«Золотой петушок» в Пермской опере: к 180-летию Римского-Корсакова (11 февраля 2024)

«Золотой петушок» в Пермской опере: к 180-летию Римского-Корсакова (11 февраля 2024)
Иллюстрация к спектаклю — Пермский ТОБ, официальный сайт

11 февраля в Пермском театре оперы и балета – концертное исполнение оперы «Золотой петушок», приуроченное к 180-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова. Дирижер – Федор Леднёв («Дирижер года» в рейтинге «МО» 2023).

«Золотой петушок» стал последней, пятнадцатой по счету оперой Николая Андреевича Римского-Корсакова, так и не прозвучавшей при его жизни. В этом сочинении композитор предстает художником-модернистом, вставая вровень с наиболее смелыми реформаторами музыкальной сцены рубежа веков – от французских импрессионистов и Рихарда Штрауса до Игоря Стравинского и Александра Скрябина (во время сочинения второго акта оперы Римский-Корсаков присутствовал в Париже на авторском исполнении «Поэмы экстаза»).

Партитура «Золотого петушка», прозванная Борисом Асафьевым «ослепительной мозаикой драгоценных звукосочетаний», предусматривает возможность полярно различных интерпретаций произведения. Концертное исполнение дирижера Федора Леднёва и ведущих солистов Пермской оперы – очередная попытка разгадать загадку творческого завещания Римского-Корсакова.

Федор ЛЕДНЁВ: «С одной стороны, “Золотой петушок” – плоть от плоти своего времени: эта опера говорит нам очень многое о начале ХХ века – причем как культурном, так и социополитическом контексте эпохи. Но одновременно она ни на йоту не утратила своей художественной актуальности. Это действительно опера-загадка: взяв прошлым летом после долгого перерыва в руки партитуру, я услышал очень много разных музык – настолько разных, что мне даже стало казаться, что Римский-Корсаков цитирует в “Золотом петушке” произведения своих предшественников и современников. Но довольно скоро стало понятно, что никаких прямых цитат в прощальной опере Римского-Корсакова нет – зато она буквально пронизана стилевыми и жанровыми аллюзиями, точная атрибуция которых намеренно затруднена самим композитором. Римский-Корсаков то и дело путает следы, подталкивая исполнителей к тому, чтобы они вновь и вновь предлагали собственные трактовки калейдоскопического узора “Золотого петушка”».

В 2022 году Федор Леднёв выпустил в Пермском театре оперы и балета постановку «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока–Валерия Воронова, принесшую театру девять номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска». В мае 2024 года Федор Леднёв продолжит сотрудничество с Пермской оперой, выступив дирижером-постановщиком оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы».

Концертное исполнение готовят:
Царь Додон – Валерий Гордеев
Шемаханская царица – Надежда Павлова
Звездочет – Антон Бочкарев
Полкан – Александр Егоров
Гвидон – Анатолий Шлиман
Афрон – Рауф Тимергазин
Ключница Амелфа – Лариса Келль
Золотой петушок – Ирина Байкова

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях