В АСО имени В.И. Сафонова второй раз в сезоне сменился главный дирижер.

В АСО имени В.И. Сафонова второй раз в сезоне сменился главный дирижер.
Николай Цинман

Не успел освоиться на новом месте виолончелист Николай Шугаев, назначенный в июле 2023, как его, не дожидаясь окончания сезона, заменили на Николая Цинмана.

Северо-Кавказская филармония — старейшая в России (как и оркестр, она в 2025 отметит 130-летие) и одна из трех федеральных филармоний России, наряду с Московской и Санкт-Петербургской. Согласно Уставу организации, Филармония находится в ведении Министерства культуры РФ (Распоряжение Правительства РФ от 5.01.2005). Финансируется Министерством культуры РФ, которое осуществляет функции и полномочия учредителя.

В филармонии стабильно руководство: за 130 лет было всего 10 директоров, а за последние полвека — всего два: Владимир Бережной и его дочь Светлана (органистка и пианистка). А вот главные дирижеры меняются довольно часто. Вот картина XXI века: в 2002–2004 оркестром руководил Юрий Кочнев (параллельно с должностью художественного руководителя и главного дирижера Саратовского театра оперы и балета), в 2005–2009 Конрад ван Альфен, в 2010–2015 Станислав Кочановский, в 2015–2022 — Димитрис Ботинис. С сезона 2022–2023 Ботинис — художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского симфонического оркестра и главный приглашенный дирижер АСО имени В.И. Сафонова. С сезона 2024/25 возглавит АСО Санкт-Петербургской филармонии (до этого 6 лет остававшийся без худрука и главного дирижера).

Кочановский, Ботинис, Цинман — лауреаты Всероссийского музыкального конкурса по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование».  Конкурс по этой специальности — вотчина Ю.И. Симонова, бессменного председателя жюри, чей голос играет решающую роль при распределении премий. Юрий Иванович пристрастно относится к лауреатам, озабочен устройством их судеб, многих привлекал к работе со своим оркестром. Цинман — ассистент Ю.И. Симонова, участник его мастер-классов. Ботинис — выпускник класса Симонова в Санкт-Петербургской консерватории. Оба регулярно дирижируют АСО МГАФ.

В карьере самого Юрия Ивановича оркестр филармонии на Кавминводах сыграл большую роль. Будущий народный артист СССР возглавлял этот оркестр в 1967–1969, после Всесоюзного конкурса дирижеров, на котором получил VI премию. И этот коллектив стал своеобразным трамплином для стремительного взлета: в 1969 Симонов победил на международном конкурсе дирижеров Академии «Санта-Чечилия» в Риме, затем работал в ЗКР АСО Ленинградской филармонии под руководством Е.А. Мравинского, дебютировал в Большом театре. Через год, в 1970 —в 29 лет! — назначен главным дирижером Большого театра СССР. Наверное, у маэстро Симонова особое отношение к Северо-Кавказской филармонии, филармоническому оркестру, и можно предположить, что кандидатуру Цинмана (как и Ботиниса) предложил именно он.

Даешь овации!

На портале https://nash-kislovodsk.ru/debjut?ysclid=lvj54la7f0199403884 появилась заметка Т. Булгаковой, писательницы-любительницы и меломанки (орфография и пунктуация сохранены):

«20 апреля 2024 года произошло событие, которое многие и не заметили, но оно стало началом пути еще одного Главного дирижера в истории Академического симфонического оркестра Северо-Кавказской государственной филармонии им. В.И. Сафонова. Именно в этот день перед концертом любители классической музыки, купив программку в филармонии, обнаружили, что назначен новый главный дирижёр оркестра Николай Цинман. Казалось бы, всего-то два слова, но…

Времени выяснять и открывать поисковик в интернете не было, да и зачем?

Постоянные слушатели филармонии помнят пару музыкантов с одной фамилией, все же запомнили, но не поэтому, а по манере дирижирования, по запомнившимся работам с солистами, с изумительными концертами Яна Сибелиуса совместно со скрипачом Графом Муржой, получившим специальный приз на Конкурсе имени Родольфо Липицеро (Горация) [Гориция — «МО»] за лучшее исполнение именно этого концерта Сибелиуса; с бесподобным виолончелистом Александром Раммом, исполняющим прекрасный концерт К. Сен-Санса и открывшего нам новое произведение композитора А. Шора.

20 апреля 2024 года оркестр под Вашим управлением исполнил симфонию № 3 Людвига ван Бетховена. Это произведение положило начало зрелому творческому пути композитора.

Публика бурными аплодисментами выразила, что поняла ваш намек. Продолжительными овациями она благодарила весь состав Академического симфонического оркестра во главе с Вами, желая всем вам совместного творчества. На своей страничке в соцсетях Вы написали:

«Сегодня состоялся мой дебют…. Очень важный для меня день!»

Он важен и для всего культурного пространства Юга России. Кисловодск последние два года возвращает себе прежнее название «летней культурной столицы России».

Наш оркестр великолепен!»
Судя по записям в Youtube, оркестр Северо-Кавказской филармонии действительно находится в неплохой форме. А о достижениях Цинмана, как и о том, надолго ли он задержится в Кисловодске, говорить еще рано.

Николай Цинман (род. 1993) Окончил ЦМШ (класс В.А. Пикайзена), Московскую консерваторию (класс Э. Грача), РАМ им. Гнесиных по дирижированию (класс доц. А. Рейна). Участвовал в мастер-классах Ю. Симонова, Т. Курентзиса, В. Понькина, В. Полянского, Я. Клесса, Б. Белкина, З. Брона, Т. Габоры и др.

Лауреат Международного конкурса скрипачей им. Ю.И. Янкелевича (Омск, 2009; II премия), конкурса «Концертино Прага» (2009; III премия), Международного конкурса дирижеров им. Нургисы Тлендиева (Астана, 2017; I премия и специальный приз «Симпатии оркестра»), Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2019; II премия в номинации «Оперно-симфоническое дирижирование»).

В 2014–2015 — скрипач и помощник главного дирижера Калужского молодежного симфонического оркестра. В 2016–2017 дирижер Московского театра сатиры. С июля 2018 —ассистент главного дирижера Академического симфонического оркестра Московской филармонии.

Сын скрипача Михаила Цинмана, руководителя камерного оркестра Большого театра, заместителя концертмейстера симфонического оркестра ГАБТ, участника Трио имени Рахманинова.