You have no items in your cart.
Возрождение оперы «Ася» Ипполитова-Иванова: концертное исполнение в БЗК (6 июня 2022)
Возрождение забытой оперы по повести Тургенева: 6 июня в Большом зале консерватории состоится концертное исполнение оперы Михаила Ипполитова-Иванова «Ася», звучавшей в последний раз в предреволюционной России. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Юрий Симонов, художественный руководитель и главный дирижер АСО Московской филармонии, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Солисты:
- Екатерина Петрова (сопрано)
- Алина Яровая (сопрано)
- Мария Беднарская (сопрано)
- Алексей Татаринцев (тенор)
- Сергей Петрищев (тенор)
- Леонид Бахталин (баритон)
- Анджей Белецкий (баритон)
- Михаил Гужов (бас)
Также в концерте участвуют:
- студенты и выпускники ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова и МГК имени П. И. Чайковского (Мария Чайковская, Эллина Шатская, Таймас Рахбанов, Илья Легатов, Кира Краснова, Софья Славинская)
- Московский молодежный симфонический оркестр имени М. М. Ипполитова-Иванова
- Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова
- Сводный хор ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова
Режиссер – Андрей Цветков-Толбин.
Руководитель проекта – Валерий Ворона, ректор ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Премьера «Аси» состоялась в 1900 в Москве силами «Товарищества частной оперы» (одно из многочисленных названий частного оперного театра, финансовую поддержку которому оказывал предприниматель и меценат Савва Мамонтов), в художественном оформлении великого Михаила Врубеля. Дирижировал автор. Партию Аси исполнила Елена Яковлевна Цветкова.
«В этой опере близость к “Онегину” сказалась особенно сильно ввиду сходства и сценических ситуаций и переживаний сценических персонажей (Ася в опере мечтательнее и спокойнее, чем в повести Тургенева). Бюргерская патриархальная среда провинциального немецкого городка хорошо передана Ипполитовым-Ивановым в сценах, где звучат мелодии подлинных бытовых танцев и студенческих песен; ансамбли написаны просто и ясно, отчасти в стиле опер Моцарта. “Ася” была поставлена в Московском театре Солодовникова; в переработанной композитором редакции возобновлена в Москве в 1906 г. Через немецкий песенно-бытовой элемент “Ася” сближается по характеру с шубертовской лирикой», – пишет в книге «М. М. Ипполитов-Иванов» (М.: Музгиз, 1936) музыковед Сергей Бугославский.
Музыковед Абрам Гозенпуд, в свою очередь, подчеркивал, что все же «неверно рассматривать “Асю” только как подражание “Онегину”». Также он отмечал, что многие сюжетные линии Тургенева были утрачены, «появились банальные оперные ситуации», и что «не являясь новым словом в искусстве, опера Ипполитова-Иванова все же пользовалась симпатией слушателей».
«МО»