Василий Петренко возглавил Госоркестр имени Е.Ф. Светланова

Любитель публики
Василий Петренко возглавил Госоркестр имени Е.Ф. Светланова
Василий Петренко. Фото предоставлено пресс-службой Госоркестра им. Е.Ф. Светланова

В Госоркестре сменился художественный руководитель: с 1 сентября 2021 в этой ключевой должности (главного дирижера в ГАСО нет – такова структура этого коллектива) Владимира Юровского сменил Василий Петренко. С Госоркестром у него давние отношения — с 2000-х. Кроме того, в 2001–2004 (а до того в 1994–1997) Петренко был дирижером Михайловского театра, а в 2013–2014 — приглашенным дирижером этого театра. В 1997–2001 работал в театре «Зазеркалье». В 2004 (когда не стало Равиля Мартынова) он возглавил Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр и руководил им до 2007. В 2016 — стал главным приглашенным дирижером Госоркестра, с которым затем выступал в России и за рубежом. Так что нынешние перемены в ГАСО не выглядят удивительными: к новой должности В. Петренко, которому в июле 2021 исполнилось 45 лет, шел долго и поступенно.

«Русский Британец»

Его российская карьера строилась не в пример британской, когда «понеслось», о чем сам Петренко сказал в интервью «МО», опубликованном в № 7 (400) за 2016 год:

«<…> Решающим оказался конкурс в Кадакесе в Испании (VI конкурс, июль 2002. Прим. «МО»). В Кадакесе всегда были хорошие лауреаты: Джанандреа Нозеда (1994), Михал Нестерович (2008), сделавшие прекрасную карьеру.

В тот год председателем жюри был Невилл Марринер <…>. Я подошел к нему и спросил: сэр Невилл, выиграл я конкурс, а дальше-то что? После этого разговора он познакомил меня со Стивеном Райтом, который тогда был директором IMG Artists в Лондоне. Райт “сбросил” меня своим подчиненным, а они свели с людьми, которые в течение двух-трех лет меня “отслеживали”, приезжали на мои концерты. Дело в том, что на конкурсе в Кадакесе в качестве приза было предложено 40 концертов по всей Европе. Я дирижировал этими оркестрами, и большинство из них приглашали меня снова. Агентство увидело, что на мне можно заработать, и сразу предложило контракт. Конечно, поторговались немного…

В сентябре 2004 позвонили в агентство из Ливерпуля и попросили прислать какого-нибудь молодого дирижера на один концерт с очень маленьким гонораром – 300–400 фунтов. Желательно русского, поскольку в программе был “Александр Невский” Прокофьева. Я поехал, продирижировал <…>».

В 2006 Василий Петренко был назначен главным дирижером Королевского филармонического оркестра Ливерпуля. Спустя семь лет Ливерпульский оркестр заключил с ним бессрочный контракт. В 2018 было объявлено о назначении Петренко главным дирижером Королевского филармонического оркестра в Лондоне с начала сезона 2021/2022 (пятилетний контракт). А в январе 2021 Министерство культуры РФ сообщило, что с 1 сентября этого года Петренко станет художественным руководителем ГАСО. При этом с Ливерпулем, где у Петренко статус пожизненного худрука, дирижер терять связей не намерен. «Я буду работать с этим оркестром примерно две-три недели в год», —сказал он в июне 2021 в интервью «НГ».

Планы срочные и долгосрочные

В том же интервью Петренко поделился своими планами работы с Госоркестром: «Во-первых, мы будем продолжать проекты, которые вел Владимир Михайлович Юровский. Фестиваль “Другое пространство” (художественное руководство которым осталось за Юровским. – Прим. «МО»), цикл “Истории с оркестром”. Наше участие в фестивале “Лето. Музыка. Музей” я планирую уже на 2022 и 2023 годы. <…> Я не думаю, что в программном плане будет какой-то колоссальный сдвиг, но мне хотелось бы более долгосрочных масштабных проектов. Например, сыграть цикл симфоний Малера в течение двух лет или симфоний Мясковского, которые можно было бы не только исполнить, но и записать. <…> Есть идеи по кросс-жанрам. Допустим, пригласить к сотрудничеству рок-музыкантов, из джаза, из фольклорной среды. В Московской филармонии есть возможность для использования разных технологий, так что можно сыграть “Турангалила” Мессиана с визуальными эффектами… То есть мне интересно расширение границ, в разумных пределах, разумеется.

Я попытаюсь сделать так, чтобы увеличилось количество гастролей оркестра. В силу того, что у меня для этого есть больше возможностей, я не связан эксклюзивными обязательствами с другими коллективами и агентствами. <…> Это общемировая практика. И это в моих интересах, в интересах оркестра, когда я понимаю, что если мы будем работать вместе меньше, то это не оставит никакого следа, никакой марки. И если оркестр это понимает, то наша совместная работа идет в удовольствие, нет никакой обязаловки».

Первым концертом Василия Петренко в новой должности стал концерт 15 сентября 2021 в БЗК (памяти Е. Ф. Светланова), открывший новый сезон ГАСО. В программе – Третий фортепианный концерт Бетховена (солистка – Элисо Вирсаладзе) и Пятая симфония Шостаковича.

26 сентября в КЗЧ, Госоркестр под управлением В. Петренко выступил со знаменитым виолончелистом Мишей Майским (Виолончельный концерт Дворжака). Также звучали Увертюра к опере «Проданная невеста» Сметаны и Вторая симфония Элгара.

30 ноября в «Филармонии-2» Петренко дирижировал Второй симфонией Рахманинова и его Вторым фортепианным концертом (солист Николай Луганский).

А в конце декабря ГАСО под руководством Петренко примет участие в XXI Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств» (25.12.2021, Санкт-Петербургская филармония, Скрипичный концерт Чайковского с солистом Сергеем Крыловым и Вторая симфония Рахманинова) и выступит в КЗЧ вместе с Вероникой Джиоевой и Василием Ладюком: предновогодне пестрая программа популярных арий и дуэтов (Верди, Доницетти, Леонкавалло, Чилеа, Массне и др.).

Он не Юровский, он — другой

В январе 2021, говоря о ГАСО, Петренко сказал, что для него «большая честь стать художественным руководителем одного из лучших оркестров мира, продолжать и развивать традиции, заложенные Александром Гауком, развитые Евгением Светлановым и другими дирижерами». Странным образом не был персонально упомянут Владимир Юровский (человек, сделавший для Госоркестра невероятно много, вернувший ГАСО в его золотой век оркестрового звучания, связанный с именем Е.Ф. Светланова), без которого Петренко вряд ли стал бы главным приглашенным дирижером ГАСО и – позднее – художественным руководителем Госоркестра (тогдашнему министру культуры Мединскому предлагались разные кандидатуры, они лоббировались разными группами, среди протежировавших был и один известный пианист). Именно Юровский был заинтересован в Петренко как в своем преемнике. Осенью 2019, на встрече с В. Мединским он отстаивал интересы оркестра и обсуждал возможную кандидатуру преемника. Петренко вписался в концепцию Юровского, связанную с развитием Госоркестра. Кроме того, его приняли оркестранты.

Репертуарно же Петренко, если посмотреть на программы его выступлений с ГАСО последних нескольких лет, придерживается линии, далекой от концептов Юровского. Принципиально следуя за вкусами публики, а не воспитывая ее, как это продолжает делать Юровский, последовательными усилиями которого публика постепенно приходит к пониманию современной музыки, российской и зарубежной – или хотя бы уходит от резкого негатива в ее адрес, что тоже немало. У Петренко же, по большей части, проверенная классика: Чайковский, Рахманинов, Григ, Бетховен, Брамс (прихотливее выглядят программы его фестиваля «Лето. Музыка. Музей», где можно услышать и Цемлинского, и Малера, и Равеля, и Стравинского)… Даже в «Историях с оркестром» 2018 (Михаил Юровский, Владимир Юровский, Василий Петренко — памяти Геннадия Рождественского) у Юровского – «Русские похороны» Бриттена, а у Петренко – «Ромео и Джульетта» Чайковского (впрочем, еще и Скрипичный концерт Корнгольда и «Петрушка» Стравинского).

«В большинстве случаев мы играем пьесы, которые сегодня можно послушать двумя кликами», — сказал Петренко в интервью «НГ» (08.06.2021). Важен, конечно, контекст фразы, но и сама по себе фраза, что называется, играет. В том интервью, напомним, Петренко довольно жестко формулировал свои руководительские правила: «<…> Как дирижера и руководителя, меня абсолютно не должно волновать, что происходило в жизни оркестранта вчера. И даже то, что происходило сегодня. Музыкант должен обязательно посмотреть свой репертуар до начала репетиции, должен прийти подготовленным. В большинстве случаев мы играем пьесы, которые сегодня можно послушать двумя кликами, поэтому кроме знакомства со своей партией не мешает познакомиться с тем, как звучит сочинение. И в-третьих, быть в физической и ментальной форме, позволяющей с максимальной отдачей работать. Вот эти вещи — они для меня как основа, как умываться по утрам».

А вот из другого интервью, опубликованного 29.06.2021 на ClassicalMusicNews.Ru: «Мы, оркестры, существуем для публики. Не публика для нас, мы — для публики. И нам нужно, говоря условно, обнимать публику, а не ожидать, что она на нас будет молиться (вспомним вновь церковь). <…> Публике необходимо нести ощущение позитива, публика мгновенно чувствует его отсутствие. Опять-таки, “историческая насупленность” общества в России просто обязана быть измененной для прогресса общества!»

Вот так, ни много ни мало, об «исторической насупленности» российского общества!

С каждым новым интервью (а их Василий Петренко, кажется, дает охотно) дирижер становится все экстравагантнее в высказываниях: «Фашисты отправляли людей в камеры под Вагнера… В то же время огромное количество людей, которые направлялись в камеры, может быть, не Вагнером, но своими личными культурными ценностями были вдохновлены в этот свой последний момент. Это помогало им оставаться людьми.

Ведь читая истории об этих ужасных концентрационных лагерях, мы чаще слышим о случаях поддержки людьми друг друга, чем о случаях людоедства и убийства. Даже в советской истории, которая тоже иногда была весьма мрачной, даже в смешанных лагерях, в том же ГУЛАГе, где были и уголовники, и политические репрессированные, и ученые, и писатели, — даже там прививалась некая внутренняя культура, которая не позволяла людям убивать друг друга».

На этой высокой философской ноте перейдем к зарубежным концертам Василия Петренко.

10 и 11 декабря 2021 в Tokyo Metropolitan Theatre он продирижирует Симфоническим оркестром NHK: две идентичных программы — «Вариации на тему рококо» Чайковского (солист — Даниэль Мюллер-Шотт) и «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля. А на январь 2022 запланировано масштабное американское турне Петренко с лондонским Королевским филармоническим оркестром: восемь концертов (с 11 по 31 января), в двух из них – Первый концерт Чайковского (солисткаОльга Керн), в двух —Первый виолончельный концерт Шостаковича (солист Киан Солтани), в трех —Рахманинов («Симфонические танцы»), в четырех — Элгар (в основном «Энигма-вариации», но прозвучит и Концерт для виолончели в исполнении Киана Солтани) и во всех восьми — Морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс» Бриттена.

Антон ДУБИН, «МО»