XI Международный Фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» Санкт-Петербург, 2020. Гид по фестивалю

XI Международный Фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» Санкт-Петербург, 2020. Гид по фестивалю

В 2020 году международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» пройдет с 20 октября по 13 ноября. Уже сейчас известна часть программы — так, в числе балетных хедлайнеров заявлены хореограф Анжелен Прельжокаж с постановкой «Лебединое озеро» и балет «Шанель», главную партию в котором исполнит Светлана Захарова.

20 и 21 октября 2020 XI Международный Фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» планирует представить программу MODANSE примы-балерины Большого театра России и этуаль театра Ла Скала, народной артистки РФ – Светланы Захаровой и солистов театра. Премьера спектакля состоялась 22 июня 2019 г. на Исторической сцене Большого театра.

В этой программе два одноактных балета: «Как дыхание» на музыку Георга Фридриха Генделя и «Габриэль Шанель» — композитор Илья Демуцкий, хореограф-постановщик – Юрий Посохов, сценограф Мария Трегубова. Последний посвящен легендарной французской законодательнице мод, вошедшей в историю под именем Коко Шанель и создан совместно с домом CHANEL (дизайн костюмов). Спектакль рассказывает о пути, который проделала Габриэль Шанель, навсегда перевернув мир моды ХХ века, о ее участии в поддержке «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

Светлана Захарова — Народная артистка России, лауреат Государственной премии России, является одновременно уникальной и универсальной исполнительницей балетов классического наследия и современного танца, демонстрируя свое мастерство в России и по всему миру. Захарова успешно экспериментирует и использует современные технические возможности, а почитатели ее уникального таланта с нетерпением ждут встречи с выдающейся артисткой.

Илья Демуцкий — один из самых интересных и даровитых представителей молодого поколения российских композиторов. Активно выступает в составах различных российских и зарубежных коллективов, а также с дирижерскими и сольными проектами. Является художественным руководителем вокального ансамбля Cyrlillique — лауреата нескольких международных конкурсов. Тесно сотрудничает с классиком документального кино режиссером Сергеем Мирошниченко, лауреатом премии «Оскар» режиссером-мультипликатором Александром Петровым. Является автором музыки к открытию Паралимпийских игр-2014 в Сочи («Полет Жар-птицы»), автором музыки к первому в истории официальному документальному фильму о Паралимпийских играх «Дух в движении», а также к официальному документальному фильму об Олимпийских играх в Сочи «Кольца мира». Среди музыки для драматического театра — спектакли Кирилла Серебренникова «(М) ученик» и «Кому на Руси жить хорошо». В 2015 г. в Большом был поставлен его балет «Герой нашего времени», в 2017-м – «Нуреев». Оба написаны по заказу театра.

Фото © DEUXPONTS Manufacture d’histoires

В программе Фестиваля российская премьера нового спектакля Анжелена Прельжокажа – «Лебединое озеро». Важно, что именно Санкт-Петербург становится первым городом, представляющим миру новое творение крупнейшего хореографа Анжелена Прельжокажа за пределами Франции. Спектакль пройдет в рамках Фестивальной программы IX Санкт-Петербургского международного культурного форума при поддержке Французского института в России.

Анжелен Прельжокаж – самая яркая звезда в плеяде хореографов, появившихся во Франции в конце XX века, признанный современный классик. Его труппа существует уже более 30 лет. Балеты Прельжокажа входят в репертуар ведущих балетных трупп мира: Ла Скала, Нью-Йорк Сити Балета, балета Парижской оперы, Мариинского и Большого театров.

Спустя годы после создания балетов «Ромео и Джульетта» и «Белоснежка» (премьера в России на Фестивале «Дягилев. P.S.», 2011) Анжелен Прельжокаж вновь обратился к крупной форме сюжетного балета. Классическую музыку Чайковского хореограф в свойственной ему манере сочетает с современными ритмами. Идея обратиться к легендарному сюжету была предложена Прельжокажу художественным руководителем Фестиваля – Натальей Метелицей в 2017 году. Тогда Балет Прельжокажа представил небольшой опус «Привидение» в Гала-концерте Фестиваля, посвященном 200-летию Мариуса Петипа. Этот балет переносил зрителей в воображение великого хореографа в тот самый момент, когда в его голову пришла мысль о создании «Лебединого озера».

 

Главным событием Фестиваля-2020 станет масштабная международная выставка портретов «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», запланированная в Санкт-Петербурге, в Шереметевском дворце на ноябрь 2020 – февраль 2021 г.

Выставка посвящена творческому пути Сергея Павловича Дягилева, выдающегося деятеля отечественной культуры, страстного пропагандиста русского искусства на Западе, реформатора и открывателя новых форм и новых имен, и его вкладу в развитие мирового балета.

Выставка о личности Дягилева подобного масштаба и художественного уровня впервые будет представлена российскому зрителю. Этот амбициозный проект — беспрецедентный диалог художественных культур России и Европы. Он о людях, которые были вовлечены выдающимся русским импресарио Дягилевым в круговорот его бурной деятельности. О людях, которых он притягивал, отталкивал, с кем дружил, у кого учился, кем дорожил, чей талант он открывал, о людях, которые помогали ему и кому помогал он. Портреты выдающихся творцов XX века России и Европы впервые будут собраны вместе, объединенные фигурой Сергея Павловича Дягилева. Дягилев во многом был первым. Первым куратором художественных выставок, имевших концепцию и осмысленный творческий отбор работ, на них представленных. Ему принадлежит создание театрального спектакля как синтетического зрелища, в котором все составляющие: музыка, хореография, сценография и костюмы – были объединены в целостный художественный замысел. Как правило, именно Дягилеву принадлежало общее видение спектакля. Он участвовал в процессе создания, от замысла до выпуска. По существу, именно Дягилева можно назвать первым русским театральным продюсером, родоначальником этой профессии в России. Его странствующая труппа “Ballets Russes” существовала всего 20 лет, но ее спектакли имели оглушительный успех. Секрет этого успеха – в постоянном обновлении. Начав в 1909 году с репертуара, шедшего на Императорской сцене Мариинского театра, к концу 1910-х годов Дягилев сделал свою труппу платформой и лабораторией театрального авангарда, объединив вокруг себя европейских и русских художников различных направлений: Ларионова, Гончарову, Пикассо, Кокто, Матисса, Дерена, де Кирико.

Все новое в музыке немедленно привлекало внимание Дягилева. Именно ему своим приходом в балет обязаны Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Владимир Дукельский. Именно Дягилеву современная хореография обязана разнообразием танцевального языка, минимализмом оформления, значением постановочного освещения. Многое из того, что сегодня кажется самим собой разумеющимся, впервые появилось на сцене в «Русских сезонах» великого импресарио.

Дягилев – в единственном лице отвечал и за творческое решение спектаклей, и за финансовую самостоятельность своего дела. Он обладал потрясающей способностью объединять вокруг себя, увлечь своими идеями не только творческих людей, но и финансистов, дипломатов, царствующих особ и состоятельных поклонников и поклонниц, ставших на многие годы его верными соратниками. Его отношения с композиторами, художниками, хореографами, танцовщиками определяло только одно – их необходимость в той новой творческой задаче, которую он себе определял, и их возможность ее реализовать. Так на алтарь новых творческих побед в жертву была принесена дружба с Александром Бенуа, Львом Бакстом, Михаилом Фокиным, Вацлавом Нижинским, Леонидом Мясиным — создателями и свидетелями многих творческих побед дягилевской труппы. Но новые горизонты манили вперед.

Суть своего понимания новаторства Дягилев определил еще в 1900 году: «Чтобы идти вперед, нельзя строить все благополучие на смелости новизны,» – писал он В. В. фон Мекку. Он понимал и чувствовал обязательность преемственности прошлого в каждом новаторстве. «Это был парадокс, из которого рождались все идеи дягилевских спектаклей, и динамика, которой это сопровождалось, служила одним из источников его личной неукротимой энергии» (Ш. Схейен). Поэтому так органичны были его метания между модернизмом с его стремлением к бесконечному экспериментаторству в конце 1910-х годов и поворот к неоклассицизму в 1920-е годы через хореографию Брониславы Нижинской и Джорджа Баланчина.

Выставка «В круге Дягилевом» посвящена сложному эволюционному пути Сергея Дягилева, творцам, которых он привлекал к реализации своих замыслов и от которых освобождался, если уже не чувствовал в них творческой необходимости.

Содержание выставки определено двенадцатью сюжетами (или 12 «кругами»), идущими в хронологическом порядке жизни Дягилева. За каждым стоит определенный творческий период жизни импресарио. Наполнение этих периодов определяется прежде всего кругом персон, которых Дягилев привлек и объединил своими идеями.

Художественный образ выставки состоит из двух частей:

  1. Главный портретный ряд. Здесь представлены живописные, графические и фотопортреты соратников Дягилева.
  2. Сопровождающий ряд, посвященный наиболее важным творческим событиям, участниками и союзниками в которых были люди, показанные в этой своеобразной портретной галерее. В сопровождающем ряду могут быть представлены афиши и программы, эскизы костюмов и декораций, документальные фотографии художественных выставок и сцен из спектаклей, письма и документы.

Взаимоотношения героев портретной галереи будут откомментированы в развернутых аннотациях. Особенно острые моменты творческих взаимоотношений, полемики героев будут раскрыты через цитаты из их писем, публикаций того времени, мемуаров.

В замысел данной выставки не входит рассказ о детских и юношеских провинциальных годах героя. Выставка начинается с 1890 года с приезда Дягилева в Петербург, а заканчивается двумя последними, особо выделенными сюжетами, – «Мечты о России» и «Смерть в Венеции», таким образом сюжет как бы закольцовывается, значимые для импресарио образы имперской столицы России и итальянского мистического города на воде перекликаются, замыкая круги его жизни и судьбы.

Автопортреты и портреты, выполненные Валентином Серовым, Львом Бакстом, Борисом Кустодиевым, Анри Тулуз-Лотреком, Петровом-Водкиным, Константином Сомовым, Михаилом Ларионовым, Эдвардом Мунком, Жаном Кокто, Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Жак-Эмиль Бланшем, Джорджо де Кирико и другими выдающимися художниками XX века, – будут представлены на выставке, многие из них будут демонстрироваться в России впервые. К выставке готовится уникальный альбом-каталог на двух языках.

Среди партнеров выставки – Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей изобразительного искусства Дагестана, Центр Помпиду (Париж), Музей Парижской Оперы, Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Художественный музей Руана, Галерея современного искусства (Турин), а также частные коллекции из России, Франции, Бельгии, Италии.

Программу Фестиваля дополнит круглый стол «Сергей Дягилев и художественный мир Европы», в которой примут участие журналисты, исследователи, писатели из России, Европы, Азии, США и Латинской Америки.

Международный фестиваль «Дягилев. P.S.» www.diaghilev-ps.ru