Будет ли в Вятке все в порядке?

Илья Дербилов — художественный руководитель и главный дирижер Вятского симфонического оркестра в Кирове и художественный руководитель Вятской филармонии
Будет ли в Вятке все в порядке?

Киров — один из типичных российских областных центров, и история городского симфонического оркестра также довольно типична. Он был основан в 1960 как любительский. Вехой в истории коллектива стало приглашение в 1994 на должность главного дирижера Валерия Раевского (до переезда в Киров он работал главным дирижером в Челябинском театре оперы и балета, симфоническом оркестре Чечено-Ингушской филармонии, Бурятском театре оперы и балета). При Раевском оркестр в 1998 получил профессиональный статус, в 2008 вошел в состав Кировской (ныне Вятской) областной филармонии.

В. Раевский возглавлял оркестр до своего ухода из жизни в апреле 2014. После этого руководителем коллектива был назначен Константин Маслюк, который с 2005 был главным дирижером Вятского камерного оркестра (и продолжил с ним работать). Маслюк — пианист и дирижер, выпускник ЦМШ и Московской консерватории, которую окончил у М. Воскресенского и Г. Рождественского. Доцент кафедры камерного ансамбля МГК.

Смена караула

Контракт с Маслюком был прекращен 28 августа. И в сезон2021–2022 Вятский симфонический оркестр вступил с новым руководителем. Им стал Илья Дербилов, 30 июня покинувший пост худрука и главного дирижера Ульяновского симфонического оркестра.

«Когда в сентябре мне сделали предложение возглавить Вятский симфонический оркестр, — рассказал И. Дербилов, — я имел уже ряд предложений, но остановился именно на Кирове, потому что после встречи с министром культуры Татьяной Сергеевной Мазур и губернатором Кировской области Игорем Владимировичем Васильевым мне стало понятно, что у руководства области серьезные намерения и при условии напряженной работы перед коллективом открываются большие перспективы. Но особенно важно то, что у меня будет возможность полностью реализовать модель коллектива, которую я достаточно давно вынашиваю и создать которую, мне практически удалось в Ульяновске. И удалось бы, если бы в работу коллектива не вмешивались люди, абсолютно некомпетентные!

Есть проблемы: оркестр небольшой, укомплектован не до конца. В настоящий момент он насчитывает 50 человек, большая часть из которых совместители. Оркестр был создан как любительский коллектив, и даже после того, как он вошел в состав филармонии, все равно имел некоторые ограничения по части занятости артистов. Нормальная репетиционная работа симфонического оркестра предполагает занятость 4 часа ежедневно на протяжении 6 дней в неделю, а сейчас оркестр репетирует 3 часа 3 дня в неделю».

Планы руководства

На встречах директора Вятской филармонии Александра Гаврилина и Ильи Дербилова с министром культуры области Татьяной Мазур, а затем с губернатором Игорем Васильевым и председателем правительства Александром Чуриным были приняты предложения главного дирижера по совершенствованию работы оркестра, а также расширению штатного количества музыкантов оркестра и увеличению финансирования.

С 2022 состав оркестра должен быть расширен до 80 человек, запланированы средства на оплату квартир приглашенным оркестрантам, обновление парка музыкальных инструментов и увеличение зарплаты.

«Расширенный состав оркестра позволил бы исполнять музыку Прокофьева, Шостаковича, Рихарда Штрауса, может быть, Вагнера или Брукнера, — отмечает дирижер. — За несколько лет оркестр станет тем коллективом, которому подвластны практически все жанры.

Сейчас мы с коллективом присматриваемся друг к другу. Говорить о долговременном сотрудничестве можно будет, только тогда, когда все мои условия по заработной плате артистов, увеличению штатного расписания и оснащения оркестра инструментами будут выполнены. Тогда мы проведем большой конкурс на замещение вакантных мест и начнем полноценную работу.

Я убежден, что, если будут достаточные условия для того, чтобы артисты оркестра смогли полностью сконцентрироваться на работе в этом коллективе, то можно достичь серьезных результатов. Дорогу осилит идущий. В Тюмени, в Челябинске это получилось. Мне хотелось бы, чтобы в будущем мы работали в том же ритме и по тому же графику, в котором работают ведущие коллективы страны».

Директор филармонии заявил, что после формирования нового состава планируется присвоить оркестру статус губернаторского, и обратился к губернатору с просьбой поддержать эту инициативу. Глава региона отметил, что изменение статуса оркестра не только повысит уровень оплаты труда музыкантов, но и их ответственность перед зрителем.

В 2024 Кирову (Вятке) исполняется 650 лет. Губернатор И. Васильев обозначил искусство и культуру как приоритетное направление в формировании имиджа региона в ближайшие годы. При подготовке к предстоящим торжествам симфоническому оркестру отводится важная роль: он должен стать визитной карточкой области.

Открытие сезона

Вятский симфонический оркестр под управлением Ильи Дербилова открыл сезон 5 октября 2021. В программе симфония № 40 Моцарта, скрипичный концерт № 2 Прокофьева, солист Никита Борисоглебский.

16 сентября 2021 с АСО Саратовской филармонии Илья Дербилов открывал фестиваль «Сотворчество» в Саратове (звучали сочинения Баха, Губайдулиной, Вагнера и коллективное сочинение «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича). 20 ноября он дирижировал Иркутским губернаторским симфоническим оркестром по приглашению руководителя этого коллектива Илмара Лапиньша (в программе сочинения Моцарта: увертюра к опере «Милосердие Тита», Концерт № 24 для фортепиано с оркестром, Симфония № 25, «Масонская траурная музыка»).

24 ноября И. Дербилов продирижировал АСО Московской филармонии в зале «Филармония-2» имени С.В. Рахманинова. В программе — Первый концерт (солистка Анна Генюшене) и Пятая симфония Чайковского.

С ноября Илья Дербилов также занимает должность художественного руководителя Вятской филармонии.

Использованы материалы кировских СМИ: портала Свойкировский.рф, Newsler.ru, «Эхо Москвы в Кирове», газет «Кировская правда», «Московский комсомолец – Киров», Россия 24. ГТРК «Вятка», nabludatel.online, сайта philarmonia43.ru.

Илья Дербилов родился в Киеве в 1981. В 1988 переехал в Ленинград и поступил в Хоровое училище им. М.И. Глинки. В 1999 начал обучение в Санкт-Петербургской консерватории на факультете хорового дирижирования в классе В. Борисова. Одновременно занимался вокалом у Н. Охотникова и клавесином у Е. Серединской.

В 2004 поступил на факультет оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории в класс В. Чернушенко, у которого в 2011 окончил аспирантуру СПбГК.

В 2002 начал работу в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга в должности хормейстера. Гастролировал с Капеллой в США, Германии, Франции, Голландии, Испании, Люксембурге, Бельгии, Греции, Белоруссии, Украине. С 2004 по 2007 — постоянный дирижер театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, сотрудничал с выдающимся балетмейстером Никитой Долгушиным.

В 2007 выиграл конкурс на должность художественного руководителя и главного дирижера Дальневосточного академического симфонического оркестра (Хабаровск), который возглавлял в течение пяти лет (был самым молодым главным дирижером оркестра в России). С 2009 по 2011 — приглашенный дирижер Филармонического оркестра Кури (Южная Корея). С 2012 — дирижер хора и оркестра Капеллы Санкт-Петербурга.

В 2018–2021 — художественный руководитель и главный дирижер Ульяновского гоударственного академического симфонического оркестра «Губернаторский». Под его руководством Ульяновский симфонический оркестр выступил на фестивалях «Кремлевские вечера» (Рязань, 2018); фестивале симфонической музыки «Настоящее» (Саранск, 2018); «На родине П.И. Чайковского» (Ижевск, Воткинск, 2019); «Тремоло» (Тольятти, 2019, 2020); «Летние музыкальные вечера в Елабуге» (2019, 2021).

В ноябре 2019 года УГАСО под руководством Ильи Дербилова выступил на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского в Москве, а также в Рязанской и Нижегородской филармониях.

Илья Дербилов дирижировал оркестром театра «Новая опера», Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан, камерным ансамблем «Солисты Москвы», симфоническими оркестрами Омска, Красноярска, Томска, Самары, Петрозаводска.