Премьера балетов Игоря Стравинского в Ростовском музыкальном театре

Концертные танцы
Премьера балетов Игоря Стравинского в Ростовском музыкальном театре
Сцена из балета "Игра в карты". Фото предоставлено пресс-службой Ростовского музыкального театра

В Ростовском музыкальном театре 17–18 ноября состоялась премьера трех балетов Игоря Стравинского. Александр Сергеев представил новую хореографию «Концертных танцев» (1942); Виктория Литвинова – свою версию балета «Игра в карты» (1937), Софья Гайдукова и Константин Матулевский – балет для пения «Пульчинелла» (1920). Художественный руководитель постановки – генеральный директор театра и его худрук Вячеслав Кущев.

Авторами идеи постановки балетов Стравинского на ростовской сцене выступили гендиректор театра Вячеслав Кущев и главный балетмейстер Иван Кузнецов. С одной стороны, в Ростовском музыкальном театре с момента его основания в 1999 не шли сценические произведения Игоря Стравинского, за исключением одноактной оперы «Мавра» (2013, режиссер-постановщик Анастасия Неговора, дирижер-постановщик Андрей Аниханов), с другой, инициаторы вечера балетов композитора в Ростове хотели, чтобы в программу попали редко исполняемые опусы Стравинского. Хореографам еще год назад предложили выбрать музыкальное произведение на свой вкус, но не из таких широко известных балетов, как «Петрушка», «Весна священная» или «Жар-птица», идущих во многих театрах (Мариинском театре, Большом театре, театре «Кремлевский балет» и других). Когда выбор музыки был сделан и вечер сформировался, проектом занялся Леонид Алексеев, ставший автором единой сценографической концепции трехактного спектакля с музыкой трех разных балетов Стравинского. Дирижер-постановщик – Михаил Грановский, который осенью 2023 стал главным дирижером Ростовского музыкального театра.

Концепция Алексеева предполагала, что к «Концертным танцам» и «Игре в карты» следует добавить импровизированные музыкальные вступления. Таким образом все балеты приравнивались по форме к «Пульчинелле», увертюра которой написана самим Стравинским. Художник придумал давать перед каждым балетом короткое пантомимное представление с тремя персонажами, и эти три сцены, отделенные от «тела» спектаклей хореографов, он поставил сам. Для миниатюрных вступлений Михаил Грановский подобрал музыку из финала Symphony in C к «Концертным танцам» и «Эпитафию для арфы, флейты и кларнета» к «Игре в карты». Это удлинило оба балета на две минуты каждый.

Сцена из балета "Концертные танцы"

Стравинский в бункере

Известно, что Стравинский меньше всего хотел жить в стране с железным занавесом и работать в условиях, где свобода человека ограничена какими-то рамками и запретами. Экспериментируя, художник-постановщик вечера балетов Стравинского Леонид Алексеев конструирует на сцене ростовского театра монументальную декорацию, которая напоминает бункер. И в унылого серого цвета стенах этого внушительных размеров закрытого пространства хореографы представляют свои постановки на музыку Стравинского.

Дизайн бункера немного меняется от балета к балету, но всегда понятно, что действие разыгрывается в закрытом пространстве. Каждый акт снабжен пантомимой, как бы встроенной в сценографию: первые две минуты от начала каждого балета опускается сценический занавес, в который хитро вмурованы по три артиста, занятых в постановке только в этих эпизодах вступления. По самому занавесу, пока артисты мимируют в нишах, «блуждают» некие художественные образы, навеянные музыкой Стравинского.

Коллаж из ритмов

Любопытно, что к «Концертным танцам» в 1971 обращался Леонид Якобсон, в труппе которого в советское время блистали родители Александра Сергеева, хотя хореография той постановки не сохранилась. Получается, что уже во второй раз хореограф работает с музыкой, которая волновала ленинградского хореографа (первой была партитура балета Бориса Тищенко «12»). В музыке «Концертных танцев» Стравинский передает свои ощущения времени, делая моментальные снимки. Он фиксирует события и художественные явления прошлого, свидетелем которых он являлся сам, будучи композитором Русских сезонов Сергея Дягилева, а также новые направления в музыке и искусстве, которые он встретил уже в Америке. Отражения этих явлений переданы Стравинским через постоянные смены ритма и синкопы. В своем абстрактном балете Сергеев осмысляет предложенные композитором «сбивки» ритма в контексте реального времени.

Пользуясь методом коллажа, Сергеев «вклеивает» крошечные цитаты из того или иного узнаваемого балета в собственную хореографию, обогащая собственный язык танца, который он еще не полностью сформировал. Танцевальные эпизоды, в которых нет единого стиля, в его балете взаимосвязаны только через условных персонажей – Солиста (Никита Повалихин), Двойку (Дарина Радионова, Елена Садыхова), Пару (Анастасия Сапрон и Игорь Кочуров) и кордебалет. Персонажи могут исполнять сольные танцы, выходить в дуэтах, или пересекаться с другими персонажами, ожидающими на сцене своей музыки. Когда сбивка ритма случается слишком быстро, так называемые герои балета не успевают убежать со сцены и сталкиваются с персонажами из «другой оперы», образуя на сцене красивые построения. Солист отвечает в балете Сергеева за всех солистов-виртуозов спортивного вида из балетов на музыку Шостаковича («Золотой век» Юрия Григоровича, «Светлый ручей» и “Concerto DSCH” Ратманского). Девушки в экстравагантных желто-серых мини-пачках смутно напоминают солисток из балета Форсайта «Головокружительное упоение точностью». Пара в красном пришла из балета Баланчина «Рубины», и ассоциацию с ними «приносит» не столько схожий ритмичный рисунок в эпизоде, сколько именно цвет костюмов. Заметно, что ассоциации эти мучительны для хореографа, который сам выходил и в «Рубинах», и в “Concerto DSCH”, а сейчас вынужден мириться с тем, что лицензии на исполнение этих балетов в России не продлены. Однако чувство утраты не превратилось у него в унылую ностальгию, но переросло в осмысленную рефлексию, и в результате получился самобытный спектакль – интересный и познавательный для публики, и исключительно полезный для тренингов танцовщиков труппы Ростовского музыкального театра, которые ничего сложнее в своей жизни пока не танцевали.

Сцена из балета "Пролог"

Окно в свободу

Для Виктории Литвиновой «Игра в карты» стала первой большой работой, которую она представила как хореограф. Любопытно, что она – участница премьеры «Игры в карты» в постановке Ратманского в Большом театре в 2005 – никаких заимствований из того уже снятого с репертуара балета, в котором хореограф хотел «приподнять» самых молодых солистов труппы, доверив им сольные партии в коротком, но исключительно сложном танцевальном спектакле, не сделала, так как предпочитает развивать в балете сюжетное направление. Ей не трудно было разделить музыку на три части, так как сам Стравинский предусмотрел паузы между тремя сдачами [карт], и таким образом Литвинова смогла вместить в 25 минут три истории, объединенные одним персонажем, а именно Стравинским, который как Джокер в оригинальном либретто, превращающийся в разную карту, постоянно перевоплощается и путешествует во времени. В первой сцене он вместе с другими участниками Русских сезонов оказывается свидетелем женитьбы Вацлава Нижинского на Ромоле и наблюдает за развитием роковых событий в судьбе танцовщика и хореографа. Он танцует на импровизированной сцене, построенной в форме окна (того самого, через которое улетает Призрак розы в балете Михаила Фокина «Видение розы»).

Подобно Джону Ноймайеру, автору балета «Нижинский» (2000), Литвинова удачно смешивает элементы балета-байопика и балета с вымышленным либретто, также используя метод коллажа, когда созданные Нижинским хореографические образы, запечатленные на картинах и фотографиях, накладываются на авторскую хореографию.

Во второй части Стравинский (Анатолий Устимов) встречается с Коко Шанель (Екатерина Кужнурова), которая была не только спонсором самых эпатажных балетов дягилевской антрепризы и автором костюмов к некоторым постановкам, но и, возможно, состояла со Стравинским в романтических отношениях.

В третьей картине Стравинский восхищается американской музыкой и общается с Фрэнком Синатрой (Денис Сапрон). На работу Литвиновой в Ростове оказало влияние ее участие в репетициях балетов Юрия Посохова. Она разучивала с артистами Мариинского театра «Чудесный мандарин» Бартока в Мариинском театре, в июне 2023, и работала с Посоховым как ассистент над «Пиковой дамой» в Большом театре. Как и Посохов, Литвинова развивает неоклассическое направление с уклоном в драмбалет. Сюжетный с большим количеством разных танцев балет «Игра в карты», поставленный между абстрактным балетом Сергеева и практически драматическим спектаклем Гайдуковой и Матулевского, примиряет два непримиримых направления.

Сцена из балета "Пульчинелла"

Где-то в восточной Европе

Софья Гайдукова и Константин Матулевский переделали балет для пения, в основе которого лежат «композиции» Джованни Перголези (на самом деле – партитуры неизвестных композиторов XVIII века, изданные под именем мэтра оперы) и сюжет комедии дель арте, в балет-детектив о переодетом франтом жулике, орудующем в лобби роскошного отеля. Хореографы переносят действие балета из условной Италии в условную восточную Европу с ее шикарными гранд-отелями, пришедшими в упадок после Первой мировой войны. Похожая история с вором разыгрывается в фильме Уэса Андерсона «Отель “Гранд Будапешт”». Постановщики рассчитывали, что узнаваемая эстетика фильма-хита сделает балет более смешным. В основе хореографии спектакля – принцип повторяемости действий как для артистов, которые танцуют, так и для персонажей-пешеходов и оперных певцов. Идиотизм повторяемых поз, фраз, движений – здесь балерина не раз крутила фуэте – также вызывал смех. В итоге получилась крепкая, хотя и не богатая оригинальными танцами, постановка на стыке оперы, балета и драмы. Подобных работ в репертуаре театра еще не было.

Следующую балетную премьеру театр представит на V Международном фестивале балета имени Ольги Спесивцевой, который пройдет в Ростове-на-Дону с 17 по 24 мая. Это будет балет в постановке Ивана Кузнецова о жизни и судьбе Спесивцевой.

Екатерина БЕЛЯЕВА

Александр Сергеев (первый солист балета Мариинского театра)

Окончил Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой в 2004 году (класс профессора Геннадия Селюцкого). В труппе Мариинского театра с 2004. Солист с 2010. Танцевал премьерные спектакли «Диана Вишнёва: Красота в движении» («Повороты любви» Дуайта Родена, «Лунный Пьеро») в США и российскую премьеру в Мариинском театре. В рамках проекта Мариинского театра «Мастерская молодых хореографов» в 2019 представил балет «Не вовремя» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, в 2020 – номер «Фарфор» на музыку Михаила Глинки. Также в 2020 для артистов Мариинского театра поставил номер «Пионерская сюита» на музыку Дмитрия Шостаковича. В 2022 поставил балет «12» Бориса Тищенко и сочинил хореографию последней части проекта Нижегородского театра оперы и балета “Терезин. Квартет” (на музыку Пяти пьес для струнного квартета (1923) Эрвина Шульхофа). Хореограф опер «Сказки Гофмана» (2021) и «Лакме» (2021), театрализованного концерта Юлии Маточкиной и Анатолия Кузнецова «Истории любви» (2021), а также совместного видеопроекта Мариинского театра и Русского музея – постановщик танцевальных номеров, исполненных артистами балета Мариинского театра в интерьерах Михайловского дворца (2021). В апреле 2021 дебютировал в качестве чтеца в представлении «Истории солдата» Стравинского в Концертном зале Мариинского театра. В декабре 2023 исполнил роль Петра Леонтьевича в премьере балета Валерия Гаврилина “Анюта” в постановке Владимира Васильева на сцене Мариинского театра. В марте 2024 года представит авторскую версию балета Лео Делиба “Коппелия” вместе с художником Леонидом Алексеевым на сцене Мариинского театра. В этом же сезоне заявлен в качестве постановщика балета “Карнавал” по записям Михаила Фокина (1910) в Урал Опера Балете. В ноябре 2024 представит новое “Лебединое озеро” (в постановке будет использована оригинальная версия партитуры балета Петра Чайковского 1876 года) в Нижегородском театре оперы и балета.

Виктория Литвинова

В 2006 окончила Московскую государственную академию хореографии. В 2006-2020 – артистка балета Большого театра России. В числе партий: Балерина («Нуреев» Юрия Посохова и Кирилла Серебренникова на музыку Ильи Демуцкого), Люська («Золотой век» Юрия Григоровича на музыку Дмитрия Шостаковича); ведущая партия в «Рубинах» («Драгоценности» Джорджа Баланчина); Прюданс Дювернуа («Дама с камелиями» Джона Ноймайера); партия в балете Иржи Килиана «Симфония псалмов» на музыку Игоря Стравинского; первая солистка («Ундина» Вячеслава Самодурова). Первая исполнительница партии Котобенка в балете Юрия Смекалова «Мойдодыр» (2012). Участвовала в проекте «Мастерская новой хореографии»: в 2006 была среди исполнителей номера «Мыслю, следовательно существую» на музыку группы Coil (хореография Анны Абалихиной и Дины Хусейн). В 2008 исполнила партию Офелии в мировой премьере балета Алексея Фадеечева «Гамлет» в Ростовском государственном музыкальном театре. В 2018 выступила в мировой премьере пластического спектакля Юрия Смекалова «Солярис» на музыку Бхимы Юнусова, поставленном на сцене Санкт-Петербургского государственного драматического театра «Приют комедианта». В 2019 принимала участие в петербургских спектаклях «1-2-3-4» (автор идеи, художественный руководитель и один из хореографов – Юрий Смекалов) на Второй сцене БДТ и «Три товарища?..» в театре «Приют комедианта» (режиссер и хореограф – Юрий Смекалов).

Софья Гайдукова

Родилась в балетной семье (бабушка – известная советская балерина, солистка Большого театра, автор реформы хореографического образования и ректор училища хореографии Софья Николаевна Головкина). В детстве занималась в Школе классического танца «Ледяха» при культурном центре ЗИЛ, в 2003 окончила Московскую государственную академию хореографии. Высшее балетмейстерское образование получила в 2011, окончив ГИТИС (мастерская Нины Семизоровой). Там же стала магистром по направлению «Театральное искусство. Современный сценический танец и хореография» (мастерская Аллы Сигаловой). С 2012 преподает современный и сценический танец в ГИТИСе. С 2003 в течение 14 лет – ведущая солистка классической и современной труппы театра «Балет Москва».

В амплуа хореографа работала над номерами балета «Арабеск» для конкурса артистов в Перми. Занималась также постановкой выступлений на фестивале танцев DANZOLYMP в Берлине, конкурсе, проходившем в рамках проекта Дианы Вишневой CONTEXT, а также на Dance-платформе в Екатеринбурге.  В тандеме с Константином Матулевским занималась постановкой спектаклей Other Words в рамках проекта Большого театра «Лица», «Оркестр» в театре «Балет Москва», «Райский» на фестивале CONTEXT и других. Ставила номера для различных телевизионных проектов на каналах Первый, ТНТ, «Россия-1», «Россия-Культура». Куратор третьего сезона танцевального шоу молодых талантов «Большой балет». В 2020 вошла в состав жюри проекта «Большие и маленькие», где танцевальные команды из разных регионов борются в различных танцевальных стилях.

Константин Матулевский

В 2000 окончил Академию русского балета им. А.Я. Вагановой по специальности «Артист балета», с 2000 по 2006 работал в Театре Балета Бориса Эйфмана. С 2006 работает как видео-дизайнер и виджей с петербургскими музыкальными группами. С 2010 по 2012 – в Театре танца Саши Кукина, участвует в танцевальных проектах «Времена года», «Овощи и фрукты». В качестве видео-дизайнера и танцовщика участвует в создании перформансов «Теснота» и «Через лес» арт-группы Dance Video Action, в качестве танцовщика – в проекте METAMORPHOSE. С 2013 по 2017 – в составе трупп классического и современного танца театра «Балет Москва». Работал с хореографами Р. Обадиа, Н. Сайдаковой, И. Перезом, Х. Аркесом, А.Л. Очоа, К. Пантьез, М. Форсбергом, В. Варнавой. Преподает в школе танца ЦЕХ. Постановки в проектах: «Хореодром» в театре «Балет Москва», «Ночь танцев» в Москве и в Санкт-Петербурге. В апреле 2024 стал победителем (серебряная медаль и новая будущая постановка в Башкирском театре оперы и балета ) Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в Йошкар-Оле. На конкурсе представлял фрагменты из балета “Моцарт и Сальери”.

Как танцовщик и хореограф выпускает работы в сотрудничестве с С. Гайдуковой: Wormholes and jumping moles, «Оркестр. Мера страха», Memoriae в театре «Балет Москва», «Райский» на Фестивале Дианы Вишневой CONTEXT. В качестве хореографа участвовал в постановках «Психоз», «Андромаха», «Октавия. Трепанация» Электротеатра Станиславский, «Андерсен. В поисках сказки» Центра им. Вс. Мейерхольда.

Ставит номера для российских и международных балетных конкурсов. Участник мастерской молодых хореографов «Dance-платформа» в Екатеринбургском театре оперы и балета. Преподает современный танец и сценическое движение в РАТИ-ГИТИС, Школе-студии МХАТ и Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова (окончил ее в 2020 по специальности «Режиссер театра, кино и телевидения).

Хореограф проекта «Большой мюзикл» на канале «Культура», хореограф ледового шоу Евгения Плющенко «Щелкунчик».

Михаил Грановский

Родился в Москве в семье потомственных музыкантов. Окончил Московское хоровое училище и Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования у Бориса Тевлина (1994) и оперно-симфонического дирижирования у Геннадия Рождественского (1998). Неоднократно участвовал в дирижерских мастер-классах Гельмута Риллинга в Московской консерватории и Баховской академии в Штутгарте.

В 2001–2013 годах был дирижером-стажером, а затем дирижером Большого театра, где вел около десятка опер, в том числе “Похождения повесы” Игоря Стравинского в постановке Жмитрия Чернякова, и несколько балетов текущего репертуара, а также дирижировал спектаклями Московской академии хореографии.

Сотрудничал с Российским национальным оркестром, участвовал в ІІІ Большом фестивале РНО (2009-2011). В 2008–2018 годах был главным приглашенным дирижером Екатеринбургского театра оперы и балета, в котором представил (в том числе как дирижер-постановщик) ряд оперных и балетных спектаклей и концертных программ, гастролировал с труппой театра в Португалии и Таиланде.

Сотрудничал с Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», академическими симфоническими оркестрами Санкт-Петербургской, Новосибирской, Саратовской и Ульяновской филармоний; камерными оркестрами — Государственного Эрмитажа («Санкт-Петербург Камерата») и Большого театра, «Времена года», «Амадеус», греческим HellasOrchestra; с ансамблем «Студия новой музыки». Выступал с Михаилом Плетневым, Ольгой Бородиной, Александром Рудиным, Денисом Мацуевым, Викторией Постниковой, Сергеем Догадиным, Айленом Притчиным, Аленой Баевой, Денисом Шаповаловым.

Дирижировал в петербургском Михайловском театре, осуществлял постановки в Башкирском государственном театре оперы и балета, Национальном театре Сараево, Национальном оперном театре Мехико. Выступал на заключительных гала-концертах Шаляпинского оперного фестиваля в Татарском театре оперы и балета (2017). Принимал участие в работе жюри композиторского конкурса в рамках фестиваля Московской филармонии «Другое пространство» (2018).

С 2018 по 2022 возглавляд Томский академический симфонический оркестр. В июне 2019 года на фестивале «Классическое лето» имени Эдисона Денисова представил с оркестром несколько мировых премьер: «Три портрета» Дмитрия Смирнова, «Сибирскую поэму» Алексея Чернакова и Симфонию № 3 («3еркало») Андрея Тихомирова.

Продолжает сотрудничество с труппой UniversalBallet в Сеуле (Южная Корея) в качестве постоянного приглашенного дирижера (с 2013). С этим коллективом гастролировал в Колумбии, провел премьеры нескольких классических европейских и современных балетов.

Леонид Алексеев (художник-сценограф и художник по костюмам)

Выпускник лондонского Центрального колледжа искусства и дизайна Святого Мартина (Central Saint Martins). Начал карьеру в сфере дизайна в 2004. Регулярный участник недель моды в Санкт-Петербурге и Москве с коллекциями собственного бренда, в 2009 году стал лауреатом премии «Дизайнер года» по версии журнала GQ. В 2011 участвовал в русской версии проекта «Подиум» в качестве эксперта, в 2013 в качестве приглашенного дизайнера – в римской неделе кутюра AltaRoma и в Сopenhagen Fashion Week. Сотрудничал в творческих проектах с такими компаниями, как FOSP, футбольный клуб «Зенит», РЖД, ФК «Динамо», «Газпром нефть». Художник по костюмам спектаклей «Пиквикский клуб» (2009) в МХТ им. А. П. Чехова, «Великая магия» (2012) и «Женитьба Фигаро» (2014) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина, «Шварц. Недосказанные сказки» (2021) в Школе-студии МХТ. Разрабатывал костюмы и сценическое оформление для танцевального шоу к Национальному дню Катара (2018, 2019). Автор визуальной концепции и костюмов к постановке «Хипхопера: Орфей & Эвридика» (2018). В качестве арт-директора оформил десятки эстрадных шоу и концертов.

Куратор направления моды на факультете дизайна в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Автор учебных программ магистратуры моды «Создание фэшн-бренда» и «Современный дизайн одежды». В 2022 стал художником-постановщиков балета Бориса Тищенко “12” на сцене Мариинского театра (в хореографии Александра Сергеева).

Вячеслав Кущев

Художественный руководитель – генеральный директор Ростовского музыкального театра с момента его создания в 1999. Председатель Ростовского отделения СТД.

Выпускник Ростовского государственного музыкально-педагогического института (ныне Ростовская консерватория им. С. В. Рахманинова, 1975). С 1978 года – начальник Городского управления культуры. В 1985 возглавил Управление культуры Ростовской области. В 1990 году окончил Академию общественных наук. Кандидат философских наук («Художественное сознание: отражение и прогнозирование развития действительности», 1990). Благодаря личному опыту, авторитету в области культуры и искусства, яркому творческому и организаторскому таланту руководителя театр в минимальный срок вышел на высокий профессиональный уровень, став настоящим культурным феноменом современной России. В течение нескольких лет в Ростовском музыкальном театре были созданы профессиональный симфонический оркестр, высококлассные оперная и балетная труппы, образованы хор, детские хоровая капелла и театральная студия. По его инициативе открыто хореографическое отделение в Ростовском училище искусств, и таким образом в городе была основана профессиональная балетная школа. За 22 лет существования театра под художественным руководством Вячеслава Кущева создано 127 премьер: оперы, балеты, оперетты, мюзиклы, произведения для детей. Привлекает к работе с труппой выдающихся режиссеров, балетмейстеров, музыкантов, художников из России, Италии, Франции, США, Австрии, Венгрии. По инициативе и непосредственном участии руководителя в Ростовском музыкальном театре были исполнены сотни концертных программ, организованы фестивали, проведены циклы абонементных спектаклей для детей, реализованы уникальные просветительские проекты, встречи со студенчеством и множество других форм непосредственного общения со зрителями.

Труппа Ростовского музыкального театра известна не только в России, но и за рубежом. Коллектив ежегодно выступает за границей, показывая свои оперные, балетные спектакли и оригинальные концертные программы в более 20 странах мира – на лучших сценах Великобритании, Германии, Италии, Испании, Польши, Португалии, Франции, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Китая и других стран. Неоднократно ростовские артисты гастролировали в российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Самаре. В 2015 и в 2019 г. труппа музыкального театра первая из всех нестоличных коллективов выступала на Исторической сцене Большого театра, представив оперы «Фауст» Ш. Гуно, «Хованщина» М. Мусоргского, «Жанна Д’Арк» Дж. Верди и балета «Драма на охоте» на музыку П. Чайковского и «Эсмеральда» Ц. Пуни. Коллектив отмечен множеством зарубежных, российских и региональных наград. Неоднократно участвовал в Национальном театральном фестивале «Золотая маска» и был удостоен трех премий за работы постановщиков и артистов в опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (2005), опере-мистерии А. Рыбникова «Юнона и Авось» (2011). Театр постоянный участник Фестиваля Ассоциации музыкальных театров России «Видеть музыку».

Иван Кузнецов

Главный балетмейстер Ростовского музыкального театра (с 2017)

Окончил Московскую академию хореографии по классу премьера Большого театра Ю.В. Васюченко в 2006 году. Проработал в Венской Опере два года, поступил в труппу Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 2009 году  в качестве ведущего солиста был приглашен в Новосибирский театр оперы и балета, где в репертуар входили партии: принц Зигфрид (“Лебединое озеро”), принц Дезире (“Спящая красавица”), принц Оршад (“Щелкунчик”), Базиль (“Дон Кихот”), Солор (“Баядерка”), Али, Ланкедем (“Корсар”), граф Альберт (“Жизель”), Франц (“Коппелия”), солист (“Tchaikovsky pas de deux”, “Who Cares?” – хор. Баланчина) и др. Как хореограф-постановщик начал свою деятельность в 2016 году с постановки номера для Новосибирского хореографического училища. В 2017 году представил публике па-де-де “Ромео и Джульетты” и “Бизе-сюиты” из одноименных одноактных балетов, а также два балета “Feeling I Чувство” (Ф. Гласс) и “Бизе-сюита” (Ж. Бизе). Придумал и воплотил в жизнь проект “Звезды балета Сибири”, концерты которого трижды с успехом прошли в Новосибирске в сезоне 2016-2017. С 2017 занимает должность главного балетмейстера Ростовского музыкального театра. Инициатор и организатор первого на Дону международного балетного фестиваля им. Ольги Спесивцевой, который прошел уже четырежды. Хореограф-постановщик мировых премьер одноактных балетов “Цвет” на музыку Жоржа Бизе, “Заводной пируэт” на музыку Л. Готтшака. Автор либретто и хореографии балета “Золушка” Сергея Прокофьева (2022) и хореографии балета “Коппелия” Лео Делиба (2023).

Занимается активной просветительской деятельностью. Стал автором и ведущим абонементного цикла “Балет для всех”, проходившего на Камерной сцене театра и знакомившего ростовчан с балетной профессией, историей этого вида искусства, постановками и артистами труппы.  Также стал автором цикла гала-концертов “Легенды балета” на Большой сцене театра, который включает в себя интересную программу и увлекательное повествование об истории жизни и творчества звёзд российского и мирового хореографического искусства.

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях