Гергиев продирижирует «Семеном Котко» в «Зарядье»: полусценическое исполнение оперы (11 июня 2022)

Гергиев продирижирует «Семеном Котко» в «Зарядье»: полусценическое исполнение оперы (11 июня 2022)

11 июня в 14.00 в Большом зале «Зарядья» – полусценическое исполнение оперы Сергея Прокофьева «Семен Котко» (1939) по повести Валентина Катаева «Я, сын трудового народа…» (1937). Солисты, хор, симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер – Валерий Гергиев. Опера в пяти действиях, семи картинах, продолжительностью 3 часа 30 минут, с двумя антрактами.

«Опера “Семен Котко” – как известно, одна из самых новаторских у Прокофьева, которую он создавал (как и в скоро будущем “Повесть [о настоящем человеке]”) в период стилевых диктатов в опере. Рождение “Семена Котко” совпало с господством на отечественной сцене так называемой песенной оперы, резонирующей тогдашней активности массовой песни», – пишет в книге «Театр Сергея Прокофьева» (М.: «Композитор», 2012) музыковед Елена Долинская.

Партии исполнят:

  • Семен Котко – Сергей Семишкур (тенор)
  • Ткаченко, бывший фельдфебель – Андрей Серов (бас)
  • Софья, дочь Ткаченко – Жанна Домбровская (сопрано)
  • Микола, молодой парень – Антон Халанский (тенор)
  • Фрося, сестра – Дарья Рябоконь (меццо-сопрано)
  • Ременюк, председатель сельсовета – Евгений Никитин (бас-баритон)
  • Ивасенко, старик – Михаил Колелишвили (бас)

ПРЕМЬЕРА И КОНТЕКСТ

Премьера оперы состоялась 23 июня 1940 в Москве, в Оперном театре имени К. С. Станиславского. К тому времени уже был расстрелян (2 февраля 1940) режиссер Всеволод Мейерхольд, который и намеревался ставить «Семена Котко» (ставила в итоге актриса Серафима Бирман, дирижировал Михаил Жуков, художником постановки был Александр Тышлер). Творческие связи Мейерхольда и Прокофьева сложились еще до революции. В 1917 Всеволод Эмильевич взялся за постановку «Игрока» (замысел не был осуществлен). Позднее он рекомендовал Прокофьеву сюжет сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам» в качестве основы оперного либретто (идея Мейерхольда поставить эту оперу не осуществилась). К 100-летию со дня смерти Пушкина (1937) Мейерхольд готовил в своем театре спектакль «Борис Годунов» с музыкой Прокофьева, но зрители его не увидели: набрала ход начавшаяся в середине 1930-х травля режиссера – Сталину не понравился спектакль Мейерхольда «Дама с камелиями».

В 1938 Театр имени Мейерхольда был закрыт. Помещение на Триумфальной площади, в котором великий режиссер строил театр будущего, было передано Московской филармонии, перестроено, и спустя два года – 12 октября 1940 – в нем открылся Концертный зал имени П. И. Чайковского.

Поддержать и защитить Мейерхольда пытался только его учитель Станиславский, но после смерти Станиславского (в августе 1938) спасать Мейерхольда было уже некому. 20 июня 1939 в Ленинграде Всеволод Мейерхольд был арестован. 15 июля в Москве, в квартире Мейерхольда в Брюсовом переулке, была зверски убита его жена – актриса Зинаида Райх.

Последним «спектаклем» Всеволода Мейерхольда стал фрагмент Парада физкультурников на Красной площади, над которым опальный режиссер – изгнанный отовсюду и пытавшийся зацепиться за любую соломинку, чтобы остаться в живых – работал в 1939 вместе с Прокофьевым.

О ПЕРЕКРОЙКЕ ЛИБРЕТТО

После подписания пакта Молотова-Риббентропа (1939) сюжет с упоминанием немецкой оккупации Украины в Гражданскую войну (действие происходит в Украине в 1918, главный герой, воевавший с немцами в Первую мировую войну, возвращается в родное село, которое затем занимают немцы и гайдамаки) никак не мог быть принят тогдашней советской властью. Ровно так же – после пакта – запрещался и фильм Сергея Эйзейнштейна, ученика Мейерхольда, «Александр Невский» (1938) с музыкой Прокофьева, вернувшийся на экраны лишь с началом войны (обо всех изменениях, коснувшихся этой знаменитой кинокартины, подробно рассказывает бывший директор Музея кино Наум Ихильевич Клейман).

«Карта Европы стремительно и до неузнаваемости менялась. Пришлось много выправлять в тексте “Семена Котко” – немцев сменили австрийцы (Австрия теперь была частью рейха), были убраны любые негативные упоминания об оккупации». (Из книги Игоря Вишневецкого «Сергей Прокофьев»; М.: Молодая гвардия, 2009)

17 апреля 1940 состоялся первый закрытый прогон оперы, с участием Прокофьева, заменившей Мейерхольда в режиссуре “Семена Котко” актрисы Бирман, представителя Народного комиссариата иностранных дел Чиченовского, молодого Бориса Покровского (на тот момент – режиссера Горьковского театра оперы и балета) и главного цензора по музыкальному репертуару Бурмистренко.

И. Вишневецкий цитирует в книге «сюрреальную их беседу, зафиксированную стенографисткой», в том числе фразу Покровского (кажущуюся нам особенно любопытной): «Можно, наконец, допустить, что в село немцы не дошли. Но в музыке есть четкость и ритм, указывающие на то, что это именно немцы».

После письма Прокофьева Молотову, с призывом лично прийти и отсмотреть оперу, 11 июня 1940 состоялся новый закрытый прогон. Разрешение на постановку было получено, музыка осталась без изменений, но немцев заменили на неких неопределенных солдат некоей оккупационной армии. 23 июня состоялась премьера.

Прокофьев хотел, чтобы его оперу – после ареста Всеволода Мейерхольда – ставил Сергей Эйзенштейн. Серафима Бирман же в воспоминаниях «признается, что довести спектакль до сцены ей было поручено свыше и что в начале работы ее преследовал самый настоящий “страх”, а после ареста Мейерхольда композитор держался с ней “надменным и замкнутым до недоступности”». (И. Вишневецкий)

ИСТОРИЯ ПОСТАНОВОК

11 июня 1960 «Семен Котко» впервые прозвучал в Ленинграде, в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском) в постановке Алексея Киреева (дирижер – Сергей Ельцин, художник – Семен Мандель), в 1960-1962 эта постановка была показана в Кировском театре 11 раз.

В 1970 состоялась премьера «Семена Котко» в Большом театре (режиссер-постановщик – Борис Покровский, дирижер – Фуат Мансуров, художник – Валерий Левенталь). В сезоне 1970/71 спектакль был показан 10 раз, в следующем сезоне – 5 раз, на гастролях Большого в Венгрии – 2 раза.

8 июня 1999 в Мариинском театре Валерий Гергиев продирижировал премьерой «Семена Котко» в постановке Юрия Александрова (художник-постановщик – Семен Пастух, художник по костюмам – Галина Соловьева, художник по свету – Глеб Фильштинский).

В 2014 состоялись два концертных исполнения «Семена Котко» в Москве: сначала на сцене Центрального академического Театра Российской армии, затем – на Новой сцене Большого театра. Дирижировал Валерий Полянский. Проект был подготовлен Государственной академической симфонической капеллой России, солистами ГАБТа, «Геликон-оперы», Центра оперного пения Галины Вишневской, МАМТа, Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского, Самарского театра оперы и балета.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм