«Камерата России»

Мониторинг российских камерных оркестров: сезон 2014–2015
«Камерата России»
Фото Андрей Устинов

.

Аналитическая группа газеты «Музыкальное обозрение» продолжает долгосрочный проект «Камерата России». Как всегда, ближе к концу прошлого сезона оркестрам были посланы анкеты с вопросами об их деятельности в течение сезона. Большинство коллективов откликнулись достаточно подробными ответами. Кому-то, видимо, помешали это сделать объективные обстоятельства (иногда готовить отчеты просто некому). Некоторые не ведут статистику или ведут ее крайне неточно. Кто-то, возможно, по каким-то причинам не хочет видеть себя на камерно-оркестровой карте страны.

Тем не менее, на основе присланных и проанализированных материалов формируется довольно любопытная картина. Камерно-оркестровое «хозяйство» в нашей стране разнообразно по форме и противоречиво по содержанию. В этом коренное отличие от Европы, где камерный оркестр имеет статус элитного коллектива. Этот статус определяется особыми традициями камерно-оркестрового музицирования, соответствующим репертуаром, приглашением солистов и дирижеров мирового класса.

В России само понятие «камерный оркестр» довольно размыто. В одних случаях это ансамбль из 10–12 человек, в котором понятию «оркестр» соответствует лишь название. В других — наоборот, разрастается до малого симфонического, с постоянным привлечением приглашенных музыкантов. В третьих — коллектив в составе симфонического оркестра, с нерегулярной практикой. И т.д. и т.п.

Как всегда в России, деятельность коллектива определяется уровнем и талантом руководителя, отношением власти, финансированием (из бюджета и от частных структур), статусом и положением на музыкальном ландшафте региона. От этого зависит и репертуар, и гастроли, и качество инструментов, и многое другое.

Что играют

Например, анализируя репертуар на протяжении нескольких лет подряд, можно отметить общую тенденцию: преобладание «легкой» музыки. Классика — как правило, популярная и традиционная («Времена года» Вивальди, Серенады Моцарта и Чайковского, популярные миниатюры — от Баха до Шостаковича). Массовые песни (в год 70-летия Победы это главным образом песни военных лет и о войне), музыка кино, мюзиклов, совместные выступления со «звездами» эстрады и рока, а в последнее время значительное увеличение числа переложений, транскрипций, аранжировок — все это имеет мало отношения к специфике жанра, но распространено на российских просторах. Конечно, это позволяет привлечь публику, «сделать кассу», выполнить госзадание и планы по зарабатыванию денег вдобавок к достаточно низким окладам: в регионах — в пределах 8—15 тыс. руб. (в столице они доходят до 70 тыс.). Но не способствует росту художественного уровня музыкантов и коллективов в целом.

Почти нет в программах симфоний, увертюр классиков и ранних романтиков, которые исполняют камерные оркестры во всем мире (венские классики, Мендельсон, Шуберт, Вебер). Довольно ограничен барочный репертуар, а интерпретации его, как правило, далеки от мировых тенденций, связанных с повсеместным доминированием аутентичного исполнения.

К сожалению, российсике камерные оркестры не выполняют задачу по представлению в полном объеме репертуара данного жанра: а это, прежде всего, барочная музыка и музыка ХХ в., в частности советская. Реально звучит лишь мизерная часть из необъятного моря этой музыки.

Современная музыка представлена в основном авторами из своих городов и регионов. И хотя в этом смысле камерные коллективы, безусловно, играют позитивную роль в продвижении современного композиторского творчества (более весомую, чем оркестры симфонические), в целом они, за редкими исключениями, находятся вне важнейшего поля деятельности — освоения и продвижения академического авангарда ХХ века и наших дней (эту функцию взяли на себя ансамбли современной, такие как «Студия новой музыки», МАСМ и др.).

Еще одна проблема: недостаточное бюджетное финансирование мало кому позволяет приглашать высококлассных дирижеров и солистов, музицирование с которыми, разумеется, могло бы принести большую пользу в развитии коллектива.

Сколько играют

Количество концертов, как правило, колеблется от 40 до 60, т.е. в среднем один концерт в неделю, а то и меньше (по сути, минимум для поддержания коллектива в форме). Еще меньше сыгранных программ. Впрочем, есть еще и многочисленные концерты в районах, поселках и селах, социальных учреждениях, выступления на официальных мероприятиях и корпоративах с 1–2 пьесами. Одни оркестры оставляют их за рамками отчетов о своей деятельности, другие, наоборот, включают в статистику. Так, несколько лет назад один из региональных камерных оркестров в своем отчете указал чуть ли не 120 концертов за сезон, но более 100 из них были сыграны в областных ДК, школах, больницах, домах престарелых…

Впрочем, учитывая, что во многих регионах к амерный о ркестр — е динственный источник академической музыки и нести «культуру в массы» больше некому, эта миссия, просветительская сторона их работы чрезвычайно важна. В то же время о каких-то значимых гастролях речь, как правило, не идет — опять же в силу малого финансирования.

В целом, если оставить за скобками «эстрадно-популярное» направление, то можно выделить две серьезные тенденции, модели камерно-оркестрового музицирования, которые представляют ведущие коллективы России (в т.ч. и те, которые на этот раз по разным причинам остались вне мониторинга). Это направление, которое можно назвать классическим, с упором, с одной стороны, на аутентичное барокко и классицизм XVIII века; с другой — на презентацию проектов, связанные с авангардом конца ХХ века и наших дней (пример — «Академия старинной музыки» Т. Гринденко).

И другая модель, которую давно развивает оркестр «Музика вива» (отчасти такие коллективы, как Оренбургский, Тверской, Архангельский, «La Primavera»…): увеличение состава (за счет приглашенных музыкантов) фактически до малого симфонического оркестра; включение в репертуар опер, ораторий, симфоний XIX века, поиски нового репертуара, новых жанров и форм музицирования.

Очевидно, что именно эти модели надо рассматривать как наиболее перспективные, с точки зрения прогресса и совершенствования музыкантов, повышения их творческого уровня, приближения к лучшим мировым образцам.

По отзывам наших партнеров, мониторинг, проводимый «МО», крайне важен и необходим. Он дает возможность коллективам обмениваться информацией, больше узнавать друг о друге, яснее представлять свой уровень по сравнению с коллегами и профессиональные ориентиры, корректировать планы, репертуарную политику. Лучше понять, как в нынешних непростых условиях, порою при минимуме средств сохранять чистоту жанра, не снижать планку в угоду публике, власти и заказчикам, а наоборот, приобщать ее к лучшим образцам классического и современного музыкального искусства — о чем постоянно говорится на заседаниях и в документах Союза концертных организаций России.

В 2016 году проект «Камерата России» будет продолжен.

В проекте «Камерата России» (Мониторинг российских камерных оркестров по итогам концертного сезона 2014–2015) приняли участие следующие коллективы:

Государственный академический камерный оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижер — Алексей УТКИН

Камерный оркестр «Камерата Сибири» Тюменской филармонии
Художественный руководитель и главный дирижер — Антон ШАРОЕВ
Концертмейстер — Юлия ПРЯМОВА

Губернаторский камерный оркестр Тверской академической филармонии «Российская камерата»
Главный дирижер — Андрей КРУЖКОВ
Концертмейстер — Александра ПАВЛОВА

Камерный оркестр Ивановской филармонии
(Малый симфонический оркестр Ивановской государственной филармонии)
Главный дирижер — Дмитрий ЩУДРОВ
Концертмейстер — Сергей ЦЫГАНОВ

Челябинский государственный камерный оркестр «Классика»
Художественный руководитель и главный дирижер — Адик АБДУРАХМАНОВ
Приглашенный дирижер — Кеничи СИМУРА (Япония)
Концертмейстер — Татьяна ГАЛКИНА

Омский камерный оркестр
Руководитель — Вениамин РЕНКОНЧИНСКИЙ
Концертмейстер — Андрей ЛОПАТИН

Казанский камерный оркестр «La Primavera»
Главный дирижер и художественный руководитель — Рустем АБЯЗОВ
Концертмейстер — Джамиль ШАРИФУЛЛИН

Архангельский государственный камерный оркестр
Главный дирижер и художественный руководитель — Владимир ОНУФРИЕВ
И.о. концертмейстера — Мария ЛАТЫШЕВА

Камерный оркестр МПГУ «Cantus firmus»
Художественный руководитель и дирижер — Александр ХУРГИН

Камерный оркестр «Дивертисмент»
Руководитель — Илья ИОФФ

Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»
Художественный руководитель и главный дирижер — Владимир СПИВАКОВ
Концертмейстер — Алексей ЛУНДИН

Красноярский камерный оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер — Михаил БЕНЮМОВ
Дирижер — Петр КАЗИМИР
Концертмейстер — Леонид ЖУКОВСКИЙ

Камерный оркестр «Амадеус» Северо-Кавказской государственной филармонии им. В.И. Сафонова
Концертмейстер — Роман АВАНЕСОВ
Приглашенные дирижеры — Илья ГАЙСИН, Андрей ДАНИЛОВ, Заурбек ГУГКАЕВ

Камерный оркестр Новосибирской филармонии
Главный дирижер — Алим ШАХМАМЕТЬЕВ
Художественный руководитель — Владимир КАЛУЖСКИЙ
Концертмейстер — Юлия РУБИНА
Директор — Алена БОЛКВАДЗЕ

Екатеринбургский камерный оркестр «В-А-С-Н» (The Soloists of Russia)
Главный дирижер — Николай УСЕНКО
Концертмейстер — Софья УМАНСКАЯ

Вятский камерный оркестр
Главный дирижер — Константин МАСЛЮК
Дирижер — Валерий ШАРОМОВ
Концертмейстер — Ирина ОЛЕЙНИКОВА

Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода»
Художественный руководитель — Владимир ПЛАКСИН
Главные приглашенные дирижеры — Максим ЕМЕЛЬЯНЫЧЕВ, Кристоф МАЙЕР (Германия)
Концертмейстер — Дмитрий СТОЯНОВ

Камерный оркестр Астраханской государственной филармонии
Главный дирижер — Раушан ЯКУПОВ
Дирижеры — Леонид БУТАКОВ, Денис КОСТЫЛЕВ

Камерный оркестр Калининградской областной филармонии имени Е. Ф. Светланова
Главный дирижер и художественный руководитель — Александр АНДРЕЕВ