Вышел номер 1 газеты «Музыкальное обозрение» за 2023 год

Вышел номер 1 газеты «Музыкальное обозрение» за 2023 год

В номинации «Событие года» – два конкурса:

Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова (Москва, 14.06 – 27.06.2022; организатор – «РОСКОНЦЕРТ»), открывший несколько ярких имен молодых музыкантов: среди них – пианист Александр Ключко (первая премия), дирижеры Филипп Селиванов (первая премия) и Иван Никифорчин (вторая премия);

IV Всероссийский музыкальный конкурс (организатор – «РОСКОНЦЕРТ»), проходивший в 2022 по тем же специальностям, что и предстоящий в 2023 XVII Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Пианисты состязались в Красноярске (3-9 декабря), скрипачи в Казани (26 сентября – 3 октября), виолончелисты в Уфе (12-18 октября), вокалисты в Ханты-Мансийске (1-7 ноября). Лауреаты первой премии по традиции получили возможность без отбора принять участие в Конкурсе Чайковского летом 2023.

7 событий – в номинации «Спектакль года».

«Мистерия на конец времени» (De temporum fine comoedia) Карла Орфа – заключительное и самое ожидаемое событие Дягилевского фестиваля 2022 в Перми. Музыкальный руководитель и дирижер – Теодор Курентзис. «Мистерия…» стала апофеозом присутствия на фестивале женщин-постановщиц. Режиссер Анна Гусева прежде создавала видеоработы – здесь она с помощью Анастасии Пешковой из труппы «Балет Москва» разводит по сложно сконфигурированной и виртуозно структурированной светом сцене громадные толпы людей, словно сошедших с картин Брюллова и Босха.

Поставленный Франсуа Жираром в Большом театре вагнеровский «Лоэнгрин» – вторая из трех запланированных копродукций ГАБТа с театром Метрополитен-опера (первой в феврале 2021 была «Саломея» Рихарда Штрауса в постановке Клауса Гута; третьей должна была стать «Аида» Верди в постановке Майкла Майера) – пришелся на февраль 2022. После отмены апрельской серии показов спектакль был возобновлен в ноябре. Визуальный ряд спектакля в Большом выстроен «в стиле Мет»: символизм, статуарность, масштаб замысла при минимуме декораций.

«Линда ди Шамуни» в ГАБТе – творение Доницетти, жемчужина бельканто, трагическая история с неизбежной сценой безумия героини-колоратурной сопрано, но, в отличие от «Лючии ди Ламмермур», с благополучным финалом. В постановке Большого театра сюжет спектакля дополнен режиссерскими вторжениями (Роман Феодори) в нарратив и за счет этого считывается как история на все времена, актуальная и для нас сегодня. Дирижер – Антон Гришанин, режиссер по пластике – Татьяна Баганова.

Фееричная «Танцемания» Славы Самодурова на музыку Юрия Красавина стала центром притяжения и кульминацией вечера одноактных балетов в Большом театре (в обрамлении двух других одноактных балетов триптиха: «Времен года» хореографа Артемия Белякова на музыку А. Глазунова и «Сделано в Большом» в постановке Антона Пимонова на музыку А. Королева).

«Демон» Антона Рубинштейна в постановке Владиславса Наставшевса – первая оперная премьера Большого театра в сезоне 2022/23. Показан в спектакле гармоничный, существующий по своим законам мир, куда вторгается чужак, который, не пытаясь разобраться, хочет навязать свою волю. И мир этот – мир театра, причем театра не закулисного, но и не обращающегося еще к публике, а театра за мгновение до встречи со зрителем, замкнутого пока еще на себе, но уже нацеленного вовне.

«Мертвый город» Эриха Корнгольда (режиссер – Василий Бархатов, музыкальный руководитель и дирижер – Валентин Урюпин) исполнил роль главной, и единственной, оперной премьеры театра Новая Опера в сезоне 2021/22. Спектакль предельно кинематографичен, будто рассчитан на видеосъемку с крупными планами. Все мизансцены в нем выглядят легко и естественно. Видно, что с певцами была проведена тщательная работа.

«Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока (режиссер, сценограф – Евгения Сафонова, дирижер – Федор Леднёв) был заявлен Пермским театром оперы и балета как «мировая премьера»: живущий в Германии белорусский композитор Валерий Воронов по заказу театра написал для постановки пролог и эпилог. Видеопроекции заливают сценический портал, выворачивая наизнанку любые представления о камерности и масштабности; в их абстрактном движении – жизнь замка, истекающего кровью и слезами.

Музыкальные организации года, по версии «МО», – Центр электроакустической музыки Московской консерватории (директор и художественный руководитель – композитор Николай Попов) и Центр современной музыки Московской консерватории (а также его профильный коллектив – Ансамбль солистов «Студия новой музыки», которым руководит Игорь Дронов).

В номинации «Жизнь в музыке» Премией «Музыкального обозрения» отмечен профессор Санкт-Петербургской консерватории Аркадий Климовицкий – один из самых читаемых, цитируемых и влиятельных музыковедов.

Книгами года в рейтинге «МО» стали вышедший в 2022 в петербургском независимом издательстве Jaromír Hladík press объемный сборник «Узелки времени. Эпоха Андрея Волконского. Воспоминания, письма, исследования» и не менее объемный том от издательства »Бослен» «100 лет Персимфанса».

Jaromír Hladík press, важнейшей смысловой линией которого остаются книги о музыке, и Издательство имени Н. И. Новикова, продолжающее уникальную серию «Отечественные музыковеды. Избранное», названы «Музыкальным обозрением» издательствами года.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм