Возвращение

Михаил Бирман вернулся в Тюменскую филармонию
Возвращение
MO | МО № 10 (389) 2015

.

Собственно, по факту Бирман никогда ее и не покидал. С 1996 он возглавляет одну из крупнейших концертных организаций Западной Сибири. Но в 2013 Тюменская филармония стала одним из первых объектов эксперимента по объединению организаций культуры. В Тюмени было создано Концертно-театральное объединение (КТО), в которое вошли театр драмы, театр кукол, Тобольский драматический театр, филармония и ДК «Нефтяник». Возглавил эту структуру М. Бирман.

В феврале 2014 В. Путин высказался на тему объединения на заседании Президиума Совета по культуре и искусству в Пскове:

Скажите, есть проблемы в связи с этим чисто хозяйственным и финансовым объединением? Творческому процессу нанесен какой-то ущерб или нет? <…>

Действительно, нужно говорить об оптимизации. Вы знаете, у нас и в здравоохранении, и в образовании, и в культуре есть что оптимизировать. Но, конечно, при этом нужно делать все с умом, чтобы не наносить ущерба, а сделать что-то лучше. Может быть, в Тюмени предпринята такая попытка: не сокращая творческие коллективы, сократить за счет объединения финансово‑хозяйственной части расходы на аппарат.

Я не говорю, что там все идеально, и я вообще об этом первый раз здесь услышал от вас, просто надо посмотреть, как это работает. Если не работает, то тогда не распространять это. Если это работает, то понять, как. Потому что нужно искать возможности этих оптимизаций не за счет творческих коллективов <…> Вместе запрячь нельзя коня и трепетную лань».

Слияние? Поглощение?

Прошло почти два года. Процесс идет. Тенденция к объединению и слиянию — один из «трендов» нынешней российской действительности. Ему подвержены не только культура, но и наука, и «оборонка», и многое другое. Присоединяются одни вузы к другим в качестве структурных подразделений. Сливают школы, детские сады, больницы и поликлиники. Объединяются под одной крышей ДМШ, художественные школы, танцевальные кружки и т. д., создаются единые дирекции школ искусств.

В Хабаровске объединили кукольный театр и ТЮЗ. В Архангельске в состав Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова вошли 18 (!) институтов.

Велика ли польза от таких объединений? Мнения разные. Например, многие независимые эксперты считают, что слияние сильного и более слабого учебного заведения, скорее всего, приведет к снижению качества образования. Жизнь, как говорится, покажет.

Но «тюменский эксперимент» удачным назвать нельзя. Возможно, и есть какие-то плюсы. Например, оптимизаци, управленчекого аппарата, бухгалтерии. Но, похоже, плюсов больше, чем минусов.

Сомнительно само по себе слияние таких структур, как театр и филармония: это как раз те самые «конь и трепетная лань», которым неуютно в «одной телеге». Слишком они разные.

Такая крупная организация, как филармония, должна иметь маневренность и самостоятельность в планировании, расходовании средств, организации гастрольной деятельности, эксплуатации залов. В филармонии каждый концерт — премьера, в театре же премьер — не более 3–4 за сезон, и гастролеры бывают редко. Театр и филармония, как правило, несопоставимы по штату, творческому составу: в той же Тюменской филармонии — 6 коллективов. Филармонисты прекрасно понимают эту специфику. Но чиновникам, похоже, она невдомек.

Рокировка

М. Бирман ушел с поста директора по собственному желанию. И. о. директора назначен директор Драматического театра Сергей Осинцев, а Бирман будет его заместителем.

Сергей Осинцев род. в 1969 в Тюменской обл. В 1991 окончил Тюменское училище искусств. С 1995 актер Тменского драмтеатра, с 2011 — его директор.

«Ничего страшного не произошло, просто поменялись местами два руководителя, — пояснил Осинцев. — В нашей стране такое бывает! Театром я буду управлять по-прежнему и, надеюсь, никому его не отдам».

В интервью газете «Тюменские известия» М. Бирман рассказал о причинах своего решения:

Я понял, что сейчас больше нужен филармонии. С новым коллективом перед концертной организацией встают грандиозные задачи. К тому же оркестр — это сложный художественный организм, требующий повседневного внимания».

Дебют оркестра

Идею создания в Тюмени симфонического оркестра М. Бирман вынашивал много лет. В качестве художественного руководителя и главного дирижера нового коллектива был приглашен заслуженный деятель искусств РФ Евгений Шестаков.

Презентация Тюменского государственного симфонического оркестра состоялась 20 ноября на сцене Концертного зала Тюменской филармонии. В зале был аншлаг. Среди 1200 слушателей — губернатор Тюменской области Владимир Якушев, который пришел на концерт с семьей, 37 директоров российкиих филармоний, главный редактор «МО» А. Устинов.

Дебютную программу составили сочинения Глинки, Бородина, Римского-Корсакова и Чайковского, солировал Д. Мацуев (концерт прошел в рамках его именного фестиваля).

Подробности — в ближайших номерах «МО».