкально-сценические произведений “Maria del Carmen” и “Leleana”, симфоническая поэма с пением “Паола и Франческа”, оперетта “Goyescas” и др.» («РМГ» № 20–-21 от 15–22 мая 1916, стлб. 448)

К 50‑летию В. И. Ребикова

«19 мая исполняется 50 лет со дня рождения Владимира Ивановича Ребикова (В. И. родился 19 мая 1866 г. в Красноярске). Биографические очерки и характеристика творчества даровитого русского композитора неоднократно появлялись на страницах “РМГ”. <…> Наша музыкальная критика несправедливо признает Ребикова “отцом русского модернизма”, но к сожалению, дальше этого признания не идет и в творчестве его разглядела едва ли не исключительно систематическое проведение целотонной гаммы и гармоний, построенных на этой гамме. Души творчества Ребикова она еще не разглядела и не пожелала (за очень редким исключением) разъяснить ее русской публике. Несомненно, это еще придет, несомненно будет оценена также цельность и независимость творчества одинокого Ребикова, занимающего вполне своеобразное положение в нашем музыкальном мире. Но почему время для такого рода “признаний” наступает у нас, часто, так поздно, когда художник уже устает или оставляет нас навсегда, как это случилось хотя бы с Мусоргским?» («РМГ» № 20–21 от 15–22 мая 1916, стлб. 448)