Виртуальная реальность. Эрве Буасьер — директор канала «Medici.tv»

Выступление на конференции директоров музыкальных конкурсов России
Виртуальная реальность. Эрве Буасьер — директор канала «Medici.tv»
Эрве Буасьер (Herve Boissiere) на VII Конференции директоров музыкальных конкурсов России. Фото Александр Палиев

В первый день VII Конференции директоров музыкальных конкурсов России 25 июня, на заседании  выступили выступление выступили Эрве Буасьер, учредитель и директор интернет-канала классической музыки Medici.tv (Франция), и Анна Яковлева, руководитель пресс-службы XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского.

«Medici.tv» уже второй раз выступает официальным партнером онлайн-трансляции Международного конкурса им. П.И. Чайковского, показывая его на весь мир.

Эрве Буасьер окончил университет Sciences Pо (Институт политических исследований), один из ведущих французских университетов в области общественных наук, который называют «кузницей» политической элиты: среди его выпускников — генеральный секретарь ООН с 1992 по 1996 Бутрос Бутрос-Гали, 28 глав государств и правительств, 4 президента Французской республики (Жак Ширак, Франсуа Миттеран, Франсуа Олланд и Эмманюэль Макрон), 13 премьер-министров Франции (10 из последних 18).

Эрве работал в Лионской опере, одном ведущих оперных театров мира (в 2018 здесь прошла мировая премьера оперы Александра Раскатова «ГерМАНИЯ»). Он также работал на лейблах Erato, знаменитых Warner Music France и Warner Classics, является одним из основателей лейбла Naïve, продюсером более 500 аудио- и видеозаписей. Кавалер Ордена искусств и литературы.

Эрве Буасьер, директор телеканала Medici.tv? Анна Яковлева, пресс-секретарь XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Фото Дмитрий Лилеев

Medici — тайна имени

Идея названия канала была проста. Имя Медичи ассоциируется с итальянским Ренессансом, с эпохой Возрождения. Для нас было важно создать медиа-платформу, которая олицетворяла бы возрождение классической музыки. Члены семьи Медичи были меценатами, покровительствовавшими артистам, писателей, поэтов, архитекторов, музыкантов. И, несмотря на то, что Medici.tv — частная коммерческая компания, ее главная идея – сделать доступной классическую музыку и предоставить ее бесплатно как можно большему количеству людей. На выбор названия повлияли идея возрождения, спонсорства, поддержки и создания возможностей для артистов, а также то, что его очень легко произносить и запомнить.

Я начинал свою карьеру как музыкальный продюсер, работал с крупными лейблами и имел удовольствие наблюдать лучшие годы индустрии в 90-х, когда были популярны CD и звукозаписывающие компании успешно функционировали. Все изменилось с появлением Интернета и App Store: бизнес продажи CD-дисков рухнул. Но мы хотели убедиться, что сможем продолжить выполнять нашу миссию — соединять артиста и публику через новые медиа-платформы. И было логично использовать онлайн-трансляции через Интернет.

В 2005, когда был запущен YouTube, для меня было очевидно, что это фантастический шанс. И здесь не было никакого риска. Обычно, когда в бизнесе происходит скачок, полностью меняющий правила, это можно расценить либо как риск, проблему, либо как хорошие новости. Начальный период был непростым, потому что все предыдущие бизнес-модели менялись или разрушались. Но в долгосрочной перспективе все оказалось хорошо. Так что я действительно верю, что, когда происходят эволюционные изменения, это к лучшему, потому что дает новые возможности. YouTube стал для меня примером такой возможности, потому что спустя два года я запустил Medici.tv на фестивале Вербье в Швейцарии. В то время все, кому не лень, говорили: «Что?! Классическая музыка в Интернете?? Самая глупая идея, которую я когда-либо слышал!». А сейчас, более 10 лет спустя, мы очень гордимся и рады, что конкурс Чайковского во второй раз выбрал нас в качестве официальной интернет-платформы этого события. Так что за 10 лет многое поменялось. И сегодня для всех кажется естественным следить за крупными музыкальными событиями по Интернету. Это могут быть оперные премьеры, это могут быть концерты, конкурсы, это может быть что угодно. Теперь это легко и логично.

Вам, русским, повезло

Исторически нашими основными партнерами являются фестивали в Вербье, Зальцбурге, Люцерне. Мы работали с фестивалем в Экс-ан-Прованс (Франция), Аспене (США), Глайндборне (Англия), BBC Proms в Лондоне.

Но можно сказать, что история Medici делится на периоды до и после конкурса Чайковского.

Вам, русским, очень повезло. Потому что классическая музыка настолько в крови у вас, в вашей культуре, в вашей истории, в вашей душе, что это вся ваша жизнь. Если сравнить с Нью-Йорком, я могу сказать, что это совсем другая история. В Карнеги-холл совсем другая публика.

Конкурс Чайковского олицетворяет и несет в себе все ценности, в которые мы верим и для которых работаем. Конечно, это и бизнес, но важнее его миссия, большая цель, потому что, в конце концов, мы верим, что искусство, музыка могут сделать мир и жизнь лучше.

Чайковский — это бренд, символ России во всем мире. Вы приглашаете и отбираете лучших музыкантов со всего мира. У каждого есть шанс, просто нужно быть талантливым. Конкурс открыт для всех.

Это сочетается с огромным влиянием СМИ, которое осуществляем и мы. Важен не только победитель, важны все финалисты. Вместе они делают этот конкурс уникальным.

Мы проводим трансляции многих соревнований. Это прекрасные конкурсы — например, конкурс Вана Клиберна в США, конкурс Шопена в Варшаве или Рубинштейна в Тель-Авиве, других и рады с ними сотрудничать. Но с точки зрения интереса разница огромная. Напомню, в прошлый раз, в 2015, за две недели мы собрали 8 миллионов просмотров, а сейчас уже за неделю собрано более 10 миллионов просмотров. По сравнению с другими это действительно большая разница.

Фото Дмитрий Лилеев

Бизнес-модель Medici.tv

Мы работаем в Париже. В Medici 30 сотрудников, из них сформировано 4 основных отдела.

Первый департамент — производственный отдел, который организует отношения и партнерство для прямой трансляции событий, таких как конкурс Чайковского. Мы транслируем около 200 событий в год. Около 100 мероприятий, таких как концерты в Карнеги-холл, конкурсы (я не считаю конкурс Чайковского, потому что это особый мир, ведь здесь полуфинал и финал идет 5–6 дней, и это иной вид контента). Мы транслируем мастер-классы: Мы всегда вкладывали много усилий в образовательные проекты, передачу опыта, видео мастер-классов являются постоянным предложением на нашей платформе. Есть и спецпредложения: быть репетиции, дискуссии, разнообразный контент, сочетающий музыку и слово. 1-й, производственный отдел отвечает за организацию логистики, мы сами (иногда в партнерстве с той или иной компанией) продюсируем себя от А до Я. Конечная цель состоит в том, чтобы сделать весь этот контент доступным в прямом эфире на Медичи.

Второй департамент — это отдел маркетинга. В нем есть два «подотдела»: редакционная группа, ответственная за социальные медиа, все коммуникации, контент, который мы делаем доступным в Medici или за его пределами по официальным каналам, и команда продаж — люди, отвечающие за маркетинг. Наша бизнес-модель основана на конвертации шаг за шагом людей в подписчиков. Идея состоит в том, чтобы создать большое сообщество людей, которым доступен бесплатный контент, затем зарегистрировать их бесплатно по электронной почте, а после этого убедить их пойти дальше и стать подписчиком.

Третий департамент является наиболее важным и отвечает за интернет-технологии, веб-разработку. Мы пригласили людей, разрабатывающих платформу и мобильные приложения, у нас есть 6–7 инженеров, работающих день и ночь, чтобы сделать наш контент доступным, IT-специалисты.

Вы не представляете, насколько усложнилась сегодня наша работа по причине появившегося разнообразия электронных устройств! Когда мы начинали 10 лет назад, наша платформа была доступна с PC. Это было удобно и не очень сложно. Конечно, нам приходилось учитывать разные версии… Но количество вариантов было довольно ограниченным. Сегодня вот из-за этого (показывает телефон), из-за мобильных телефонов — безумный кошмар, потому что у всех разные устройства, операционная система, условия эксплуатации. Таким образом, разнообразие ситуаций у наших клиентов в разы возросло по сравнению с тем временем, когда мы начинали.

50% аудитории смотрят трансляции на мобильных устройствах. Все зависит от типа контента. Иногда, например, мы просим конкурсантов прислать короткое презентационное видео, портрет. Этот тип контента (очень короткий) в 70% случаев, просматривают на мобильных устройствах. А длительные видео (например, гала-концерт) в основном смотрят на компьютере или по телевизору, потому что многие теперь подключаются к своему компьютеру через Chromecast, телефон с пультом дистанционного управления. Мы все больше ориентируемся на мобильные устройства, но в целом соотношение все еще в пользу компьютеров (60–65% на 35–40% мобильных телефонов).

Одно из важных средств просмотра — телевидение. Забавно то, что люди отказались от прежнего телевидения, чтобы выходить в Интернет со всего разнообразия новых устройств, особенно с мобильных телефонов. А теперь, особенно в нашем бизнесе со специфическим контентом, возвращаются к телевидению через онлайн-дистрибуцию (IPTV) для просмотра больших опер, концертов в гостиной, на удобном диване, чтобы провести приятный вечер с бутылкой хорошего виски, как это было 20 лет назад.

И, наконец, последний департамент — это отдел менеджмента. Под менеджментом мы понимаем в первую очередь роялти. Ключ к интернет-бизнесу — достоверность цифр, особенно для правообладателей. На канале Medici 2000 программ, многие из которых лицензируются производителями, правообладателями. Наша способность своевременно предоставлять точный отчет об использовании (сколько просмотров, в каких странах, сколько они длятся по времени, сколько подписчиков, с каким предложением, ежемесячно, ежегодно, по скидке, по специальным предложениям и прочее) — это ключевой момент для доверия к нам и пониманию нашего бизнеса. Для этого нам нужны люди, которые полностью преданы делу и посвящают все свое время созданию чрезвычайно прозрачных и подробных отчетов. И это важно. Потому что даже такая крупнейшая музыкальная компания в мире, как Apple Music, например, отправляет отчеты, которые совершенно… [разводит руками] Вы получаете чек, это хорошо, но детали расчета не ясны, и никто не оспаривает и не обсуждает это, потому что это Apple. Но у небольших компаний, таких как мы, все должно быть абсолютно безупречно. Для этого у нас должны быть люди, работающие над администрированием управленческой отчетности. Они предоставляют нам информацию о том, что минимальное время просмотра конкурса Чайковского, одного из 10 миллионов — это час. Это очень важно. Значит, что человек не просто пролистнул, прошел мимо, а остановился, посмотрел. Этот заход засчитывается как просмотр, меньший не засчитывается. Они дают нам статистику по странам и по городам, это потрясающе. И эта детальная проработка ведется менеджерской компанией.

Андрей Устинов, Эрве Буасьер, Анна Яковлева. Фото Александр Палиев

Крупным планом

При съемке очень важно выстроить художественную концепцию работы камеры. Мы думаем о людях, у которых нет возможности, удовольствия и роскоши присутствовать на концерте в зале. Таким образом, мы автоматически несем ответственность за иные впечатления. Их источник в том, что, когда вы находитесь в зале, вы сидите в одном месте и видите сцену с одной точки. Зависит от выбора места, конечно, но все равно, ситуация не меняется. Другое дело, когда есть 5, 7, 10 камер. С их помощью вы действительно можете рассказать новую историю. Важно, как вы используете сторителлинг, чтобы сделать осязаемым артиста, с которым вы не в одном зале и даже не в одном времени. Ведь многие люди смотрят программы, которые мы представляем, не в прямом эфире, а во время повтора, иногда недели и месяцы спустя! Так как же создать нечто точное, интересное и интеллектуальное, когда вы не в зале и не наблюдаете концерт вживую? Это ключ к работе.

Очень важная задача — показать людям вещи, которые они никогда не увидят, находясь в зале. А также детально представить исполнителей, чтобы показать их с тех ракурсов, которые зрители не могут увидеть по определению: например, за кулисами, где зрители не могут находиться. Чтобы по-настоящему погрузиться в интимность выступления, необходимо показывать моменты до того и после того выступлений сыграют… И мы начинаем съемку не тогда, когда артист начинает играть, а гораздо раньше! Мы показываем, как он выходит на сцену, как идет к роялю, как начинает поправлять банкетку, как он готовит себя, как он начинает исполнять музыку. Это драматургия, это история, которой мы должны поделиться и предложить публике в Интернете. Потому что, когда вы находитесь в зале, вы видите артиста, но у вас с ним нет связи. А с помощью удаленных камер, которые легко можно разместить повсюду в очень хороших позициях (местах, точках), вы действительно можете почувствовать близость человека, которого снимаете. Нужно быть осторожными, чтобы не быть навязчивыми, не мешать — ведь в приоритете музыка, но создать другую историю, потому что мы находимся на сцене с исполнителем и показываем его по-новому. Вот в чем наша цель.

Сколько камер работает в одном зале — зависит от программы. Для сольного фортепиано мы используем 6 камер, а для концертов с оркестром с большим залом — 9. А для заключительного гала-концерта лауреатов их будет 9 и еще одна на кране, которая даст хороший обзор зала, ведь концерт будет в «Зарядье» — очень красивом новом зале, поэтому важно показать его.

На съемках конкурса Чайковского заняты и наши собственные, и местные операторы. Мы много работаем с телевидением, с Мариинским театром, потому что у него есть свои производственные мощности, оборудование и очень талантливые люди, а также нанимаем много фрилансеров. Всего в команде около 250 человек. Это смесь разных ресурсов. Но руководят процессом всегда режиссеры Medici.tv.

Авторское право

У Medici заключен контракт с «Росконцертом», организатором Конкурса Чайковского, который решает все проблемы по лицензированию прав с авторами и с участниками, подписывает контракты. Задачи Medici по этому контракту — решение вопросов съемок и логистики.

Мы можем управлять проектом и местом проведения. Например, мы работали в зале «Репино», где проходили прослушивания на деревянных духовых. Это совершенно новый зал, поэтому мы создали для него конкретное решение. У телеканала «Культура» свои требования, так что мы принимаем различные решения по материально-техническим и съемочным вопросам в каждом конкретном случае, в любой ситуации.

Эрве Буасьер вместе с сотрудниками редакции "Музыкального обозрения" (Екатерина Романова, Э.Б., Ангелина Паудяль)

Лучшие из лучших

Кроме конкурса Чайковского в России Medici работает с конкурсом Grand Piano competition Дениса Мацуева. Мы ежегодно транслируем вокальный конкурс «Operalia» Пласидо Доминго, надеемся наладить регулярное партнерство с конкурсом Клиберна в США. Когда-то мы работали на фортепианном конкурсе в Лидсе в Англии, конкурсе Нильсена в Дании, конкурсе Шопена, Лонг – Тибо в Париже.

Таким образом, идея состоит не в том, чтобы сотрудничать со всеми или со многими. Цель в том, чтобы продвигать самое лучшее в классической музыке во всем мире. Нам не нужно делать больше, чем мы делаем, чтобы отразить лучшее из лучшего. Карнеги-холл, Зальцбург, Мариинский театр, Берлинская филармония, Лондонский симфонический оркестр. То же самое с конкурсами. В мире есть клуб из 10 соревнований, которые действительно серьезны и значимы. Надеюсь, это не прозвучит высокомерно, но если у нас есть шанс поработать с конкурсом Чайковского, то нет смысла работать с маленькими конкурсами. Это не логично. Просто попробуйте сделать это действительно хорошо. Не поймите меня неправильно, это не снобизм. Мы считаем, что для того, чтобы расширить аудиторию любителей классической музыки сегодня, мы должны представить лучших исполнителей. Как и в любом другом искусстве.

Скажем, когда вы идете в музей на выставку живописи, вам будет трудно увлечься, если вы начнете с художников второго сорта. Возможно, вы составите свое собственное мнение. Но если у вас есть возможность посетить лучшую галерею с 10 шедеврами, это произведет более сильное впечатление. И затем вы сможете совершить свое путешествие, вы сможете сделать собственные открытия, увидеть собственную перспективу. Мы в Medici считаем, что, работая с самыми лучшими, с первыми, мы имеем лучшие перспективы для того, чтобы расширить сферу распространения классической музыки и привлечь новых людей. В этом наша миссия, ответственность.

Для демократизации классической музыки нужно начать с лучших из лучших, тогда наша работа будет более эффективной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

AMKR-conference980_banner2_11